« Применение компетентностного подхода в обучении английскому языку».
статья на тему

Шикир Оксана Юрьевна

Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования и выступает понятие «компетенция/компетентность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pedagogicheskogo_opyta.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического опыта: « Применение компетентностного подхода в

обучении английскому языку».

Актуальность выбранной темы:

      В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть  изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования и выступает понятие «компетенция/компетентность».  Это означает формирование нового «результата образования»: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что, и призван обеспечить компетентностный подход.  Он акцентирует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенных знаний, а и ещё и умение применить их в жизни. Таким образом, результат – образование для жизни, для успешной социализации в обществе. Здесь важны разнообразные формы организации самостоятельной работы, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Основные задачи:

  • Создать условия  для  развития познавательных интересов и способностей, критического  мышления  и    мировоззрения учащихся;
  • Совершенствовать  работу по качеству обучения на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • Совершенствовать  общеучебные  умения  и навыки   учащихся с учетом их индивидуальных способностей, активизировать работу со слабоуспевающими учащимися;
  • Оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности,  используя данные современной психолого-педагогической и методической литературы по личностно-ориентированному обучению.

    Компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Он проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность; как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций; как готовность включиться в определенную деятельность. Он предполагает формирование и развитие ключевых компетенций. При определении состава ключевых компетенций мною была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского. Именно эта классификация из всего многообразия показалась мне наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода при обучении английскому языку в школе.

   Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков английского языка рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

       Год из года, приобретая  педагогический опыт, я столкнулась с проблемой: «как лучше» и «что необходимо делать», чтобы  формировать у учащихся мотивацию к предмету и совершенствовать общеучебные умения и навыки, учитывая при этом их личностные особенности и предпочтения.  Накапливая как теоретический, так и практический материал по проблеме мотивации, пришла к необходимости  использования в своей деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые являются  одним из важнейших компонентов компетентностного подхода.

   Прежде всего, повышение мотивации со стороны учителя к изучению иностранного языка способствует дальнейшей самостоятельной мотивации добывания знаний по  предмету. Я мотивирую учащихся на разных этапах по-разному:

- игры, песни, стихи, инсценировки (на начальном этапе)

- различные соревнования, конкурсы, драматизация «Представьте…» (на среднем этапе)

- проектная технология ( на старшем этапе), которая в современной школе является актуальной, так как формирует все 7 ключевых компетенций:

     1.  ценностно — смысловую (обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности.);

2. общекультурную (ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры);

3. учебно-познавательную (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности);

4. информационную (обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире);

5. коммуникативную (знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);

  1. социально-трудовую (выполнение роли гражданина, наблюдателя избирателя, представителя);
  2. компетенцию личного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции).

2.2 Проект с использованием  ИКТ  как одна из технологий компетентностного подхода.

В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я активно использую проектную технологию, так как   работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

    Используя ИКТ на уроках, мотивирую учащихся на создание своих собственных медиапродуктов, а значит, способствую их самореализации. Учащиеся старших классов, используя  компьютерные технологии, с удовольствием готовят разнообразные проекты и выносят их на обсуждение класса.

    Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио- или музыкальное оформление. Каждая тема устной практики, особенно в старших классов, заканчивается проектной работой, и это тоже модернизация процесса образования. Темы же проектов стали носить более сложный жизненный характер, как впрочем, и темы устной практики. В 11классе, например, многие темы носят философский характер: тема:  «Человек – создатель», проект: «Приготовьте информацию об известном английском художнике», тема: «Человек – верующий», проект: «Найдите информацию о мировых религиях прошлого», тема: «Человек – искатель счастья», проект: «Соберите высказывания, пословицы о счастье и представьте их с иллюстрациями и фотографиями под названием «Народная мудрость» и многие другие. В основном ребята делают творческие, информационные, практика - ориентированные проекты. Один из практика - ориентированных, а скорее всего исследовательских проектов стал «Язык Интернет – общения». Из этого проекта вышла исследовательская работа учащихся 11А класса «Стремительный рост «англотизации» молодёжного сленга в России». Практический выход из этого проекта - Интернет общение, международные конкурсы, проекты. Таким образом, при использовании ИКТ происходит накопление опыта через взаимодействие и взаимообучение всех участников образовательного процесса, что, несомненно, положительно сказывается на развитии личности учащихся. В кабинете создан банк проектов и исследовательских работ учащихся, который ежегодно пополняется. Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий в обучении языку на уроках позволяет мне достичь две цели:

-совершенствовать навыки владения языком;

-повышать   уровень компьютерной компетентности, необходимой для жизни и работы в современном обществе.
     Можно сделать  вывод, что особенностями организации учебного процесса школьников с использованием ИКТ являются:
•больший акцент на самостоятельную работу школьников;
•обязательная компьютерная компетентность учащихся;
•мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом.            

      Использование ИКТ в моей практике предполагает повышение качества образования, а также  имеет многофункциональный характер: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный, диагностический, общекультурный, рефлексивный.

    Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать образовательный процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что способствует формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

  • раскрепостить учеников при ответе  домашнего задания.
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Использование в деятельности учащихся ИКТ:

В урочной деятельности. 

    Учащиеся создают наглядные презентации по различным темам: «Хобби», «Экология», «Моя квартира» и др. С помощью мультимедийных продуктов  изучают источники и материалы урока (например на основе мультимедийных справочников и словарей.

Во внеурочной деятельности.

    Учащиеся создают презентации для сопровождения собственных сообщений, создают фотоальбомы по страноведению. При проведении дополнительных занятий, когда отставшие или отстающие ученики изучают материал на основе презентаций. Работа с тестирующими системами и тренажерами.

Самообразование.

     Поиск и отбор учащимися необходимой информации для создания проектов, при проведении исследований, при подготовке докладов и рефератов, при подготовке к ЕГЭ.

    Еще одна технология, используемая мною на уроках для формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение (диалогическая речь) - интерактивный метод.  
    Необходимо подобрать такие темы для общения,  которые было бы интересно обсуждать.  Я использую дополнительно учебное пособие «Streetwise intermediate» издательства «Oxford University Press». Это пособие предлагает самые разнообразные темы для общения: «Граффити», «Анатомия страха», «Борьба полов», «Принимаешь ли ты вызов моды», «Суперфанаты», «Боевые искусства»,  «Имидж поп звёзд», «Дорогой дневник», «Победа любой ценой» (наркотики в спорте), «Стереотипы», «Ценности жизни», «Счастлив ли ты быть собой» и многие другие. Общаться на данные темы более актуально для подростков. Эти темы можно обсуждать с подростками разных стран. А ведь именно практический выход знаниям и призван обеспечить компетентностный подход в обучении иностранному языку.

    За три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету иностранный язык. Таблица успеваемости показывает рост, что является следствием   применения компетентностного подхода в образовательном процессе.

2.4. Обоснование выбора образовательных программ  и комплекта учебно-методической литературы:

  Рабочие программы  по английскому языку для 3-4 классов, для 5,6,7,8   классов  составлены на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего и среднего общего образования, а также:

  1. Программы общеобразовательных учреждений «Английский язык. Школа с углублённым изучением иностранных языков II — XI классы» М.: Просвещение. 2010г., авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.
  2. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Р.Ф.
  3. Дополнительных учебно-методических материалов.
  4. Аудиоприложений к УМК 3,4,5,6,7,8.
  5. Учебного плана МОБУ Лицей №8 на 2011 — 2012 учебный год.

В данных программах отражены основные цели преподавания английского языка  в школе,  которые представлены в федеральном государственном стандарте начального общего и основного общего образования, а также  в них показаны  условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

Речевая компетенция — готовность и способность учащихся осуществлять межкультурное общение в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи), планировать своё речевое и не речевое поведение.

Языковая компетенция — готовность и способность учащихся применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурная компетенция — готовность и способность учащихся строить своё межкультурное общение на основе знания культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; готовность и способность сопоставлять родную культуру и культуру страны изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, объяснять эти различия представителям другой культуры.

Компенсаторная компетенция — готовность и способность учащихся выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность учащихся осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приёмами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в данной линии учебно-методических комплектов реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в единстве её составляющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Компетентностный урок по английскому языку в 7 классе по теме "Англо-говорящие страны"

Урок, основными задачами которого являются:тренировка устной  монологической и диалогической речи; совершенствование навыков чтения; актуализация лексических единиц; совершен...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии"

Данный проект направлен на поиск ответов на вопросы:1.Какие ключевые компетенции  можно формировать  в ходе решения стереометрических задач2.Какие подходы к организации решения стереометриче...

Применение компетентностного подхода в процессе формирования УУД.

Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой представлены 3 группы УУД, на мой взгляд, самые распространенные и реализуемые на разных этапах урока. Так как формирование данных действий – довольно долг...