Применение компетентностного подхода в процессе формирования УУД.
методическая разработка по английскому языку на тему

Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой представлены 3 группы УУД, на мой взгляд, самые распространенные и реализуемые на разных этапах урока. Так как формирование данных действий – довольно долгий и отрабатываемый годами процесс, считаю целесообразным распределить указанные УУД на весь учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение компетентностного подхода в процессе формирования УУД.

Предполагалось, что учителя нашей школы работали над развитием у учащихся универсальных учебных действий (УУД), но не всегда результаты были положительными. Например, наши ребята не видят разницу между окончанием перемены и началом урока. Они продолжают пользоваться телефонами, слушать плееры, общаться друг с другом, позволяют себе приходить на 10-15 минут позже от начала урока и считают это нормой. Что касается учебной деятельности на уроках, можно сказать, что у ребят не сформированы умения и навыки работы с текстом, отсутствует культура устной и письменной речи. Например, они не могут назвать основную мысль текста, составить конспект, выписать цитаты, преобразовать предложения из прямой речи в косвенную, логически построить и сформулировать свой ответ.

Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо применять компетентностный подход. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное, а ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. Этот подход выдвигает на 1 место не информированность ученика, а умения решать проблемы. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий, что соответствует реализации ФГОС.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Данный подход предъявляет свои требования и к педагогам: необходимо искать новые формы, методы и технологий обучения. Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой представлены 3 группы УУД, на мой взгляд, самые распространенные и реализуемые на разных этапах урока. Так как формирование данных действий – довольно долгий и отрабатываемый годами процесс, считаю целесообразным распределить указанные УУД на весь учебный год.

Заключение выступления:

Реализация этого плана предполагает эффективное применение компетентностного подхода в процессе формирования УУД.

Ключевая идея — обеспечить ребёнка запасом универсальных действий, применимых в образовательном процессе и жизненных ситуациях.

Компетентность – это способность человека, умение выпускника школы справляться с задачами и проблемами, это его способность мобилизовать умения в конкретной ситуации.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих высказываний и составление собственных.


Месяц

I группа

Регулятивные УУД

II группа

Чтение и работа с текстом

III группа

Познавательные УУД

1-2

ноябрь - декабрь

Организационный момент на уроке (1-2 минуты):

уметь заходить в класс (постучать, поздороваться, если опоздал извиниться, объяснить причину, подать дневник). Добиваться соблюдения школьных правил, объяснять нормы и правила поведения.

готовить рабочее место (все учебные принадлежности, необходимые для урока, и дневник класть на край парты). Проверить готовность всех учеников, не начинать урок пока все не будут готовы.

Выделять главное. Как выделить главное в тексте учебника:

1.внимательно прочитать параграф или часть его (желательно, чтобы учитель читал только, показывая пример);

2. вместе выделить основную мысль в прочитанном тексте;

 3. найти в тексте примеры или факты, подтверждающие главное в содержании материала;

4. привести свои примеры, взятые из жизненного опыта, которые конкретизируют главное в содержании изучаемого материала (например, о влиянии вредных привычек на здоровье человека);

5.записать главные мысли в тетрадь своими словами. Найти в тексте вывод по изученному материалу.

Всё выполняется вместе с учителем на всех предметах до автоматизации действий, в течение 3-4 уроков, постепенно переходя к самостоятельной работе

3

январь

приветствовать учителя (как приготовился к уроку, встать ровно, молча), также приветствовать вошедшего взрослого во время урока.

Учитель должен:

-с первым  звонком пригласить учащихся в кабинет;

-дать время на подготовку к уроку (1-2 минуты);

-стоя приветствовать учащихся;

-быть позитивно настроенным к ученикам, тем самым создавать благоприятную атмосферу в начале урока.

Составление конспекта как вид письменной работы:

1.определить цель составления конспекта;

2. читая материал, подразделить его на смысловые части, выделить главные мысли, выводы; обратить внимание на аргументы, интересные примеры;

3. наиболее существенные положения (тезисы) последовательно и кратко излагать своими словами или в виде цитат;

4. выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения,  давать ссылку на страницу;

 5. чтобы форма конспекта отражала содержание, нужно располагать абзацы ступеньками, применять цветные ручки, разные способы подчеркивания. Для конспекта обязательны широкие поля, где располагаются дополнительные сведения (даты, появление терминов и т.д.) 

Всё выполняется вместе с учителем на всех предметах до автоматизации действий (3-4 урока)

4

февраль

Внимательно слушать учителя, самостоятельно формулировать задачу урока и стремиться к её достижению на протяжении всего урока

Учитель должен:

-подвести учащихся к формулированию задачи,

-попросить повторить задачу  несколько учащихся (сильного, среднего, слабого), с целью проверки восприятия;

-помочь определить этапы её решения и окончательный результат. 

(Ученики внимательно слушают, формулируют и осмысливают задачу урока, могут её повторить, назвать этапы её выполнения и что должно получиться в результате).

Составлять план прочитанного текста: (действия ученика)

  1. Прочитать внимательно текст или часть его.
  2. Разделить материал на смысловые части, т.е. сгруппировать текст, относящийся к каждой отдельной мысли.
  3. Записать план  в тетрадях.
  4. Пересказать основное содержание текста.

Действия учителя в помощь:

  1. Обсудить с учащимися заголовки к каждой части по главной мысли.
  2. Выбрать вид плана (простой, сложный), грамматическую форму плана (только из назывных предложений; только из вопросительных предложений; смешанный).

5

март

Внимательно слушать учителя на протяжении урок (не перебивать, не выкрикивать, дослушивать до конца);

-Перед изложением материала учитель объясняет ученикам, что сначала они слушают, потом задают вопросы; поднимают руку, если что-то не понимают;

-материал излагает в доступной форме.

Написать отзыв на прочитанную книгу

Действия учителя вместе с учащимися:

  1. Помочь составить алгоритм написания отзыва. Например,
  • Какое впечатление произвела на     вас прочитанная книга?
  • Как называется книга (повесть, рассказ)? укажите её автора.
  • Кто её главные герои? напишите их имена.
  • В какое время происходили события, описываемые в книге?
  • Опишите запомнившийся эпизод из книги, поступок героя, дайте ему оценку.
  • Что вы узнали нового из книги?
  1. Записать алгоритм действий на доске;
  2. Дать объяснение каждому пункту в алгоритме (расшифровать значение);
  3. Помогать в процессе написания, отвечая на вопросы, которые касаются только порядка выполнения работы.

6

апрель

Оформлять записи в тетради в соответствии с орфографическими нормами (точно выполнять требования учителя по оформлению домашней и классной работы в тетради), записывать домашнее задание в дневник. Учитель должен проверить записи в дневниках. Каждый по своему предмету объясняет правила оформления записи в тетради даты, классной, домашней и контрольной работы в соответствии с орфографическими нормами, согласно специфике определённого предмета.

Уметь работать с основными понятиями темы

Действия учителя:

  1. Помочь найти и выделить основные понятия темы.
  2. Объяснить значения данных понятий.

Действия ученика:

  1. Определить основные понятия темы.
  2. Выписать их в тетрадь.
  3. Найти их толкование в различных словарях.
  4. Дать пояснение своими словами.
  5. Уметь применить в практической деятельности.

7

май

Соблюдать нормы поведения на уроке и по его окончанию (не вставать пока учитель не скажет, что урок закончен, собрать вещи, попрощаться с учителем); оценить свою работу (рассказать, что должен был сделать, что получилось, объяснить, как сделал и чего достиг, чем пользовался при выполнении работы).

Учитель должен организовать работу так, чтобы домашнее задание было записано, а оценки за урок  выставлены до звонка. Иметь в запасе дополнительные упражнения и увлекательные приёмы (если осталось свободное время), с целью повышения интереса, мотивации учащихся и создания хорошего настроения и у учителя, и учеников. До выставления оценок спросить достигнута ли поставленная в начале урока задача, какая была задача, как достигали, с помощью каких средств.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения на уроках физики.

Мировая педагогическая практика пока­зывает, что одной из образовательных тех­нологий, поддерживающих компетентност­ный подход в образовании, является метод проектов. Метод проекто...

« Применение компетентностного подхода в обучении английскому языку».

Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, ко...

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "Применение компетентностного подхода к решению задач стереометрии"

Данный проект направлен на поиск ответов на вопросы:1.Какие ключевые компетенции  можно формировать  в ходе решения стереометрических задач2.Какие подходы к организации решения стереометриче...