Индия.Комплексная экономико - географическая характеристика страны
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

В конспекте урока географии для обучающихся 11 класса представлен материал, необходимый для оценки ЭГП страны, природных ресурсов, населения, хозяйства. Представлены различные виды работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bogdanova.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс.  География. Тема урока «Индия. Комплексная экономико- географическая  характеристика страны»

Учитель географии Богданова Виктория Сергеевна.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Индия. Комплексная экономико -  географическая характеристика страны» средствами технологии критического и проблемного обучения.

Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов – индуизм, сиксизм материк в миниатюре; показать значение государства в структуре мирового хозяйства; отрабатывать правила работы с картой,  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззренческой географической культуры личности, толерантности.

Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Формирование  УУД:

-Личностные: воспитание патриотизма, развитие правильной самооценки;

- Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке, планирование своего действия в соответствии с задачей;

- Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками и учителем, совершенствовать  умения представлять свои знания в группе, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

- Познавательные: накопление знаний по теме урока, преобразование информации из одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса.

Тип урока:  Урок изучения нового материала, урок – семинар.

Технология РКМ и проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.

Средства обучения: учебник географии 11 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.  География. Материки и океаны: Ч. 2, атласы и контурные карты по географии, 11 класс. Настенные  карты  «Физическая карта  мира», «Политическая карта мира ». Мультимедийное оборудование, слайд-презентация об Индии.

Учитель: проверим  домашнее задание по теме: « Китай».

Задачи на опрос: знают особенности государства, его краткую характеристику, основные отличия Китая от других стран.

Предлагаю 2 вида работы: повышенной сложности - расшифровать, объяснить цифры:

1. 1млрд.300 млн. – население Китая.

2. 600 чел/км2 -  максимальная плотность.

3. 94% - населения страны китайцы.

4. 3,2 тыс.долларов – показатель ВВП на человека.

5. 9,6 млн.км2   - площадь страны.

Программированный тест (меньшая сложность)

1. По площади Китай занимает 3 место в мире после России и Канады(+)

2. Страна имеет  выгодное ЭГП(+)

3. Китай обеспечен всеми видами минеральных ресурсов(+)

4. В Китае велика среднедушевая обеспеченность пахотными землями(-)

5. Наиболее благоприятные условия для земледелия на западе страны(-)

6. Китай - слабоурбанизированная страна(+)

7 Китай – многонациональная страна(+)

8. В энергетике страны преобладают нефть и газ(-)

9. Свыше 1 тыс. металлургических предприятий расположены на востоке страны(+)

10. Машиностроение Китая выпускает широкий ассортимент продукции(+)

Цель на урок (называют учащиеся) Что мы будем знать?

ЭГП государства, особенности природных условий и ресурсов, характеристику населения страны, структуру хозяйства.

Мотивация - Индия дружественное России государство, с  богатой  историей, традициями, культурой, является нашим важным торговым партнером, союзником в Азиатском регионе. Поэтому мы должны знать это государство.

Величайшие деятели искусства, политики: Николай Рерих, Джавахарлар Неру, Махатма Ганди, Индира  Ганди и др.

Актуализация опорных знаний: вспомним план изучения страны, запишем его на доске в виде таблицы.

Показать Индию на политической карте мира, назвать ее столицу.

Итак: наша задача на этапе изучения нового государства: знать особенности ЭГП, обеспеченность страны природными ресурсами, особенности населения, уровень развития хозяйства, его размещение, проблемы, сельскохозяйственные районы и основные культуры.

Вопрос учителя (проблемный, пишется заранее на доске)

В чем проявляется многоликость Индии?

Для изучения нового материала по плану мы должны будем разбиться на группы:

1. ЭГП и государственное устройство.

2. Природные условия и ресурсы.

3. Население страны.

4. Характеристика промышленности, центры, продукция.

5. Обзор сельского   хозяйства.

6 Структура экспорта и импорта.

Каждая группа заполняет свою колонку в таблице, время работы 10 минут.

Итоги работы групп:

Федеративное государство, глава - президент, 21 штат и 8 территорий центрального подчинения, независимое государство с 1947 года, входит в состав Британского Содружества, государственные языки английский и хинди.

На доске - структура экономики-

Доля промышленности  в ВВП –  28%

Сельского хозяйства –  32%

Сферы услуг -  39%

Экономика работает на внутренний рынок, доля экспорта- 6-7% ВВП.

Экспорт - чай – 21% мирового экспорта

Специи, изделия из кожи, драгоценные и полудрагоценные  камни – 10% мирового экспорта,

7%- хлопчатобумажных тканей, лекарственные средства.

Импорт - нефть, нефтепродукты, машины, сырье и полуфабрикаты для промышленности. Торговые партнеры: Россия, США, Япония, Германия, Великобритания, Бельгия, ОАЭ.

Вопросы для обобщения и закрепления нового материала.

Цель: обобщить полученные знания, выделить особенности, ответить на вопросы.

1. В чем проявляются черты благоприятности в ЭГП страны?

2. Как сказалось на развитии страны ее колониальное прошлое?

3. Почему Индию называли « Жемчужиной Британской короны»?

4.Что характеризует население страны, какие основные показатели?

5. В чем особенности хозяйства Индии (многоотраслевая промышленность, но доминирует с/х)

6. Докажите, что с/х является ведущей отраслью хозяйства.

7. В чем проявляется особенности экспорта страны?

Итак: ответим на главный вопрос урока:

Ответ на проблемный вопрос. Многогранность, многоликость Индии в:

1 разнообразии ее природных условиях.

2 разнообразии природных богатств и минеральных ресурсов.

3 население- многонациональное, различные религии, различная плотность, уровень жизни, просвещение, кастовые различия.

4 разнообразная промышленная продукция и ручной труд.

5 производство космических кораблей, спутников, ядерное оружие и аграрный уклад экономики.

6 дворцовый комплекс Тадж- Махал и трущобы  городов.

Итоги урока: что мы знаем о стране?

Получили оценки за урок (оценки с комментариями)

Д/задание – пп.14,15    на «5» - письменно сравнить промышленность Индии и Великобритании.

На «4» - письменно характеристика транспорта Индии.

Задание для удовольствия- интересные черты  истории, культуры, а так же традиции, обычаи, политические  проблемы  страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"

Презентация к уроку  "Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района"....

Урок "Экономико-географическая характеристика Японии"

Урок с элементами самообразовательной компетенции учащихся. В данном уроке показана работа в группах....

Практическая работа «Составление экономико-географической характеристики одной из стран Европы»

Данная практическая работа выполняется обучающимися при изучении темы "Зарубежная Европа".Работа требует значительной самостоятельности и много времени (не менее 3 часов). Начинать её следует на учебн...

Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"

При изучении в 11 классе темы «Индия» (учебник Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «Экономическая и социальная география мира», 2 часть) учащимся было предложено  выполнение следующей практической р...

Экономико-географическая характеристика страны (по типовому плану)

В работе изложен типовой план, использование которого позволяет ученикам выполнить комплексную экономико-географическую характеристику страны. Для повышения эффективности учебной работы обучаемых по к...

Практическая работа «Составление экономико-географической характеристики одной из стран зарубежной Европы»,

Обучающимся предлагается составить экономико-геграфическую характеристику одной из стран зарубежной Европы...