Обобщающий урок-ролевая игра по географии (6 класс)
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Стружкина Ольга Николаевна

Обобщающий урок-ролевая игра по географии (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_geografiya_6_klass.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная ролевая игра

География

6 класс

Цель проведения мероприятия.

1.В игровой форме повторить и обобщить изученный материал по географии в 6 классе.  

2.Закрепить практические навыки работы с географической картой, компасом, горными породами.

Задачи мероприятия:

1.Развивать познавательный интерес, память, внимание, логику, мышление.

2.Закрепить умение работать с географической картой, умение ориентироваться на местности.

3.Привить любовь к знаниям и предмету.

4. Научить ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательные задачи:

Привить умение работать в коллективе, развивать чувство содружества, взаимопонимания, взаимовыручки, патриотизма.

Форма проведения: (Игра-соревнование).

Оборудование:

Физическая карта мира, физическая карта полушарий, контурная настенная карта мира, коллекция горних пород, компас, мяч.

 

В конкурсе участвуют: капитаны, геологи, биологи, альпинисты, кладоискатели, путешественники, картографы.

 

                        Конкурс по группам или нескольких команд

1.Представление команд: приветствие, название, девиз.

2. Разминка:

 Вопросы командам (загадки)

- лежал, лежал, да и в речку побежал? (Снег).

- красное коромысло через речку повисло? (Радуга).

- от дождей, текучих вод он растёт из года в год, он полей равнинных враг. Как зовут его? (Овраг)

- чтоб узнать глубины вод. Что применим? (Эхолот).

- бьёт источника фонтан, струя до поднебесья. В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер).

- через какой океан проходят все меридианы? (Северный Ледовитый океан)

-шел да шел, да в землю ушел

(Дождь)

-серое сукно тянется в окно

(Туман)

-бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь

(Горизонт)

-кругом вода, а с питьем беда

(Море)

-страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?

(Географическая карта)

-не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя

(Болото)

-меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит

(Гром и молния)

   3.Конкурс капитанов:

         Путешествие по карте.  Кто первый укажет кратчайший путь.  

Выдаются конверты, в которых находится задание и кораблики на пластилине, ими на карте надо отметить кратчайший путь следования.

А) из Чёрного моря совершить путешествие в Филиппинское море.

Б) из Саргассового моря совершить путешествие в Филиппинское море.

В) С острова Великобритания до острова Шри-Ланка.

4.  Конкурс картографов:

 Сложить разрезанную карту.

 В конвертах выдаются разрезанные из старых атласов карты мира в виде пазлов.

Чья команда раньше и правильно сложит разрезанную карту мира, выигрывает.

5.Конкурс болельщиков:

-геоид это? (Форма Земли).

-длина экватора? (40000км.)

-длина дуги меридиана? (20000км).

-что означает слово география в переводе с греческого? (Землеописание).

-из-за чего происходит смена дня и ночи? (Вращения Земли вокруг своей оси).

-самый большой океан мира? (Тихий).

6.  Конкурс занимательная геология:

А) Из коллекции горных пород выбрать по происхождению:

Органические, магматические,  метаморфические породы и назвать их.

7.Конкурс путешественников.

 Работает вся команда. Каждой команде даётся конверт, в котором условными знаками отмечены объекты. По условным знакам (лес, луг, кустарник  и т. д.) сообщить о своём путешествии.

8.  Конкурс альпинистов:

 В конвертах задание:

Определить на настенной географической карте, по координатам,  название вершины и её высоту.

Кто раньше доберется до вершины, по координатам.

-64°с. ш;  151° з.д.        (Мак-Кинли).

-32° ю. ш;  70° з.д.        (Аконкагуа).

-36° ю.ш;  149° в.д.        (Косцюшко).

-4°ю.ш; 38°в.д.                (Килиманджаро).

9. Кладоискатели.

По заданному азимуту найти клад.  

а) по азимуту-180° пройти 5 шагов

б) по азимуту-236° пройти 3 шага

в) по азимуту-90° пройти 4 шага

г) по азимуту-45° пройти 2 шага.

10. Конкурс – Я знаю мир. Шагаю - называю:

Кто больше прошагает и назовет, не повторяясь, объекты мира (реки, горы, города и т. д.)

11.  Конкурс эрудитов: 

По одному игроку от команды - Участники должны быстро поместить звёздочку, но контурную настенную карту, по названию географического объекта, соответствующего определённому материку либо океану.

р. Нил-Африка, Анды- Южн. Америка, Волга- Евразия,  Марианский  желоб- Тихий океан, о. Гренландия, Гибралтарский пролив, Средиземное море, кенгуру и т.д.  

12 Игра  Геобол:

 Ловкость и знание:

- игроки от каждой команды становятся в круг, ведущий бросает мяч.  Лови мяч, если высказывание верно и отбивай, если нет.

- Австралия самый большой материк.  (Отбивай мяч)

- Экватор имеет длину 40000км.  (Лови мяч)

13. Блицтурнир:

 Участвует вся команда

- чья команда наберет больше правильных ответов за минуту.

Вопросы 1 команде:

-кто автор слова (география)?  (Эратосфен).

- кто открыл Новый Свет, Америку? (Х. Колумб).

- кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан, Х. Элькано)

- расстояние от Земли до Солнца? (150млн. км.)

- линии на глобусе проходящие через полюса? (Меридианы).

-чему равна широта экватора? (0°).

-день зимнего солнцестояния? (22 декабря).

-дни равноденствия? (21 марта,23 сентября).

- с какой линии начинается полярная ночь или полярный день? (Полярный круг).

-чему ровен азимут востока? (90°).

-самый большой материк? (Евразия).

-самая высокая точка Земли? (Эверест, Джомолунгма).

-самая большая низменность мира? (Амазонская).

- самый крупный остров мира? (Гренландия).

-какое происхождение угля? (Органическое).

-на каком материке нет вулканов и землетрясений? (Австралия)

-самая низкая температура на Земле? (-89°Антарктида, восток).

-самое влажное место на Земле? (Черрапунджи, Гималаи).

-как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера).

- как называется прибор, определяющий атмосферное давление? (Барометр).

-место рождения реки? (Исток).

- как называется река с притоками? (Система реки).

-самая многоводная река мира? (Амазонка).

-самый высокий водопад мира? (Анхель).

-самое глубокое озеро мира? (Байкал).

-самое большое озеро мира? (Каспийское море).

-самое большое млекопитающее Земли? (Синий кит,30м. длина)

Вопросы 2 команде:

- о чём физическая география? (О природе Земли).

- кто открыл морской путь в Индию? (Васко да Гамма).

- кто совершил первую русскую кругосветку? (И. Крузенштерн).

- линия, делящая глобус на две равные части? (Экватор)

-длина экватора? (40000 км.)

-чему равна долгота Гринвича? (0°)

-день летнего солнцестояния? (22 июня).

- на какой линии карты или глобуса солнце один роз в году в зените? (Тропике).

-чему ровен азимут юга? (180°).

-самый большой океан? (Тихий).

-самое низкое место на суше? (Впадина Гхор, Мёртвое море).

-самая длинная горная цепь на суше? (Анды).

-самое глубокое место в океане? (Марианская впадина).

- какое происхождение руды? (Магматическое).

-как называется земная кора и верхняя часть мантии? (Литосфера).

-самая высокая температура на Земле? (+54°С.  Африка).

-самое сухое место на Земле? (Пустыня Атакама).

- как называется нижняя часть в атмосфере? (Тропосфера).

- прибор, определяющий температуру воздуха? (Термометр).

-место куда река впадает? (Устье).

-самая длинная река мира? (Нил).

-самый красивый водопад Африки? (Виктория).

-самое высокогорное озеро мира? (Титикака).

-самое солёное море мира? (Красное).

-самое большое млекопитающее суши? (Африканский слон).

-самый крупный хищник суши? (Белый медведь, вес 900кг.).

-самая плодородная почва мира? (Чернозём).

14. География на все сто!

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

_ _ СТО _ - сторона света.                                                                   (Восток.)

_ СТО _ - начало рек                                                                            (Исток.)

СТО _ _ _ _ - главный город страны.                                               (Столица.)

_ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике                                        стония.)

_ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России.                                (Ростов.)

_ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название

Знаменитому вальсу.

(Севастополь.)

_ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане.

(Владивосток.)

_ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море.

(Кингстон.)

_ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане.

(Бостон.)

_ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море.

(Росток.)

СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море.

(Стокгольм.)

_ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку.

(Христофор Колумб.)

_ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в

Замбии.

(Ливингстон.)

15. Весёлые стихи на внимание

(И. Агеева)

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

                                                                                 (Не на восток, а на запад.)

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

(Не юг, а север.)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река.)

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета.

(Не после рассвета, а после заката.)

Слышу подсказку Вити-дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора.)

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро.)

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне.

(Не в пустыне, а в тропиках.)

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава.

(Не дубрава, а бор.)

Белые медведи ходят-бродят по лесу,

А их братья бурые - по Северному полюсу.

(Поменять медведей местами.)

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Есть отличная примета:

Выпал снег - встречайте лето.

(Не лето, зиму.)

Листопаду дали старт -

Наступил ведь месяц март.

(Не март, а сентябрь.)

15. подведение итогов, выставление оценок.  

Литература:

1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география- учебник для 6 класса         общеобразовательных учреждений     изд. Москва (Русское слово)  2010год

2. Атлас по географии для 6 класса изд. Москва (Русское слово)  2010год

         3. За страницами учебника географии – М.:Дрофа,2006

          4 .Герасимова Т.Н., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс – М.: Дрофа, 2009

Анализ:

Вопросы и задания  по конкурсам  подобраны  на основе общеобразовательной программы по курсу начальной географии  6 класса.

Мероприятие не требует особой подготовки.  

Провести  ролевую игру можно по параллелям классов либо в одном классе по группам.  Обычно я провожу эту игру во время « декады или недели географии» наряду с другими мероприятиями.  

Элементы этой игры я  так же использую на уроке в качестве закрепления, обобщения и повторения материала. Например,  конкурс путешественников, кладоискателей, альпинистов даёт хорошие практические навыки,  вызывает большой интерес у учащихся и оживляет урок.

В игровой форме повторяется и закрепляется большой объём  школьной программы по географии  и закрепляются практические навыки

Конкурсы проходят интересно,  увлекательно и очень нравятся детям, что даёт положительный  результат в повышении  качества знаний.

Проведите, не пожалеете. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по географии 7 класс

Интеллектуальная игра "По странам и континентам" по географии материков и океанов в 7 классе. Игра представлена в виде компьютерной презентации. Игру можно использовать для уроков обобщения....

Обобщающий урок по теме "Африка". География. 7 класс

Цели и задачи: 1) Обобщить пройденный материал;2) Повторить  термины;3) Закрепить навыки работы с картой;4) Оценить знания и умения учащихся.Урок проводится в форме игры с использованием ИКТ. Дл...

Обобщающий урок - ролевая игра по теме «Литосфера»

Класс: 7 классТема: ЛитосфераТема урока: «обобщающий урок - ролевая игра по теме "Литосфера"»Тип урока: обобщающийПродолжительность занятия:1 урок (45 минут).Цели: Выявить уровень знаний учащихся...

Презентация Игра "Знатоки географии" (5 класс)

Презентация  Игра "Знатоки географии" (5 класс)...

Игра по географии. 7 класс

Презентация составлена в формате "Своя игра" для закрепления как общегеографических знаний  так и раздела "Южные материки" 6-7 класс. Рассчитана на участие трех команд....

обобщающий урок по теме "Австралия" география 8 класс

Урок систематизации и обобщения знаний по Австралии в 8 классе в  коррекционной школе для детей с умственной отсталостью....

Обобщающий урок по теме "Австралия" география 8 класс

Обобщение и систематизация знаний учащихся по материку "Австралия"...