Статья. Вулканы. Урок географии
план-конспект урока по географии (6 класс)

Булычева  Екатерина Олеговна

Материалы к уроку географии. Конспект урока по географии Вулканы.Создать условия для осмысления учащимися системы знаний по теме "Вулканы" средствами технологий проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vulkany_6kl_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка урока по географии в 6-м классе по теме  « Вулканы»

                                

Составитель урока: учитель географии ГОУ СОШ № 355  г Санкт-Петербург                 Булычева   Екатерина Олеговна   (207-583-887)

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Вулканы» средствами технологии проблемного обучения.

Образовательная цель: Добиться осознания и усвоения понятий «Вулканы»

  •  получить представление о строении      вулканов
  •  о причинах их  возникновения
  •  о географии вулканов

Воспитательная цель: Способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать мировоззренческому формированию географической культуры личности.

Развивающая цель: Создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи, через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технология:  Проблемное обучение.

Форма организации учебной деятельности: Фронтальная

Средства обучения: учебник географии 6 класс, атлас по географии 6 класс, настенная карта , презентация «Вулканы», коллекция горных пород, распечатки индивидуальных заданий.

 Цели для учащихся:
1) Знать: научиться объяснять особенности строения и образования вулканов, гейзеров, связь рельефа со строением  земной коры роль вулканов  в формировании рельефа.
2)Уметь читать текст учебника, работать по картам атласа; наносить географические объекты на карту и заполнять таблицу.
3)Уметь решать проблемные задачи.

Ход урока

1. Организационный момент

Организация класса к уроку, формулирование темы урока.

2.Практическая работа по определению горных пород

На столе разложены горные породы нужно выбрать  и разложить по трем коробкам ( в соответствии с надписями на коробках)

  1. Осадочные
  2. Магматические
  3. Метаморфические.

Назвать отобранные горные породы.

Изучение новой темы

Учитель начинает объяснение  нового  материала.

 

Слайды № 3, 4, 5, 6,7

 

 

Учащийся рассказывает приготовленное к уроку сообщение.

(Во время сообщения на экране появляются рисунки, слайды)

Объяснение учителя

Слайд  10,11,12,13

Рассмотрев на слайдах строения вулкана и назвав его  составные части ученики заполняют схему строения вулкана (раздаются  каждому ученику схемы)

Слайд 16

Комментируется учениками самые высокие вулканы мира.

Слайд 17

Проблема.

Вопрос к ученикам

Слайд с вопросом 17

Решение     Слайд,18(ответ)

Слайд 20

Раздаются листы с таблицей. Работа с атласом (определение координат, местоположения вулкана)

Сообщения по каждому вулкану выполняется 1-2 учениками.

Слайды  21,22,23,24

Рассказ учителя или сообщение ученика (от уровня учащихся)

Карл Брюллов

«Последний день Помпеи»

Слайд 25

И.Айвазовский  «Гибель Помпей»

Слайд  26

Современные извержения

Сообщение делается либо учителем, либо одним из сильных учеников

Слайд  28,29,30,31,32

Слайды 33.34

Викторина

Вопросы появляются на слайдах

 Слайды  35,36

Проверяем знания и ответы.

Домашнее задание

 Вулканы

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера ей очень нужен,

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный вулкан

В Тирренском море в группе Лопарских островов есть небольшой остров Вулькано. Древние римляне считали этот остров входом в ад, а также владением бога огня и кузнечного ремесла Вулкана. По имени этого острова огнедышащие горы впоследствии стали называть вулканами.

Вулкан – имя древнеримского бога огня, покровителя кузнечного дела.

С глубокой древности людей очень страшил
Свирепый нрав вулканов – каменных страшил.
Множество мифов о них человек сложил,
Даже если поблизости от них не жил.

Что такое вулканы?

Вулкан – от лат. Vulcanus – огонь, пламя, геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

Иногда вулканы возникают прямо на глазах у человека. 20 февраля 1943 года один мексиканский крестьянин увидел на своём поле трещину, из которой пробивался дымок. Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шёл всё сильнее. Через год над полем возвышалась гора высотой 430м., сложенная продуктами извержения. Так и возник вулкан Парикутин.

В один из летних месяцев 1759 года в равнинных районах Мексики неожиданно началась подземная вулканическая деятельность. В течение нескольких недель земля под ногами глухо гудела и вибрировала как паровой котёл. Один из старейшин высказал мысль, что это может быть гнев богов не против людей. Местные старейшины посовещались и решили дождаться более явных проявлений «гнева» богов. Потом земля разошлась.. На месте благоухающей травами и цветами долины выросла рычащая и изрыгающая раскаленную лаву огнедышащая гора. Так родился новый вулкан — Хорулло.

Как только в земной коре образуется трещина давление под ней резко падает и глубинные вещества превращаются в огненно-жидкую массу – магму. По трещинам она поднимается вверх, теряя часть газов и изливается на поверхность Земли.

Строение вулкана.

  • Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.
  • Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма.
  • Очаг вулкана – расположен в глубине земли.
  • Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250оС. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Состав и свойства лавы, извергаемой на поверхность, различны. В процессе извержения из магмы выделяются содержащиеся в ней газы. При подъеме по каналу магма может на каком-то участке застыть, и тогда образуются «пробки»,  . Крупные куски раздробленной пробки из застывшей магмы называются вулканическими бомбами. Более вязкая лава, изливаясь, наращивает высоту вулкана.. Не вся магма извергается через главный канал. Часть ее выходит наружу через боковые каналы, где не редко образуются более мелкие конусы на склонах главного. В результате повторных извержений может образоваться такой огромный конус из застывшей лавы и пепла. Если уровень магмы в понижается, верхушка вулканического конуса может провалиться вниз. При этом образуется огромный  кратер, называемой кальдерой.

Заполнение схемы « Строение вулкана»

Список самых высоких вулканов мира

Действующим считается вулкан, извергавшийся в историческое время. Всего известно примерно 2500 извержений 500 таких вулканов. Уснувшие считаются вулканы, проявлявшие свою деятельность в исторический период времени и сохранившие свою форму, в их недрах периодически происходят слабые толчки и землетрясения. К потухшим причисляются вулканы, действовавшие когда-то в далеком прошлом, у них размыты и разрушены конусы.

Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?

Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов

Крупнейшие вулканы планеты

Каждый из учеников заполняет в таблице характеристику 1-2  вулканов.

Вулканы мира.                               Везувий

До 79 года нашей эры Везувий считали навсегда потухшим вулканом. Он величественно вздымался над Средиземным морем, поднявшись на 1277 метров над уровнем воды. У его подножья мирно существовали три города: Помпеи, Геркуланум и Стабия. И вот, 24 августа 79 года прогремел, взрыв и над давно потухшим жерлом вулкана в небо взметнулась огромная туча пепла. Некогда цветущий город Помпеи был засыпан восьмиметровым слоем пепла и щебня, которые на протяжении нескольких часов беспрерывно сыпались на улицы и дома.
Другой город — Геркуланум затопила жидкая лава и кипящая грязь. Почти полностью была уничтожена и Стабия. Около 10 000 человек были погребены под толстым слоем пепла или сгорели в потоках накатившейся лавы. Через три дня извержение полностью закончилось. И только в 17 веке их совершенно случайно обнаружили.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

                                                                   А.С.Пушкин

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, - 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов привносит заметный оттенок реализма; многие его персонажи, несомненно, написаны с живой натуры, и среди них выделяется автопортрет самого Брюллова, изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками.

Гибель Помпеи». Только кисти – Айвазовского. Да-да, того самого Айвазовского, при звуках имени которого тотчас представляется морской пейзаж. Вот и Помпею, освещенную гигантским красным «фонарем» разбушевавшегося Везувия, Айвазовский изобразил со стороны моря. Эту картину написал И.Айвазовский 1889 году.
 Катастрофы 21 века

 Извержение вулкана Эйяфьятлайокудла.

Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль на юге Исландии началось в ночь на 14 апреля 2010 г. 15 апреля из-за выбросов вулканического пепла ряд стран на севере Европы вынуждены были закрыть аэропорты. Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull) означает "Остров горных ледников. Высота вулкана составляет 1666 м.Последнее извержение Эйяфьятлайокудля было зарегистрировано в 1821 году.21 марта 2010 года вулкан Эйяфьятлайокудль проснулся после 200-летней спячки. Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль практически прекратилось 19 апреля 2010 г.

Этна — действующий вулкан на острове Сицилия высотой примерно 3380 метров. На сей день она является самым высоким и самым активным вулканом Европы. Её высота не может быть указана точно, так как постоянно меняется в результате извержений и выброса шлаков. У Этны имеются 400 кратеров. В среднем раз в три месяца вулкан извергает лаву.

Извержение Этны началось вечером 5 сентября 2007 года и закончилось утром 6 сентября.

1. Сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывая земную кору, изливается на поверхность?

2. Что такое лава?

3. Что такое кратер вулкана?

4. Что такое жерло?

5. Назовите продукты вулканических извержений?

6. Виды вулканов?

§ 19

  На контурные карты (полушарий) нанести вулканы

 - потухшие - синей звездочкой

 - действующие – красной звездочкой

Доделать таблицу  « Крупнейшие вулканы планеты

Приложение  вулканы2.pptконкурс.ppt

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Вулканы и гейзеры"

Открытый урок по географии в 6 классе. «Вулканы и гейзеры». Цель урока:1. Сформировать представления  о происхождении и строении  ...

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

Вулканы. Жизнь в древнем Риме. Интегрированный урок (география + история) в 6 классе

Тип урока – интегрированный, комбинированный.Цель:1) обобщить знания детей в области географии (тема «Вулканы») и истории (Древний Рим); продолжить формирование умений работать с картой, давать ...

Урок географии в 6 классе "Вулканы"

Технологическая карта урокаПредмет: географияКласс: 6Тема урока: Вулканы.Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: изучение процесса вулканизма.Задачи урока:Образовательные:1. Формирование знани...

Статья «Интегрированные уроки географии»

Методические рекомендации  учителя географии Хамедовой Елены Евгеньевны. Оной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практик...

Статья "Современный урок географии: какой он?"

        География - предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Для достижения более высокого качества по предмету требуется освоение методик, позволяю...

Статья . Интегрированные уроки географии.

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое интеграция, классификация интегрированных уроков, признаки и преимущества интегрированных уроков....