технологическая карта 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Градусная сетка на карте и глобусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gradusnaya_setka_na_karte_i_globuse.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе.

Тема урока. Градусная сетка на глобусе и картах.

Тип урока. Комбинированный.

Образовательные ресурсы. Ноутбук, проектор, физическая карта полушария, презентация,  атласы, глобусы.

План урока..

1.Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание и мотивация

4..Первичное усвоение новых знаний.

5.Первичное закрепление.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.

Цели урока.

Создать условия для формирования представления о градусной сетке, её значение для решения практических задач, о свойствах меридианов и параллелей.

Задачи: 

Образовательная:

1)научить применять понятие «градусная сетка», «меридиан», «параллель».

2)научить учащихся находить параллели и меридианы на карте и глобусе.

Воспитательная:

1)продолжить развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы;

2)формировать  основы  научного мировоззрения, совершенствовать трудовые навыки, умение слушать друг друга, оценивать свою работу.

Развивающая:

1)развивать логическое и творческое мышление, самостоятельность учащихся через преодоление проблемной  ситуации;

2)развивать умения организовать себя на выполнение  поставленной  задачи, навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные. Сформировать знания о градусной сетке,  параллелях и меридианах,  их свойствах. Определять на глобусе и картах параллели и меридианы, а также их направление.

Метапредметные. Формировать умения определять цели своего обучения. Планировать пути достижения результата Находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Личностные.

1)Формирование целостного мировозрения.

2)Формирование ответственного отношения к учебе.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Организационный этап

Актуализация знаний учащихся

Приветствие.

Вот звенит звонок

И начнем мы наш урок

1.        «Интеллектуальный штурм»

1.Какую форму имеет наша планета?

2.Кто первым измерил величину земного шара?

3.Кто первым привел доказательство шарообразности Земли?

4.Что такое географическая карта?

5..Какие бывают карты?

6..Какое значение имеют географические карты?

7.Как различают карты по масштабу?

Способность анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний

1)Умение  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2)умение оформлять свои  мысли в устной речи.

Формировать умения работать по вопросам, сверять, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

  1. Целеполагание и мотивация

Создание проблемной ситуации и её решение.

Учитель:

1.Как найти адреса  конкретной  шахматной фигуры?(слайд 3)

2.А если отправиться в театр, что вы должны знать, чтоб найти свое место?(слайд 4)

Учитель читает стихотворение : «Наш дом»

На карте мира  не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну-наш общий дом.

Ребята, вы знаете  где живете?

- На карте вы можете найти, где вы живете?

 -Скажите , как летчики ориентируются на воздухе?

-Как они находят города?

3.Определите,   какие линии изображены на карте и глобусе.

Учитель. Помните, ребята, мы с вами изучали эти линии?:

4.Как называются эти линии?

5. Для чего мы изучаем  параллели и меридианы

Учитель предлагает сформулировать цель и тему урока.

- Тема урока: «Градусная сеть на глобусе и карте»

Цель урока: изучить параллели и меридианы,  и научиться их находить на карте и глобусе.

Формировать умения анализировать, выявлять причины и следствия (диалог с учителем)

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  с  классом, и понимать речь других людей.

Формировать умения самостоятельно обнаружить и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  1. Усвоение нового материала

 Учитель организует  деятельность учащихся по изучению нового знания.

 Итак,  давайте  проанализируем карты  атласа и глобус

1.Что такое экватор?

2.Что такие географические полюса?

3.Что такое параллель ?

4.Можно ли  выбрать параллель для совершения  длинного путешествия?

5.Через сколько, градусов проведены параллели на карте полушарии?

6.Какое направление показывают параллели?(слайд 6)

Учитель. Рассмотрим меридианы  на карте.

1.Сформулируйте определение меридиана.

2.Какие направления показывают меридианы?

3.Если на Земле материк, который пересекают все меридианы?

4.Если на земле океан, который пересекают все меридианы?( слайд 7)

1.Составление определений на основе анализа карт  атласа и глобуса.

2.Формирование  умения построения логической  цепи рассуждения.

Уметь слушать высказывания других и самому активно участвовать в диалоге.

Планирование учебной деятельности при выполнении  устных заданий.

  1. Моделирование

Работа в группах. ( задания на карточках)

1 группа. Работа по контурной карте. Наносят цветными карандашами (фиолетовый-восток ,красный-юг, синий-север)

1.Отметьте направление сторон горизонта из точки пересечения 110-го меридиана и 80-ой параллели.

2.Вы находитесь на о. Новая Гвинея в точке пересечения 150-го меридиана и10-ой параллели Укажите направление на юг и на восток.

2.группа. Работа по карте полушария. Наносят  на контурные карты цветными карандашами.(синий-север, красный юг)

1.Определите  какое море расположено севернее -Черное или Средиземное? Объясните, как определить.

2.Берега, какого  острова расположены  ближе всего  к северному полюсу?

Фиксируют  графические модели на контурной карте

Формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Осуществляют  самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

  1. Физкультминутка

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

Отложили мы тетрадки

Приступили мы к зарядке

То на карту посмотрели

Это север-юг

То в окошко поглядели

Это запад и восток

Вправо, влево, поворот

А потом наоборот

А потом на место сели

  1. Конструирование

Самостоятельная работа.

1.Заполните таблицу, используя учебник, атлас и глобус.

( работа с учебником  п.10, атлас стр.14-15) (слайд 8)

Формировать умение

ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Умение работать в паре.

Контроль, оценка-выделение и осознание т ого, что уже освоено и то что  еще подлежит усвоению

  1. Первичное закрепление учебного материала

Игра «Лови ошибку»( слайд 9)

Найдите ошибку  в тексте и исправьте их. Про аргументируйте свои ответы.

1.Условные линии, проведенные параллельно экватору – меридианы

2. Самая длинная параллель- нулевой меридиан.

3.Точки Земли, через которую проходит  воображаемая  земная ось - крайняя точка.

4. Что является  границей между северным и южным полушариями - нулевой меридиан.

Формировать умения строить логические рассуждения

Слушать высказывания сверстников

Формировать умения оценивать правильность выполнения задания.

  1. Домашнее задание

Поясняет дифференцированное домашнее задание:

1.Репродуктивный уровень

П.10; выучить определения меридиан и параллелей, выполнить задание 3,4 на стр. 34

2.Конструктивный уровень:

Составить 5 вопросов к параграфу. На контурной карте обозначьте экватор, нулевой меридиан

3.Творческий уровень: подгот овить сообщение « Нулевой меридиан»

Использовать различные источники  информации

  1. Рефлексия

«Яблоня успеха.»

- Я знаю  понятия меридиан,  параллель,  полюс, экватор, градусная сетка.

-Я умею определять  направление меридиан и параллелей, географических объектов.

Красные яблоки - все понял

Желтые - есть сомнения

Зелены- хотелось еще раз повторить. ( яблоки закрепляют  магнитом к яблоне)

Анализируют свою работу

Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Адекватное  понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Приложение (Таблица)

«Свойства линии градусной сетки»

Признаки линии градусной сетки

Меридианы

Параллели

1.В какие стороны горизонта направлены

2. Длина в градусах

3. Длина в километрах

4. Длина 1 в километрах

5. Какую форму имеет на карте полушарии

6.Какую форму  имеют на глобусе.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...