интегрированный урок литературы и географии в 6 классе
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

«Когда меняемся мы, меняется мир»

(рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный урок71.5 КБ
Файл Презентация377.04 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

«Когда меняемся мы, меняется мир»

(рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница»)

(интегрированный урок литературы и географии в 6 классе)

                                                                                   Олеся Михайловна Тараненко, учитель русского языка и  литературы, гимназия № 8  г. Энгельса

 Виктория Алексеевна Мясникова, учитель географии           МБОУ  «СОШ № 9»  г. Энгельса

 

Тип урока: урок новых знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, учебники, атлас.

УУД:

Познавательные: познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница», проанализировать проблематику и художественные особенности  рассказа, повторить изученный материал о пустыне, вспомнить о мероприятиях, связанных с защитой почвы от опустынивания, самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, в том числе и по  географической карте, передавать содержание в сжатом или развернутом виде.

Личностные: выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать, целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные:  развивать навыки выразительного чтения художественного текста, анализировать его, формировать умения  выделять ключевые слова в тексте и на основе этого  строить  своё высказывание,  побудить учащихся к наблюдению над образностью и языком рассказа писателя, осмысливать прочитанное, обогащать  словарный  запас; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества; высказывать своё мнение; логично и последовательно излагать свои мысли;

Регулятивные: самостоятельно сформулировать  тему и цели урока, адекватно оценивать свою  работу на уроке и воспринимать  оценку учителя и одноклассников

Учитель 1 –учитель русского языка и литературы

Учитель 2 –учитель географии

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап: мотивация

к учебной деятельности   

Учитель 1

-Ребята, у каждого из вас есть какая-нибудь мечта. У многих она не одна. Поделитесь своей мечтой с  классом.

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ваши мечты осуществились?

- Писатель А. П. Платонов тоже умел мечтать, но однажды он понял, что « всё делается, а не само родится». Он говорил, что с детства хотел «стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей. И теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу».

-Как вы понимаете смысл  высказывания писателя?

- Продолжите  высказывание: « КОГДА МЕНЯЕМСЯ МЫ, .

-Молодцы, это высказывание будет темой нашего урока. А он у нас сегодня не обычный, а интегрированный. Урок литературы и географии.

Мы обратимся к рассказу А. Платонова «Песчаная учительница». Подумайте, какие цели вы можете перед собой поставить?

 

Учащиеся  по желанию говорят о своих мечтах.

Учащиеся высказывают предположения.

Мечты могут осуществиться, если человек сам будет что-то делать.

«Под лежачий камень вода не течёт»

КОГДА МЕНЯЕМСЯ МЫ, меняется наша жизнь.

КОГДА МЕНЯЕМСЯ МЫ,

меняется мир.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

1) анализировать рассказ

2) определить черты характера героини

3) понять, что заставило героиню жить в трудных условиях.

4) вспомнить изученное о пустыне.

II этап:

актуализация и пробное учебное действие.

Учитель 2

Предлагает учащимся разгадать два ребуса.

Проводит небольшую игру  «Географические загадки»

 

Учитель1

-Я думаю, вам понравилось отгадывать ребусы и загадки. Как вы думаете, как они связаны с нашим уроком?

- Сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы прочитали рассказ. На слайде вы видите утверждения, ваша задача – определить, верны ли они.

Итак,  начнём.

- Героиня рассказа, Марья Никифоровна, окончила педагогические курсы и её назначили учительницей в дальнее село.

- Школа  в селе была хорошо оборудована, и ученики с первого же дня не пропускали занятий.

- Марья Никифоровна убедила крестьян устраивать добровольные общественные работы.

- Когда село изменилось, в   школу стали приходить даже взрослые, чтобы послушать учительницу.

- Когда появились кочевники, крестьяне стали на защиту своего села.

- Шелюга – вид деревьев и кустарников, похожих на иву.

- Марья Никифоровна осталась жить в Хошутове и отказалась переезжать в город.

- Барханы - холмы из песка, которые переносит ветер, поэтому  этот рельеф называют эоловым, в честь  греческого бога Эола.

- Пустыня – живописный уголок природы.

Учитель 2 предлагает  учащимся поработать в парах.

- В рассказе вы встретили различные географические названия. Приведите примеры.

- Как сейчас называется государство Персия, где оно находится?

- На какой реке расположен город Астрахань?

-Какие еще города, соседи нашего родного Энгельса, расположены  на Волге?

- Село Хошутово находится в Волгоградской области, определите по карте России, с каким среднеазиатским государством граничит эта область?

Человек, пустыня

В процессе игры учащиеся повторяют ранее изученный материал по теме «Пустыни».

Дома мы прочитали рассказ А. Платонова «Песчаная учительница», в котором автор описывает пустыню, враждебную человеку. Но благодаря самоотверженному труду главной героини и жителям песчаная пустыня перестала угрожать  людям.

Учащиеся  находят верные высказывания и исправляют ошибки в неверных фразах.

Персия, Астрахань, Памир, Хошутово, Сафута.

Часть Ирака и Ирана, на Ближнем Востоке, в Азии.

Волга

 

Самара, Ярославль, Тверь, Казань, Волгоград.

Учащиеся работают с картой.  Казахстан

III этап:

открытие новых знаний через учебное действие

1.Работа с  текстом.

2. Словарная работа

3. Беседа с учащимися.

4. Чтение по ролям, дискуссия по проблемному вопросу.

5.Физминутка.

6. Работа с текстом.

7. Выводы.

8. Просмотр видеоролика

Учитель 1

- Действие рассказа происходит в пустыне. Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

-Обратимся к рассказу «Песчаная учительница». Как показан в рассказе облик пустыни, враждебной человеку?  Какова роль пейзажа в этой части рассказа?

-Какие художественные средства использует писатель, чтобы сделать суровую картину пустыни яркой и впечатляющей?

Учитель 2

-А что такое солонцы? Почему они образуются в пустыне?

- Что такое шелюговые посадки?

-Как они защищают землю от продвижения песков?

-А в нашей области, в каких районах надо проводить мероприятия по защите почв от  наступления пустыни?

Учитель 1

- Найдите в  3 главе, какой бывает пустыня зимой?  

-Почему автор называет зиму в пустыне злобной?

- Как же живётся людям на этом мёртвом пространстве?  

- Почему учительница решила помочь жителям?

- Уже через год пустыня рядом с селом превратилась в оазис. Кто преобразил пустыню?

- Как вы понимаете смысл метафоры «Превратить пустыню в живую землю»?

- Пустыня стала не страшна людям, но страхи не исчезли совсем. Чего и кого продолжают бояться люди?  Почему?

Учитель 2

-А кто такие кочевники? Какие племена кочевых  народов вы знаете?

Учитель 1 предлагает учащимся прочитать по ролям диалог между учительницей и вождём и ответить на проблемный вопрос.

- Можно ли кочевников считать злыми?

 

 

Учитель2 предлагает с ребятами немного подвигаться под динамичную музыку.

Учитель 1

-Какой выбор предстояло вновь сделать Марии Никифоровне?

-В чём же заключался смысл жизни для Марии Никифоровны? Какими чертами характера она обладала?

Учитель2

-Почему опустынивание – глобальная экологическая катастрофа?

-Каковы причины опустынивания земель?

- Назовите засушливые земли в России?

- Что можно предпринять в борьбе с опустыниванием?

Пески, жара, верблюды, отсутствие воды, угроза человеческой жизни.

Пейзажная зарисовка в начале 2 главы позволяет понять душевное состояние Марии Нарышкиной, а описание  деревни дополняет это состояние.

Учащиеся называют многочисленные эпитеты

Выступающая на поверхности земли соль, причина- сильная испаряемость, отсутствие осадков.

Это  посадки кустарника или деревьев.  Корни не дают ползти песку, удерживают частички гумуса.

Алгайский район,  Озинки.

Учащиеся зачитывают описание пустыни зимой (гл.3)

Климат  в пустыне резко-континентальный, жаркое лето и очень холодная зима, амплитуда температур достигает 60 градусов)

Мария Никифоровна поняла, что школа только тогда может выполнить своё предназначение, когда будет учить главному - « искусству превращать пустыню в живую землю».

«У нее было много друзей в селе, особенно двое - Никита Гавкин и Ермолай  Кобозев, - настоящие пророки новой веры в пустыне.»

Подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни.

«Поселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей»

Раз в 15 лет путь кочевых племён проходил через село и оставлял   поселенцев  без воды и растительности.  Такой была  жестокая реальность жизни в пустыне.

Берберы, туареги в Сахаре, народ  моголы, в Монголии.

Чтение по ролям.

С одной стороны, кочевники принесли беду в Хошутово, потому что «через трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – всё обглодали, вытоптали, истребили. Вода пропала: кочевники выбрали её из колодцев начисто».

С другой стороны, вождь кочевников прав, когда говорит, что «кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Учащиеся смотрят видео и повторяют движения животных и птиц.

Учительница решила   отправиться  в дальнее село Сафуту  налаживать жизнь кочевников.

«Мария Никифоровна второй раз вспомнила умного спокойного вождя кочевников, сложную и глубокую жизнь племен пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков, и сказала удовлетворенно:
- Ладно. Я согласна... Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы - дожидайтесь!»

Отдать себя служению людям, решив пожертвовать собственным благополучием ради людей своего села.

Мария Никифоровна бескорыстна, самоотверженна. Целеустремлённа, способна вынести любые трудности,  по-настоящему любит людей и помогает им.

Опустынивание создаёт угрозу укладу жизни многих людей, влияет на миграцию,  делает землю бесплодной, несёт гибель людям.

Сельскохозяйственная деятельность человека, засуха, вырубка лесов, перепас скота, недостаток дренированности, соленакопленние, снижение грунтовых вод, прекращение орошения, нарушение водного баланса, изменение климата планеты

Волжские степи, Калмыкия.

Создание защитных лесополос, восстановление растительного покрова, закрепление  и обнесение подвижных песков, раннее выявление процессов опустынивания

IVэтап:

рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель1

Я рада, что вы знаете, как сделать мир вокруг нас лучше. Вы в начале урока делились друг с другом своими мечтами и говорили, что  человек сам должен приложить немалые усилия, чтобы мечты исполнились. Молодая учительница приложила много усилий, чтобы изменить Хошутово, научила людей  бороться с пустыней, превращая её в живую землю.

-Какую  важную мысль хотел донести до читателя А. Платонов?

Проблема опустынивания до сих пор актуальна, и сегодня на уроке мы не только обращались  к тексту А. Платонова, но и  использовали знания по географии, экологии. Попробуйте сформулировать идею нашего урока.

Продолжите  следующие высказывания:

  • сегодня я узнал (а)…

  •  мне захотелось

  • я понял (а), что …

Всё зависит от человека. Человек сам выбирает созидать или разрушать, учить или учиться, жить для себя или для людей.

Если меняемся мы, меняется мир.

 Опустынивание –глобальная экологическая проблема.

Сделать что-нибудь полезное для  других людей и быть похожей на Марию Никифоровну.

Если меняемся мы, меняется мир.

Домашнее задание

Прочитайте  рассказы А. Платонова «Корова», «Неизвестный цветок» и напишите рассуждение на тему: «Как герои А. Платонова меняют мир?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра для учащихся 6-х классов «Географические загадки» Мясникова В.А.

Слайд 2

Загадки по теме: «Пустыня» Выбирая значок, ты выбираешь тему загадки: Начало игры

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 Конец игры

Слайд 4

1 Вопрос: Сахара Самая большая пустыня Продолжение

Слайд 5

2 Вопрос: Атакама , Южная Америка Самая «безводная пустыня» Продолжение

Слайд 6

3 Вопрос: Берберы Кочующи й народ в С еверной А фрике Продолжение

Слайд 7

4 Вопрос: Финиковая пальма Это дерево является «подарком небес» в пустынях С еверной А фрики Продолжение

Слайд 8

5 Вопрос: Гоби Пустыня в Монголии Продолжение

Слайд 9

6 Вопрос: Гиза Город «мертвых» в египетской пустыне Продолжение

Слайд 10

7 Вопрос: Верблюжья колючка Раз в пустыне нет травы, Значит нет прополки, Кусты есть, но без листвы, На ветвях иголки Продолжение

Слайд 11

Игра окончена Молодцы! До новых встреч, ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« КОГДА МЕНЯЕМСЯ МЫ, …» А. Платонов утверждал, что на земле « всё делается, а не само родится». Он с детства хотел «стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир. И теперь исполняется эта мечта. Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу».

Слайд 3

«Когда меняемся мы, меняется мир» (рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница») (интегрированный урок литературы и географии в 6 классе )

Слайд 4

А О Ребусы , , Ы , И , ,

Слайд 5

Географические загадки

Слайд 6

Верно-неверно Героиня рассказа, Мария Никифоровна, окончила педагогические курсы и её назначили учительницей в дальнее село. Школа в селе была хорошо оборудована, и ученики с первого же дня не пропускали занятий. Марья Никифоровна убедила крестьян устраивать добровольные общественные работы. Когда село изменилось, в школу стали приходить даже взрослые, чтобы послушать учительницу. Когда появились кочевники, крестьяне стали на защиту своего села. Шелюга – вид деревьев и кустарников, похожих на иву. Марья Никифоровна осталась жить в Хошутове и отказалась переезжать в город. Барханы - холмы из песка, которые переносит ветер, поэтому этот рельеф называют эоловым, в честь греческого бога Эола. Пустыня – живописный уголок природы.

Слайд 7

Работа с текстом Как показан в рассказе облик пустыни, враждебной человеку? Какова роль пейзажа в этой части рассказа? Какие художественные средства использует писатель, чтобы сделать суровую картину пустыни яркой и впечатляющей?

Слайд 8

Солонцы Шелюговые посадки

Слайд 9

"Превратить пустыню в живую землю"

Слайд 10

Можно ли кочевников считать злыми?

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

Опустынивание - глобальная экологическая проблема

Слайд 13

Причины опустынивания земель

Слайд 14

Что можно предпринять в борьбе с опустыниванием? Создание защитных лесополос Восстановление растительного покрова Закрепление и обнесение подвижных песков Раннее выявление процессов опустынивания

Слайд 15

Продолжите следующие высказывания: сегодня я узнал (а)… мне захотелось… я понял (а), что …

Слайд 17

Прочитайте рассказы А. Платонова «Корова», «Неизвестный цветок» и напишите рассуждение на тему: «Как герои А. Платонова меняют мир?» Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литература-история в 7 классе

Интегрированный урок литература-история в 7 классе. Построен на произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Открытый интегрированный урок математики и географии, 5 класс (городской семинар для заместителей директоров по УМР) Тема: «Действия с десятичными дробями»

Предложенная  разработка интегрированного урока математики и географии  предложена для учащихся 5-го класса,  высокого  уровня подготовленности. Так как  предложенные задания ...

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...

«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»

Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...