Главные вкладки

    Открытый интегрированный урок математики и географии, 5 класс (городской семинар для заместителей директоров по УМР) Тема: «Действия с десятичными дробями»
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Хабибулина  Людмила  Вячеславна

    Предложенная  разработка интегрированного урока математики и географии  предложена для учащихся 5-го класса,  высокого  уровня подготовленности. Так как  предложенные задания  повышенного  уровня.  Материал урока позволяет обобщить  знаний. умения и навыки учащихся  по теме "Действия с десятичными дробями".  А  кроме того интеграция с предметом географией позволяет познакомить учащихся 5-го класса с новым  предметом школьного  курса, с  некоторыми высочайшими  горными вершинами,  позволяет расширить кругозор  учащихся. Такой  урок  позволяет  привить интерес не только к математике, но и к  обучению вообще.  Плотность  урока и темп урока высокие.  К уроку  была подготовлена  яркая наглядность (плакаты,  таблицы, катринки со "сказочными героями" )   и презентация (как дополнение к наглядности). 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Отдел образования акимата города Тараз

    Коммунальное  государственное учреждение

    «Средняя школа № 2»

    Интегрированный урок  математики и географии, 5 класс

    (городской семинар для заместителей директоров по УМР)

    «Действия с десятичными дробями»

             

                                                                                 Подоготовила:                                                                              

                                                                      Хабибулина Л.В.,

                                                                               учитель математики

    Тараз - 2013  

    Открытый  интегрированный урок  математики и географии, 5 класс

    (городской семинар для заместителей директоров по УМР)

    Тема: «Действия с десятичными дробями»

    Цель урока:

    обучающая:

    1) отработать  навыки сложения, вычитания и  умножения десятичных дробей;  продолжить  формирование  умений использовать полученные навыки  при решении  уравнений и задач;

    развивающая:

    2) способствовать  развитию самоконтроля, любознательности, используя межпредметные связи; сформировать первичные  понятия  о предмете география, о горных  вершинах,  о горной системе;

    воспитательная:

    3) воспитывать желание доводить начатое дело до конца,  воспитывать желание учиться, прививать интерес к предмету.

    Тип урока: урок обобщения нового материала

    Вид урока: урок-путешествие

    Формы урока: классная,  индивидуальная

    Методы урока: наглядно-образные, словесные, дидактическая игра

    Учебник: «Математика – 5», Алдамуратова Т.А., изд. «Атамұра», 2011 год

    Оборудование урока: географическая карта полушарий  с указанным  «маршрутом» путешествия,  плакаты,  таблицы, рисунки со «сказочными героями», слайды с изображением  горных  вершин,  карточки-схемы

    Ход урока:

    I. Организация начала урока.

    а) Девизом сегодняшнего урока могут стать такие слова

         (слайд)                      «Лучших гор есть только горы

                                            На которых ещё не бывал…»  

    б) Вступительное слово учителя:

    Сегодня,  ребята,  у нас с вами  будет очень необычный урок, на котором мы будем  заниматься не только математикой, но и познакомимся с  интересной наукой географией. Мы отправимся  в путешествие  к высочайшим вершинам  мира. Побываем в экстремальных ситуациях, где нам будут необходимы не только  знания по математике, но и выносливость, упорство и сообразительность,   мы будем совершать восхождения к горным вершинам, и будем на каждой покоренной нами вершине оставлять вот такие красивые флажки.  

    (учитель показывает на географической  карте  «маршрут путешествия»)

    А что такое горная вершина? (ответы учащихся)

    Горная вершина -  это наиболее высокая часть горного массива.

    (слайд)                   Горные вершины

                                    Спят во тьме ночной

                                    Тихие долины

                                    Полны свежей мглой;

                                    Не  пылит дорога,

                                    Не дрожат листы…

                                    Подожди немного,

                                    Отдохнешь и ты…

    А сопровождать  нас в пути будут  проводники, которые в любую минуту  готовы помочь нам,  итак, в путь.

            

    II. Актуализация опорных знаний.

    (слайд)

    Ученик 1. Первая из высочайших вершин мира гора Монблан, её высота составляет 4870 метров над уровнем моря. Гора Монблан – это  самая высокая  точка Западной Европы. Она расположена в Альпах, в Швейцарии. Более 170 лет  назад было совершено первое  восхождение на  гору Монблан. С тех пор на белую гору  поднимались сотни альпинистов.

    Учитель: А чтобы и нам  покорить эту гору, мы должны справиться  с этим  злым трехглавым драконом, который от  голода проглотил тему сегодняшнего урока, оставив нам только вот такие кусочки:

                                                               

    Задание 1: Разгадайте тему урока по  этой шифровке.

    (учащиеся  разгадывают тему урока, учитель записывает её на доске)

    Учитель:  Мы победили  злого дракона, разгадали тему урока «Действия с десятичными дробями» и  преодолели   1-ю вершину, а в знак покорения горы Монблан на её вершине оставим  яркий флажок и отправимся дальше в путь, в Южную  Америку.

    (на плакате учитель закрепляет  флажок на «горе» Монблан)

    III. Обобщение, контроль и коррекция знаний

    (слайд)

    Ученик 2: Гора Аконкагуа  расположена в  Южной Америке, в Аргентине. Её высота  достигает 6960м. С горы Аконкагуа  спускаются 7 ледников  длиной до 6 километров. Первое восхождение на эту вершину  было совершено в 1897 году. Первая попытка покорить Аконкагуа была предпринята немцем Раулем Гусвельдом в 1883 г. Она не удалась, поскольку снаряжение у альпиниста было недостаточным и практически отсутствовал маршрут. По его стопам в 1897 г. отправилась экспедиция англичанина Эдварда Фицджеральда, и 14 января пик был достигнут членом этой экспедиции, швейцарцем Маттиасом Цубриггеном.

    Учитель:  При восхождении  на эту гору участников экспедиций  подстерегали  горные обвалы и камнепады, эта величественная гора не сразу покорилась человеку. Но мы с вами  постараемся её «покорить». А помогут нам в этом Белоснежка и 7 гномов, которые приготовили для нас  вот такое задание:

     (плакат с Белоснежкой и гномами)

    Задание 2: Записать в виде  десятичных дробей величины, выразив их в километрах. Полученные десятичные дроби записать в порядке возрастания и  убывания.

    (вывешиваются  2 плаката с заданиями для двух вариантов; учащиеся работают самостоятельно, а 2-е выполняют эту же работу у доски) – самопроверка.

    Учитель:  Вот и ещё  над одной  вершиной  развивается флажок (на плакате отмечается флажком вершина) а наш путь лежит дальше, в Африку.  Здесь,  близ Экватора расположен потухший вулкан Килиманджаро.

    (слайд)

    Ученик 3:  Килиманджаро – потухший вулкан. На языке африканского  народа  его название звучит как Килимангара -  три вершины, на которых всегда лежит снег. Хотя этот вулкан находится  вблизи Экватора. Гора Килиманджаро, или как ее ещё называют «крыша Африки», самая высокая в мире отдельно стоящая вершина и одновременно самая высокая точка на всем африканском континенте.

    Учитель:  Да, интересно.  Значит, чтобы нам преодолеть эту вершину, нам предстоит  попыхтеть. Тем более, что задания нам приготовили семь подземных королей, которые  решили сбить нас  с намеченного пути. Но мы их перехитрим. Мы разделимся  на три группы и встретимся у самой высокой части  горы Килиманджаро, на самой её вершины.  И я уверена, что и там мы оставим этот  яркий флажок.

    (учащиеся работают по рядам, а у доски в это время  данное задание выполняют  три ученика, по одному  с каждого ряда)

    Задание 3:

    а) Решить уравнения

    1-й вариант:              х : (1,03 + 12,125) = 8                      (Ответ: х = 105,24)

    2-й вариант:              у : (46,131 – 44,598) = 5                  (Ответ: у = 7,655)

    3-й вариант:              z : 10 = 59,8 – 47,92                         (Ответ: z = 118,8)

    б)  Найти значение выражения:    z – y – x,   если числа z,  y , x  являются корнями  данных уравнений.

    (118,8 – 7,655 – 105,24 = 5,895)

    Учитель: А вы знаете, чем интересно для нас полученное  в результате  выполнения задания число 5,895?!

    Ученик 4: Число 5,895 – это десятичная дробь и выражает она  высоту вулкана Килиманджаро в километрах, т.е. высота  горы  5895 метров над уровнем моря.

    Учитель: Вот и ещё одна вершина покорилась нам, а на её вершине  мы  оставим три флажка, потому что все три  вершины африканской горы Килимангары  покорились трем группам  альпинистов из 5«А» класса. А дальше наш путь  лежит на  север Тибета.

    (на плакате отмечается флажком вершина) 

    (слайд)

    Ученик 5:  Китай…северный Тибет… Одна из высочайших вершин мира  расположена именно здесь и это гора Чонг Карлыгтаг, её высота 7720 метров. Эта величественная вершина была исследована  и открыта Пржевальским. Он же дал ей второе название за её красоту  и величественность – Шапка Мономаха, как символ русского самодержавия.

    Учитель:  Да, тяжела ты шапка Мономаха, но эту вершину нам нельзя не покорить. А поможет нам в этом  юный художник Карандаш, который придумал для нас такое сложнейшее задание.

    Задание 4:  Решить  задачу

    (слайд с условием задачи, выбранной из учебника)

    Восхождение к вершине приравнивают  к тяжелой работе. Когда человек выполняет тяжелую работу, его дыхание учащается в 5 раз. При нормальных условиях человек  за одну минуту  вдыхает 1032 грамма воздуха.  Сколько  воздуха вдыхает группа альпинистов, состоящая из 25 человек за время восхождения (исключая отдых и подготовку к восхождению), если оно длилось  12 дней по 8 часов  в день?

    (устное комментирование условия задачи, составление плана решения, письменное

    оформление решения задачи у доски) – 1 ученик решает у доски.

    Учитель:  Мы оставляем  ещё один флажок. В знак покорения вершины Чонг Карлыгтаг

    (на плакате отмечается флажком вершина). А сами отправляемся к  высочайшей вершине мира, которая находится в Гималаях.

    (слайд)

    Ученик 5:  Наш путь лежит в Гималаи в Непал. Здесь находится самая высокая  вершина  мира Джомолунгма (Эверест).  Джомолунгма в переводе на русский язык  означает «Мать Богов». В Непале она известна как Сагарматха, или «небесная вершина». Много было попыток  совершить восхождение на неё, но альпинистов  долгое время  ожидали неудачи. И только 29 мая  1953 года  очередная попытка увенчалась успехом. Сер Эдмунд Хилари со своим проводником   Тенсингом  вошли в историю  как первые покорители  величественной вершины  Джомолунгма, высота которой  равна 8,848 км, то есть 8848 метров.

    Учитель: В 1865 г. Эта величественная вершина получила название Эверест — в честь сэра Джорджа, английского инженера-геодезиста, удостоенного за свои заслуги дворянского звания. Гора Джомолунгма – это двойная вершина,  у её подножья много красивых цветов. А вот среди  этой красоты я увидела  интересные цветики-семицветики. Подойдем поближе, чтобы собрать  эти  прекрасные  цветики-семицветики  и увидим, что же написано на их лепестках?! А  пойдем мы двумя группами (вариантами) и  постараемся побыстрее выполнить  следующее задание.

    Задание 5:

    (плакат с цветиками-семицветиками,   для двух вариантов отдельные плакаты)

    Составьте пример, записанный  на  лепестках цветов,  и выполните указанные действия

    (составляя пример следует учесть  «порядок» цветов в радуге),  работа по «Цепочке»

    1-й вариант         (0,98 + 0,7 – 0,27) · (6,69 – 2,69) + 11,24 · (7,25 -0,25) = ?

                                                                                                      (Ответ: 84,32)

    2-й вариант:        (187,2 – 178,04 + 0,04) · 10 – (7,13 + 6,87) · 1,75 + 13,22 = ?

                                                                                                       (Ответ: 84,32)

    Учитель: Обе группы  справились с заданием и  получили  одинаковые верные ответы,  полученное число, которое тоже для нас  интересно.  Полученное число  выражает  приблизительную разницу  в метрах двух   вершин Джомолунгмы.  И вот двуглавая вершина  в очередной раз  «покорилась»  нашим юным альпинистам.  И теперь над ней  развивается  этот красивый флажок.

    (на плакате отмечается флажком вершина)

    Наше  путешествие к высочайшим вершинам мира  подходит к концу и мы отправляемся в Тянь-Шань…

    (слайд)

    Ученик 6:

    Гора Хан-Тенгри - одна из высочайших вершин мира,  находится в самом центре Тянь-Шаня на границе родного Казахстана с Киргизией и Китаем. Пик Хан Тенгри называют “Властелином Неба”, а ещё «Повелитель Духов» и «Кровавая Гора», за  её красный  цвет на закате солнца.  Гора Хан-Тенгри была открыта и исследована  знаменитым географом  Семеновым-Тяньшанским.  Высота горы  Хан-Тенгри 7010 метров нам  уровнем моря.

    (слайд)

    Учитель:  В горах Тянь-Шаня  расположены горнодолинные ледники, которые располагаются дальше на Памир. Оледенение Памира грандиозно, особенно на Центральном, Северо-Западном и Северном Памире. Всего на Памире около 7100 ледников общей площадью около 7500 кв. км. Наиболее крупный из ледников – это ледник Федченко, его длина составляет  77 км,  а его площадь равна 649,6 кв.км.  Мы закончим  восхождение к высочайшим вершинам мира именно здесь, у горы Хан-Тенги, где уже давно со «слезами» нас  ожидает  Незнайка.  Он никак не может выбрать правильный ответ к задаче из нашего учебника  «Математика-5» и нам придется ему помочь.

    Задание 6: самостоятельно, решить задачу с тестовым  содержанием и выбрать верный вариант ответа

    (работа с учебником),  самопроверка, устное комментирование

    3,5 – 1,34 = 2,16 (км)

    Ответ: 2,16 км – Г

    Учитель:  Мы решили задачу, нашли верный ответ, помогли Незнайке и конечно же покорили ещё одну вершину и на ней  оставим этот флажок.

    (на плакате отмечается флажком вершина)

    И теперь нам предстоит выполнить последнее  задание, а оно вот какое.

    IV. Итоги урока, выставление оценок

    Задание 7

     Прочитайте  зашифрованное   числами  слово  и вы узнаете, как класс  работал сегодня на уроке

    (на плакате  дан русский алфавит, на  втором – зашифрованное  слово)

    16  20  13  10  25  15   16 !

    О   Т    Л    И    Ч    Н    О !

    Молодцы ребята.

    V. Домашнее задание: (творческая работа в группах)

    (слайд)

    Учитель:  На уроке вы все работали очень хорошо, однако одна из вершин осталась не покоренной (учитель  показывает на плакат).  Эта вершина находится на  Памире, в Таджикистане,  и называется она Пик Коммунизма.  Эта вершина  является самой  высокой вершиной в СНГ, её высота  достигает 7495 метров. Пик Коммунизма – самая высокая вершина Памира и бывшего Советского Союза. С 1999 года она носит название пик Исмаила Самони, основателя  таджикского государства. Кстати, местные жители называют пик Коммунизма – “Уз-терги”, что означает “Кружит голову”. Действительно, её вершина – это прихожая небесной обители, так что головокружение здесь правило, а не исключение. А восхождение на эту вершину вам  предстоит  совершить дома, выполнив  такое задание:

    а) вычислить:   (51,6 : 3 + 0,83 · 2,16 + 7,25) · (0,5 - ½) = ?

    б) сочинить сказку «А вы слышали новости о десятичных дробях»…

    VI. Рефлексия.

    «Волшебный кубик» - ответы учащихся

    Что сегодня делали на уроке?

    Что нового узнали на уроке?

    Что понравилось на уроке?

    Что не понравилось на уроке?

    Учитель:   Я желаю  всем, чтобы  все намеченные вершины  покорялись  вам и пусть это будет не всегда  легко, но  даже маленькая покоренная вершина всегда доставляла  радость.

    Урок подготовила и провела:

    Хабибулина Л.В.,

    учитель математики,  сш № 2 г. Тараз

    1/5 = ?? или  0,2

    18/10=1,8;  

    ??? ,17?7 +6,77?5

    6,576? ≤ 6,???0

    … дроби – это ????

     сравнивать,

    вычитать, …жать,

    скла….ть,  де… ть  

    }????

    ???


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

    Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

    Презентация. Дидактическая игра на устный счёт по теме: "Действия над десятичными дробями. 5 класс"

    С помощь дананной презентации учитель быстро и эффективно может организовать работу по теме "Действия над десятичными дробями"...

    Урок-путешествие по теме "Действия с десятичными дробями"

    Урок разработан в форме путешествия на математическом поезде. Содержание материала соответствует учебнику "Математика5" Н.Я.Виленкина....

    Общественный смотр знаний в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

    Разработка внеклассного мероприятия  по математике в 5 классе ,направленного на систематизацию и контроль знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...

    Интегрированный урок математики и географии в 5 классе по теме «Действия с десятичными дробями»

    Данная разработка интегрированного урока математики и географии предложена для проведения урока математики в 5-ом классе, с учащимися высокого уровня подготовленности. Так как предложенные задания пов...