Использование школьного учебника в процессе формирования УУД на уроках географии в 5 классе
статья по географии на тему

Шевченко Елена Витальевна

Использование учедника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование школьного учебника в процессе формирования УУД на уроках географии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.                                                                                                                                       С помощью  универсальных учебных действий  учащиеся получают большие возможности   на уроках биологии -  «умение учиться», а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор.   Учебник уже не является главным источником информации, но он  является навигатором  в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым моим  помощником в реализации многочисленных задач современного образования, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.

Хорошим помощником  в учебном процессе является   учебно – методический комплекс   Лобжаидзе А. А.  География. Планета Земля. 5-6 кл., М.: Просвещение. 

Систематическая работа с текстом  создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии.  Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать  регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные  умения.  Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня  - это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы;  составление схем и таблиц по тексту учебника;  работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его - это очень  важно для пятиклассников при переходе из начальной   в основную школу.

В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом учебника: 

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся;
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • составь суждение по тексту параграфа...;
  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  • создай таблицу (сверни информацию) по ...;
  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
  • составь набор понятий темы...;
  • составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
  • составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: 

  • “найди отличия”;
  • “на что похоже?”;
  • поиск лишнего;
  • “лабиринты”;
  • “логические цепочки”;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Тема «Условные знаки»

Посмотрите на слайд. Что объединяет эти знаки?                                                 Какие ассоциации у вас возникают, когда вы их видите?

Как вы думаете, почему люди придумали эти знаки?                                                      Зачем должны знать мы их?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

  • Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала 

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

На древних картах объекты изображались при помощи рисунков. С середины 18 века рисунки стали заменять такими изображениями, какими объекты выглядят сверху, или обозначать специальными знаками.                                        

Почему так?

Демонстрация ресурса “Этапы появления условных знаков.”

Сделайте вывод о значении условных знаков.  

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Постановка проблемы: В разное время на планах местности и картах картографы стремились нанести как можно больше подробностей и индивидуальных особенностей тех территорий, которые изображали.  

Задание: пользуясь текстом учебника с.36-37 подумайте:

 Почему им это удавалось?                                                                                  

Постановка проблемы:   Для нанесения того иди иного природного объекта на план или карту картографы придумывали условные знаки, как бы кодировали изображение.

 Задание: пользуясь текстом учебника с.36-37 подумайте:

Почему мы можем пользоваться картами и планами?                                    

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 

По назначению и свойствам условные знаки планов и карт подразделяют на несколько видов.  

Пользуясь текстом учебника можно составить таблицу:

Виды условных знаков

Виды условных знаков

Примеры условных знаков

Анимация “условные знаки”, рисунок учебника

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. 

1.Условные знаки – это…    

2. Легенда карты – это…                                                        

3. Линейные знаки изображают …                                                    

4. Площадные знаки служат для изображения …                            

5. Точечные знаки – это …                                                                  

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: если таковые имеются в теме урока

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значитель...