Урок географии "Города России, исторические особенности формирования их сети. Типы городов России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

-        знакомство с историческими особенностями формирования городской сети России, типами городов;

-        развитие кругозора,  повышение интереса к изучаемому предмету;

-        отработка навыков работы с картами атласа и контурными картами;

воспитание любви к Родине, гражданственности и патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-uroka-geografii-v-8-klasse-goroda-rossii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Города России, исторические особенности  формирования их сети. Типы городов России».

                         

Цели урока:

  • знакомство с историческими особенностями формирования городской сети России, типами городов;
  • развитие кругозора,  повышение интереса к изучаемому предмету;
  • отработка навыков работы с картами атласа и контурными картами;
  • воспитание любви к Родине, гражданственности и патриотизма.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • карта «Численность населения России», атласы, контурные карты;
  • учебник географии А.И. Алексеева для 8 класса.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

         

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок изучения нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Тема урока: «Города России, исторические особенности формирования их сети. Типы городов России». (Слайд 2).

        На прошлом уроке вы познакомились с понятиями «расселение», «урбанизация». Давайте вспомним их определения.

         Ответы учащихся.

         Вы также узнали о причинах роста городов. Каковы они?

        Ответы учащихся.

Сегодня вам предстоит узнать, каковы исторические предпосылки формирования сети городов.

  1. Объяснение нового материала.

Современники представляли Древнюю Русь страной с многочисленными городами. До наших дней дошло название «Гардарика» (Слайд 3, по гиперссылке переход на слайд 4).

Формирование городской сети России происходило поэтапно.

Учащиеся фиксируют в тетрадях основные этапы формирования городской сети России.

1 этап (до XVI в.). В русских летописях еще в IX веке упоминается более 150 городов. Среди самых древних – Новгород, Муром, Белоозеро, Смоленск, Ростов Великий. (Переход со слайда 4 на слайд 5).

2 этап (XVI-XVIII вв.). Постепенное объединение русских земель вокруг Москвы дало толчок к образованию новых городов. Возникла необходимость охранять границы государства, осваивать новые земли. Таким образом, главным назначением этих поселений была оборона. Такие города быстро становились и центрами управления, торговли, ремесла. (Слайд 6). Так возникли многие города Европейской части России, а также большинство городов Сибири XVI-XVIII вв. (Слайд 7).

3 этап (конец  XVIII в.). Это время в России ознаменовалось резким скачком увеличения количества городов. Это было следствием того, что значительные по площади территории на юге были присоединены к Российской империи. Екатерина II, известная своей любовью к реформам, не могла остаться в стороне от таких важных событий. Она издала особый указ, где определялось административное устройство России. Возникла необходимость управлять новыми территориями, и многие крупные сёла были «назначены» городами. В результате была создана относительно равномерная сеть городов, что облегчало управление страной. Эта равномерность заключалась в том, что больше городов было там, где плотность населения была выше.  (Слайд 8).

4 этап (конец XIX в.) связан с индустриализацией России. Строительство железных дорог разделило города на две группы: 1) оказавшиеся на железных дорогах и получившие возможность быстрого роста и 2) оказавшиеся «в глубинке» и отстающие в своем развитии. В первой группе возникло много промышленных центров, ставших впоследствии городами. (Слайд 9).

5 этап (XX в.). Для этого периода характерен еще более быстрый рост городов – за счет новых промышленных центров, а с конца 1950-х годов появились новые типы городов – научные центры. Потребность людей в отдыхе породила новый тип специализированных городов – центров туризма, городов-курортов.

Мы можем подразделить все города России на четыре типа: (Слайд 10) промышленные центры (переход по гиперссылке со слайда 10 на слайд 11, затем обратно), научные центры (переход по гиперссылке со слайда 10 на слайд 12, затем обратно), центры туризма (переход по гиперссылке со слайда 10 на слайд 13, затем обратно), города-курорты (переход со слайда 10 на слайд 14, затем на слайд 15).

В настоящее время насчитывается более тысячи (точнее, 1087) городов и более двух тысяч (2022) поселков городского типа.

При строительстве города ему предназначалась определенная роль, то есть он должен был выполнять определенную функцию (слайд 16). Большинство городов России многофункциональны.

При изучении городов необходимо обращать внимание на статистические данные. Обратите внимание на диаграмму «Людность городов» (Слайд 17). Изучите ее и ответьте на вопросы, приведенные на с. 296 учебника.

Учащиеся работают с диаграммой, отвечают на вопросы, делают выводы при помощи учителя.

Еще одной статистической характеристикой является уровень урбанизации отдельных территорий страны. Эту информацию можно получить, используя карты атласа (Слайды 17-20).

Карты атласа также могут дать нам и более подробную информацию о любом городе России (Слайд 21). Подробнее хотелось бы остановиться на термине «факторы образования городов» (Переход по гиперссылке со слайда 21 на слайд 22).

Города на картах обозначаются с помощью специальных условных знаков, известных вам ранее. Какие это знаки?

(Ответы учащихся).

Вы, конечно, обратили внимание, что все эти знаки имеют различный цвет и форму. Они указывают на то, что каждый город соответствует одной из категорий численности населения (работа с легендой карты «Численность населения»). Особо крупные города, численность населения которых превышает 1 млн. человек, называют «городами-миллионерами» (Слайд 21).

  1. Выполнение практической работы.

В заключение урока  вам предстоит выполнить практическую работу «Обозначение на контурной карте городов-миллионеров России. Объяснение причин из размещения». План выполнения работы перед вами (Слайд 22). 

  1. Заключение. Учащиеся повторяют новые слова урока, объясняется их значение.

  1. Домашнее задание. (Слайд 25).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

Урок "Типы климата России"

Данный урок был разработан в 2008 году. Помимо плана-конспекта урока представлены материалы для закрепления темы и материалы для работы в группах, а также презентация урока....

конспект урока с использованием ЭОР по теме "Разнообразие типов климата России"

Конспект урока по темк " Разнообразие типов климата России" разработан с использованием электронно - образовательных ресурсов, что дает возможность как учителю так и обучающимся пользоваться  бол...

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Разработка урока географии в 8 классе по теме "Типы климатов России"

КОНСПЕКТ УРОКА географии в 8 классепо теме «Типы климатов России»Цели урока:- образовательная: знакомство учащихся с основными типами климатов России; выявление особенностей типов климата; установлени...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»

Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...