Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»
план-конспект урока по географии (8 класс)

Жданова Галина

Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.

Разработка урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Подробно описаны все этапы урока, включены также практикоориентированные задания для выполнения в классе на уроке и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_geografii._8_klass.odt28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: составление таблицы « Основные типы почв России».

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

- обучающие: расширение обучающимися знаний о почве, как верхнем плодородном слое земли; изучение  материала о почвенных горизонтах и оценке плодородия каждого вида почв; о закономерности распространения типов почв;

  • развивающие: дальнейшее формирование у обучающихся метапредметных умений (см. Планируемые  результаты);
  • воспитывающие: формировать бережное отношение к почве любого вида

Планируемые результаты освоения темы:

  • личностные: оценить роль почвы для человека, проявлять положительное отношение к процессу обучения и творчество при выполнении задания.
  • метапредметные умения:

* познавательные — осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию и переводить её в разные формы;

* регулятивные — определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

* коммуникативные — с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать свою деятельность, преодолевать затруднения;

  • предметные: закрепить знания о почве как особом природном теле, усвоить типы почв и условия их формирования; уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника и тематических карт атласа.

Подход к обучению: развивающее обучение.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, презентация, карты атласа: физическая, почвенная, климатическая; ТСО — компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Образовательные ресурсы: учебник — Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: - М.: Просвещение, 2018.

Тематические карты географического атласа.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: биология, химия.

Основные понятия и термины: почва, факторы почвообразования, плодородие почвы, гумус, почвенные горизонты, структура почвы.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организа-ционный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие

1.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Предлагает ответить на вопросы устно: 1) Что называют почвой? 2) Какие факторы влияют на образование почв? Какие условия почвообразования являются главными? 3)  Кто основатель науки о почвах? 4) Назовите главный научный труд этого учёного. Предлагает  выполнить тестовое задание. см. Приложение 1. Визуальный и устный контроль.

Выполняют задания. Предлагают свои ответы в устной и письменной форме (в тетради ответы на тестовые задания).

 Пр: знать термины и факторы почвообразования; уметь ответить на вопросы устно и письменно.

2.Самоопределение к деятельности.

Предлагает уч-ся проблемную ситуацию: «Посмотрите на почвенную карту России в географическом атласе. Почему карта раскрашена в разные цвета? Почему западная  часть России отличается большим разнообразием почв, чем восточная?»

Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: составить таблицу «Основные типы почв России». (См. Приложение 2)

Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют для себя цель изучения темы.

Л: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П: извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

К: участвовать в диалога.

Р: оценивать свои возможности для выполнения задания.

2.Освоение информации по проблеме.

1.Учебно-познаватель-ная деятельность

1. Строение почв.

    Рассказ с использованием таблицы «Почвенный профиль». Предлагает по ходу рассказа, изучения рисунка на с. 98 учебника составить в тетради схему «Строение почвы». (Учитель чертит эту схему на доске)  См. Приложение 3. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания.

2. Зональные почвы России.

    Предлагает посмотреть на почвенную карту России в географическом атласе (учитель также работает по настенной карте «Почвы России»), обращает внимание учеников на пестроту карты и предлагает ответить на вопрос: «Есть ли закономерности в размещении почв?» Предлагает совершить путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно - Европейской равнины и ответить на вопрос: «Какому закону подчиняется размещение почв по поверхности Земли?» Учитель подводит учеников к выводу: размещение по поверхности Земли типов почв подчиняется закону широтной зональности, важнейшей причиной которой является климат: режим увлажнения и температурный режим. А в горах почвы сменяют друг друга от подножия к вершине, подчиняясь закону высотной зональности.

Воспринимают рассказ учителя, работают с текстом и рисунком учебника. Обсуждают варианты ответов и заполняют схему «Строение почвы» в тетрадях.

Воспринимают рассказ учителя, рассматривают карту в атласе и на доске (изучая условные знаки). Обсуждают в парах варианты ответов и предлагают свои ответы учителю и классу.

Пр: знать термины «Почва», «Почвенный профиль»; названия почвенных горизонтов и их особенности.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию и предъявлять её в различных формах.

К: работать в паре, внимательно слушать партнёра. Адекватно отвечать на поставленные вопросы.

Р:устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

2.Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает обучающимся выполнить индивидуально задание. См. Приложение 4.

визуальный контроль за ходом выполнения задания. Письменный контроль освоения содержания темы.

Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявляют информацию в различных формах.

3.Улучшенное действие.

1.Интеллектуально-преобразова-тельная деятельность

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание: составить таблицу в тетрадях «Основные типы почв России»., полученное в начале урока. В составлении таблицы поможет рис. 2.5.8. на с. 99 «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью», карта «Почвы России» на с. 18-19 географического атласа, также для сопоставления Карты атласа «Климатические пояса и области», «Природные зоны России».

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь обучающимся, у которых возникли затруднения с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

Выполняют практикоориентированное задание. Предъявляют свои варианты ответов, обосновывают их.

Пр: понимать значение факторов формирования разных типов  почв. Использовать полученные знания для объяснения почв разных климатических условий.

П: уметь анализировать. сравнивать, классифицировать и обобщать информацию. Самостоятельно создавать способы выполнения практикоориентирован-ного задания.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

4.Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

Подведение итогов.

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Сможете ли вы сейчас, после изучения темы рассказать, почему почвенная карта раскрашена в разные цвета? Почему западная  часть России отличается большим разнообразием почв, чем восточная?»

Формулирует домашнее задание. Параграф 35, устно ответить на вопросы и задания после параграфа на с. 99. Учитель формулирует практикоориентированное задание: (по желанию) рассмотреть почвенный разрез в своей местности, линейкой измерить мощность каждого горизонта, в тетради нарисовать почвенный профиль.

Самоанализ. Самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: правильно выражать свои мысли.

Р: оценивать результат своей деятельности на уроке и планировать дальнейшее развитие.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Преодолевать затруднения.

Литература:

  • География. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева\ авт.-сост. С.А. Малиновская. -Волгоград: Учитель, 2007.
  • Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  • Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8Класс. М.: Просвещение, 2018.
  • Матвеева Т.В. Педагогические технологии для реализации ФГОС: учебно-методическое пособие к курсу повышения квалификации. - СПБ.: ЛЕМА, 2016.
  • Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - Мю: Просвещение, 1991.

Приложение 1. Тестовые задания.

  1. Почва отличается от горной породы: а) плодородием, б) увлажнением, в) твёрдостью.
  2. Выделите главнейший фактор почвообразования: а) материнская порода; б) климат; в) животные; г) растения; д) человек; е) время.
  3. Гумус — это: а) грызун; б) земляной червь; в) перегной; г) клещ.
  4. Самое главное свойство почвы — это: а) влажность; б) структура; в) плодородие; г) минеральная часть.
  5. Материнская горная порода — это горизонт: а) А1; б) А2; в) В; г) С.
  6. Горизонт вымывания имеет почва: а) чернозёмная, б) подзолистая, в) тундроглеевая.
  7. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат: а) растения; б) насекомые; в) млекопитающие.
  8. Плодородие почвы зависит от наличия в ней: а) влаги, б) минеральных солей; в) воздуха, г) гумуса.
  9. Лучшей структурой почвы является: а) комковатая; б) зернистая; в) пылеватая.

Приложение 2.  Таблица «Основные типы почв России»

Природная зона

Климатический пояс

Условия почвообразования

Тип почвы

Оценка плодородия

1. Арктическая пустыня

Арктический пустынный

Низкие t круглый год, снег и лёд, вечная мерзлота.

Арктические пустынные

Не развиты, гумусовый горизонт отсутствует.

Приложение 3. Схема «Строение почвы»

        

А 0

Лесная подстилка. (Опавшая хвоя, листва и т.д.)

А1

Гумусовый горизонт. (перегной,  чем он мощнее, тем плодороднее почва, цвет тёмнокоричневый)

А2

Горизонт вымывания (не содержит ни гумуса, ни солей, формируется при избыточном увлажнении, цвет светло-серый).

В

Горизонт вмывания (много глины, поэтому он плотный, цвет коричневый)

С

Материнская горная порода (на которой образовалась почва, гумус отсутствует)

Приложение 4. Географический диктант. (Кратко ответить на вопросы на листочках)

  1. Главное свойство почвы …
  2. Органическое вещество почвы...
  3. Основатель науки о почвах...
  4. Чернозём — самая плодородная почва, так как...
  5. Почвенная карта даёт информацию:

а) о распространении типов почв;

б) о механическом составе почв;

в) об увлажнении почв.

  1. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) В России преобладает равнинный рельеф.

б) На территории преобладает горный рельеф.

в) Россия вытянута с севера на юг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».

Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок французского языка для 6 класса по теме: «Школа»....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения "Военные походы фараонов"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».

Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».

Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...