Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon холодная война447 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развивающего обучения

            Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др. Обучение — ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Зона ближайшего развития ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Такое бучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения и др. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе "добывания" знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития. Основная задача педагога в процессе развивающего учения — организация учебной деятельности, направлю на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, и методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогического воздействия на основе учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков. Центральное технологическое звено развивающего обучения — это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Кроме того, развивающее обучение учитывает специфические закономерности развития, адаптируется к уровню и особенностям индивидуума.  Развивающее обучение реализуется в зоне непосредственного развития ребенка. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

1. Цели развивающего обучения: сформировать у ребёнка определённые способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять её посредством обучения).

2. Содержание обучения: система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.

3. Формы организации и взаимодействия педагога и учащегося: организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска спосогб решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности.

4. Методы обучения: поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета, исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.

Наконец, сам технологический цикл включает в себя несколько этапов:

1) Вызов – на данном этапе учитель предлагает учащимся проблему, а учащиеся, в свою очередь, в процессе её осмысления формируют свое отношение к ней, определяют цель изу4чения темы, часто формулируют тему самостоятельно.

2) Осмысление – этот (основной) этап может состоять из нескольких подъэтапов (освоение информации по проблеме, работа с этой информацией – варианты решения поставленной задачи. Анализ, коррекция полученных результатов).

3) Рефлексия (рефлексивная деятельность) – включает в себя основное подведение итогов проделанной работы (самоанализ, оценка своей работы, отношение к изученному и к своей работе).  

         


Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения.

Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».

Л. Б. Борисова, учитель истории

КОР № 1 Калининского района

г. Санкт-Петербурга.

1. Тип урока: комбинированный (лабораторное занятие по учебнику и документам).

2. Цель урока: создать условия для того, чтобы ученики научились выполнять практикоориентированное задание по написанию эссе по истории на тему «Начало противостояния: истоки «холодной войны»; формирования у учащихся целостного и образного представления о развитии международных отношений сверхдержав и их союзников после Второй мировой войны.

3. Задачи: 

    А)  обучающие: изучение учащимися материала о предпосылках и условиях формирования двухполюсного мира (Потсдамская конференция, военные действия СССР и США против Японии в 1945 г., Фултонская речь У. Черчилля), начало «холодной войны», «план Маршалла»,  политические доктрины  Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра, И. В. Сталина.

   Б) развивающие: дальнейшее формирование у учащихся м6етапредметных умений (см. Планируемые результаты).

   В) воспитывающие: формировать ориентацию учащихся на демократические ценности в межличностных, межкультурных и межгосударственных отношениях, раскрытие негативных социально-политических и морально-психологических последствий нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны».

4. Планируемые результаты освоения темы:

    А) личностные: оценивать роль мотивов, целей, характера и результатов деятельности отдельных людей и политических групп в истории, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; проявлять готовность к сотрудничеству, развить творческие способности, осознавать успешность своей деятельности.

    Б) метапредметные умения:

  • познавательные – проводить поиск и извлечение необходимой информации в нескольких источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, определять смысл и значение терминов; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления;
  • регулятивные – принимать и сохранять у4чебное задание; определять лично значимую роль в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
  • коммуникативные -  адекватно отвечать на поставленный вопрос; работать в паре и группе; участвовать в диалоге.

    В) предметные: знать основных политических деятелей конца 40-х – 50-х гг. ХХ в.; знать и уметь объяснить термины, связанные с особенностями международных отношений середины ХХ века; уметь извлекать информацию  из исторических документов того времени; использовать полученные знания в ситуациях, различения или сравнения особенностей международных отношений на разных этапах истории человечества.

5. Подход к обучению: дифференцированный.

6. Методы обучения: словесный. Наглядный, проблемный, частично-поисковый.

7. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

8. Средства обучения: вербальные – речь учителя; визуальные – иллюстрации; ТСО – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник.

9. Образовательные ресурсы: учебник – О. С. Сороко-Цюпа, А. О Сороко-Цюпа, Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало XXI века: 9 класс, М.: Просвещение, 2007 г.;  рабочая тетрадь к учебнику Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало XXI века: 9 класс.; Бойцов М., Хромова И. Уроки Клио: Послевоенное десятилетие: 1945-1955 гг. М., 1988 г.

10. Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа: индивидуальная и в парах.

11. Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

12. Межпредметные связи: история России, обществознание.

13. Основные вопросы содержания: 

      1) Предпосылки и условия формирования двухполюсного мира.

      2) Начало «холодной войны».

      3) «Война нас объединила, а победа разъединила…» (военно-политические блоки, их деятельность).

14. Основные понятия и термины: американская  агрессия. «холодная война», космополитизм, красная опасность, «план Маршалла», маршаллизацимя, мировая ответственность. НАТО, ОВД, «железный занавес».

15. Основные персоналии: У. Черчилль, Г. Трумэн, К. Эттли, Д. Эйзенхауэр, И. В. Сталин.

Технологическая карта урока.

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие.

  1. Освоение информации по проблеме.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: предлагает учащимся выполнить задания (см. Приложение 1).

Устный контроль.

Формулирует тему урока: «Европа за «железным занавесом».

Индивидуально выполняют задания.

Предлагают свои варианты ответов.

Пр.: знать фактический материал по геополитической ситуации в мире после Второй мировой войны, факторы послевоенного развития стран Европы; тенденции, преобладавшие в послевоенных отношениях между сверхдержавами и их союзниками.

Р.: принимать и сохранять учебное задание.

Самоопределение к деятельности.

Учебно-познавательная

деятельность:

- обучение 

Предъявляет учебное задание проблемного характера: учащимся предлагается принять участие в обсуждении фултонской речи У. Черчилля (Учебник, стр. 164). Ответить на вопросы:

1) Какие процессы в Европе отражает этот документ?

2) Почему была признана несостоятельной доктрина равновесия сил в условиях послевоенной Европы?

3) Что Черчилль вкладывал в содержание термина «железный занавес»? Отражал ли реальное положение в мире этот термин?

4) Какими мотивами руководствовался Черчилль, призывая к союзу англоязычных стран?

5) Какие англоязычные страны имел в виду Черчилль, обращаясь с призывом к сотрудничеству?

1) Учащимся предлагается на контурной карте провести границу «железного занавеса» по координатам, указанным в речи экс-премьера Великобритании.

Ответить на вопрос – с какой стороны этого занавеса он смотрит на Европу?

2) Анализ документов: сравнить фултонскую речь У. Черчилля (1946 г.) с его выступлением в июне 1941 г. (учебник, стр 154).

Ответить на вопросы:

- Что во взглядах британского политика осталось неизменным, а что изменилось? Почему?

- Была фултонская речь поводом или причиной резкого поворота внешнеполитического курса западных держав в отношениях с СССР и его союзниками?

- Почему первоначально фултонская речь не получила официального одобрения ни в США, ни в Великобритании?

- Как, скорее всего. К речи Черчилля отнеслись в Москве?

3) Раздаёт учащимся репродукции карикатур на тему «железного занавеса», предлагает подготовить их обзор или предположить, что и кого в послевоенных отношениях сверхдержав высмеивали карикатуристы Запада и Востока. (Приложение 2).

4) Анализ документа «Послание президента США Г. Трумэна Конгрессу от 12 марта 1947 г.» (Приложение 3.) Предлагает вопросы и задания для обсуждения:

- Что имеет в виду Трумэн под «роковым часом» для Греции и Турции? Какие события заставили президента США включить этот регион в сферу своей внешней политики и национальной безопасности?

- Какие виды поддержки Греции и Турции имелись в виду под «немедленными и решительными действиями»?

- Что общего было между фултонской речью Черчилля и Посланием президента США?

- Сформулируйте определения понятия «доктрина Трумэна»/«доктрина Эйзенхауэра».

5) Раздаёт учащимся репродукции карикатур на план Маршалла (учебник, стр. 163). (Приложение 3.)

Предлагает вопросы и задания для обсуждения:

- Что заставило правительство США оказать обширную экономическую помощь странам Западной Европы, пострадавшим от войны?

- Почему СССР и страны Восточной Европы от неё отказались? Назовите две и более причин отказа.

- Какие реалистические черты плана Маршалла отражены в данных карикатурах?

- Кого из участников (или неучастников) этого плана высмеивают карикатуристы: правительство США? Страны Западной Европы, принявшие помощь? Страны Восточной Европы, от неё отказавшиеся? Пояснить своё мнение.

- В связи с ответом на предыдущий вопрос кратко сформулируйте главную идею каждой карикатуры и определите место её создания (США, СССР, одна из стран Западной Европы, др.).

Обсуждают речь Черчилля, отвечают на вопросы. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя.

Учащиеся читают тексты, отвечают на вопросы.

Обсуждают документы, отвечают на вопросы, выполняют задание учителя.

Л.: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П.: самостоятельно формулировать тему урока.

К.: сотрудничать с учителем, одноклассниками, слушать друг друга.

Р.: формулировать цель деятельности.

Пр.: использовать в речи лексику по заданной теме. 

Л.: проявлять положительное отношение к проблемам международного сотрудничества.

П.: осуществлять поиск информации в соответствии с заданием, извлекать необходимую информацию в соответствии с целью, предлагать самостоятельные варианты решения проблемы.

К.: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы; внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, использовать лексику данной темы для осознанного выражения своих мыслей.

3. Улучшенное действие.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

1. Учащимся предлагается продолжить определения понятия «холодная война», перечислив его родовые (существенные) признаки:

   «Холодная война – это период всемирной истории, продолжавшийся с 1946/1947 г. до конца 1980-х гг., для которого характерны…» (найти не менее трёх признаков).

2. Составить словарь «холодной войны», включив в него новые понятия: американская  агрессия. «холодная война», космополитизм, красная опасность, «план Маршалла», маршаллизацимя, мировая ответственность. НАТО, ОВД, «железный занавес».

3. Сравнить две цитаты.

- «Следующим шагом будет уменьшение взаимных подозрений, которые. К несчастью, существовали между Россией и западными державами». (Б. Рассел, английский философ, 1945 г.);

- «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила…» (Е. Евтушенко, российский поэт, 1990 г.)

Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя.

Р.: принимать учебное задание, устанавливать последовательность действий, оценивать результат: то, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Учащимся предлагается выполнить практикоориентированное задание:

- в парах обсудить и составить план эссе на тему «Начало противостояния: истоки «холодной войны».

Учитель организует подведение итогов по выполнению задания по составлению плана эссе.

Учащиеся в парах составляют план сочинения и представляют его, анализируют, делают выводы.

Л.: проявлять готовность к сотрудничеству, использовать творческий подход при выполнении задания.

П.: структурировать информацию и составлять план.

К.: работать в группе и парах. Внимательно слушать и слышать друг друга, уважительно взаимодействовать, отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.: определять лично значимую цель в рамках задания, оценивать собственные возможности для выполнения задания.

4. Рефлексивная деятельность.

Рефлексия состояния.

Подведение итогов в виде ответов на вопросы:

Я оцениваю свою работу на уроке на ______, потому что ________

1) Что нового вы узнали на уроке?

2) Было ли интересно работать на уроке?

3) Было ли интересно работать в парах?

4) Какие затруднения у вас возникли в процессе работы?

5) Довольны ли вы результатом своей работы? Почему?

Отвечают на вопросы.

Л.: осознавать степень успешности своей работы.

П.: анализировать, обобщать, делать выводы.

К.: адекватно отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Р.: адекватно оценивать действия по выполнению задания.

Домашнее задание.

Учащимся предлагается написать эссе на тему «Начало противостояния: истоки «холодной войны». Учитель напоминает о стратегии написания сочинения.

Литература:

           1. Бойцов М., Хромова И., Уроки Клио: Послевоенное десятилетие: 1945-1955 гг. М., 1988 г.

2. Матвеева Т. Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС. Материалы к курсы повышения квалификации, СПб.: ГБОУДППО ЦПКС Василеостровского района г. Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр», 2015 г.

3. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О., Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011 г.

4. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О., Рабочая тетрадь к учебнику Новейшая история зарубежных стран ХХ - начало XXI века (с контурными картами). 9 класс, М., Просвещение, 2007 г.

5. Стрелова О. Ю., Уроки новейшей истории (К учебникам О. С. Сороко-Цюпы и А. О. Сороко-Цюпы. «Новейшая истоия зарубежных стран. ХХ – начало XXI века. 9 класс», О. С. Сороко-Цюпы, В. П. Смирнова, А. И. Строганова «Мир в ХХ веке. 11 класс».), М.: Экзамен, 2008 г.

Приложение 1.

Какие факторы определили характер послевоенного мирного урегулирования? Отметьте правильные ответы.

  1. Распад антигитлеровской коалиции.
  2. Утверждение решающей роли двух сверхдержав – СССР и США.
  3. Идеологическое противостояние – тоталитаризм или демократия.
  4. Демократический подъём в странах Европы.
  5. Противостояние США и СССР.
  6. Экономический подъём в Европе.
  7. Экономическая разруха в Европе.
  8. «Особые» англо-американские отношения.

Приложение 2. Карикатуры на «железный занавес».

                                             

Приложение 3. Карикатуры на «план Маршалла».

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».

Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок французского языка для 6 класса по теме: «Школа»....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»

Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения "Военные походы фараонов"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».

Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».

Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...