Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».
план-конспект урока по географии (8 класс)

Жданова Галина

Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". 

Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни человека, оценка водных ресурсов России и их распределение во времени и пространстве. На уроке повторяются термины предыдущих уроков, также рассматриваются новые термины, такие как "Водные ресурсы", "Водный кадастр", "Оборотное водоснабжение".  Обучающимся предлагается практикоориентированное задание "Характристика реки" (по плану) на уроке и практикоориентированное домашнее задание Сообщение о ресурсах озера или реки своей местности, используя текст параграфа и дополнительные источники информации (по желанию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_gkografii._8_klass.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок географии в 8  классе «Вода и человек».

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: составление характеристики реки по плану.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

- обучающие: расширение обучающимися знаний о водных ресурсах, об их распределении во времени и пространстве, использовании водных ресурсов;

  • развивающие: дальнейшее формирование у обучающихся метапредметных умений (см. Планируемые  результаты);
  • воспитывающие: формировать бережное отношение к природе нашей планеты, в частности к водным ресурсам.

Планируемые результаты освоения темы:

  • личностные: оценить роль воды для жизни и хозяйственной деятельности человека, проявлять положительное отношение к процессу обучения и творчество при выполнении задания.
  • метапредметные умения:

* познавательные — осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию и переводить её в разные формы;

* регулятивные — определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

* коммуникативные — с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать свою деятельность, преодолевать затруднения;

  • предметные: закрепить знания  и определить уровень знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»; знания особенностей внутренних вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание; основные понятия темы; умения работать с картами (показывать на карте реки, озёра, болота, ледники и вечную мерзлоту. Уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника и тематических карт атласа.

Подход к обучению: развивающее обучение.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, презентация, карты атласа: физическая,  климатическая; ТСО — компьютер, мультимедийный проектор; учебник, схемы, таблицы.

Образовательные ресурсы: учебник — Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: - М.: Просвещение, 2018.

Тематические карты географического атласа.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: физика, основы безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и термины: водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление, оборотное водоснабжение, дефицит воды, стихийные явления: наводнения, сели, цунами.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организа-ционный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие

1.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.: географический диктант (См. Приложение 1).  Предлагает проверить знание номенклатуры по карте атласа. (Приложение 1. Задание 2). Визуальный и устный контроль.

Выполняют задания географического диктанта в тетради. По карте атласа показывают объекты, проверяют знания друг-друга.

 Пр: знать термины. Уметь показать объекты гидросферы по карте атласа.

2.Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя: « Потребление  человеком воды в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов  запасов пресных вод. И  хотя вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, она становится всё более дефицитным природным ресурсом. Предлагает уч-ся ответить на проблемный вопрос: благодаря какому природному процессу водные ресурсы относятся к возобновимым?

Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: составить характеристику реки по плану (См. Приложение 2)

Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют для себя цель изучения темы.

Л: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П: извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

К: участвовать в диалоге.

Р: оценивать свои возможности для выполнения задания.

2.Освоение информации по проблеме.

1.Учебно-познаватель-ная деятельность

1. Водные ресурсы и их использование. Водный кадастр.

    Рассказ учителя с использованием рисунков 2.3.24; 2.3.25; 2.3.26   учебника (с.84 и 85). Предлагает по ходу рассказа и  изучения рисунков учебника, а также столбчатую диаграмму на с. 85 учебника составить в тетради схему «Использование водных ресурсов». (Учитель чертит эту схему на доске)  См. Приложение 3. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Учитель раскрывает понятие «Водный кадастр». (Свод сведений о водных ресурсах России), который нужен для оценки водных ресурсов. В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводности рек. Задаёт проблемный вопрос: «Почему в южных районах России дефицит воды?» (Районы земледельческие, поэтому большая часть воды идёт на орошение полей). Объясните причины острой водной проблемы на Урале. (Урал-это водораздел, верховья рек маловодны, а потребности  в воде крупных городов и многочисленных предприятий  очень велики). Как же  люди решают эту проблему на Урале?  (Создаются водохранилища, чтобы хватало воды и в летнее время. А  около предприятий создаются пруды). Задаёт вопрос: «В чём вы видите различие между прудами и водохранилищами?» (Ответ предполагаемый – водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках).

2. Охрана вод.

    Предлагает школьникам изучить текст на с. 86 учебника и ответить на вопросы6 1) Назовите основных загрязнителей воды. 2) К чему приводит загрязнение поверхностных вод?  Учитель подводит школьников к выводу о том, что действующая в стране система водоснабжения населения не отвечает установленным требованиям. 3) Предложите своё решение этой проблемы.

Учитель вводит новое понятие «Оборотное водоснабжение  на предприятиях».

3. Ресурсы морей и проблемы их использования.

Предлагает школьникам анализ картосхемы в учебнике на с. 87 «Морские промысловые рыбы» и просит ответить на вопрос: «Что создаёт серьёзную опасность для всех морских обитателей?

Предлагает рассмотреть на с. 87 учебника таблицу «Распределение ресурсов нефти и газа по различным морским районам» и сделать вывод о влиянии добычи минеральных ресурсов в шельфе морей и океанов.

4. Стихийные явления.

Вода может приносить человеку много бедствий. Это  стихийные явления:  наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололёд, ливни. 40% всех стихийных бедствий приходиться на наводнения.

Учитель предлагает вспомнить из курса ОБЖ 7 класса определения терминов «Наводнения», «Сели» и «Цунами», объяснить причины возникновения этих явлений природы, меры борьбы  с ними и спасения жизни людей.

Воспринимают рассказ учителя, работают с текстом и рисунками учебника. Обсуждают варианты ответов и заполняют схему «Использование водных ресурсов» в тетрадях.

Воспринимают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации. Обсуждают в парах варианты ответов и предлагают свои ответы учителю и классу.

Дети знакомятся с текстом учебника на с. 86, находят ответы на вопросы учителя и предлагают учителю и классу.

Анализируют картосхему в учебнике, обдумывают ответ на вопрос учителя, обсуждают ответы в парах и предлагают их учителю и классу.

Школьники вспоминают определения терминов, обсуждают меры борьбы с этими стихийными явлениями. Предлагают варианты спасения от от этих грозных явлений природы.

Пр: знать термины «Водные ресурсы», «Водный кадастр», «Оборотное водоснабжение»,  «Наводнения, «Цунами», «Сели», «Снежные лавины, «Ледник».

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию и предъявлять её в различных формах.

К: работать в паре, внимательно слушать партнёра. Адекватно отвечать на поставленные вопросы.

Р:устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

2.Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает обучающимся выполнить индивидуально задание. См. Приложение 3.

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Письменный контроль освоения содержания темы.

Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявляют информацию в различных формах.

3.Улучшенное действие.

1.Интеллектуально-преобразова-тельная деятельность

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание, полученное в начале урока. Составить характеристику реки по плану (на доске). Использовать для работы Физическую карту атласа, рисунки в учебнике 2.3.14 «Самые длинные реки России, рис. 2.3.15 «Уклон реки», 2.3.16 «Типы питания рек России», 2.3.17 «Время половодий на реках»

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь обучающимся, у которых возникли затруднения с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

Выполняют практикоориентированное задание. Предъявляют свои варианты ответов, обосновывают их.

Пр: понимать значение факторов , оказывающих влияние на направление течения реки, на её режим.

П: уметь анализировать. сравнивать, классифицировать и обобщать информацию. Самостоятельно создавать способы выполнения практикоориентированного задания.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

4.Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

Подведение итогов.

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Сможете ли вы сейчас, после изучения темы рассказать, почему Россия богата внутренними водами? Разрешить противоречие – богатство и нехватка водных ресурсов?

Формулирует домашнее задание. Параграф 30, выучить термины, устно ответить на вопрос «Какие меры применяют в Росси для охраны водных ресурсов? (Вопрос на с. 87 после параграфа)

 Учитель формулирует практикоориентированное задание (по желанию): на основе текста параграфа 30  и дополнительных источников информации составить сообщение о ресурсах озера или реки свой местности.

Самоанализ. Самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: правильно выражать свои мысли.

Р: оценивать результат своей деятельности на уроке и планировать дальнейшее развитие.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Преодолевать затруднения.

Литература:

  • География. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева\ авт.-сост. С.А. Малиновская. -Волгоград: Учитель, 2007.
  • Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  • Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8Класс. М.: Просвещение, 2018.
  • Матвеева Т.В. Педагогические технологии для реализации ФГОС: учебно-методическое пособие к курсу повышения квалификации. - СПБ.: ЛЕМА, 2016.
  • Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

Приложение 1. Задание 1. Географический диктант.

  1. Естественное скопление льда, обладающее самостоятельным движением. (Ледник)
  2. Избыточно увлажнённые участки суши. (Болота)
  3. Массы снега, низвергающиеся с горных вершин и склонов. (Снежная лавина)
  4. Какое происхождение имеют котловины озёр в северо-западной части России? (Ледниково-тектоническое)
  5. Какие болота по типу питания преобладают в степях? (Низинные)
  6. Самое глубокое озеро России и мира. Происхождение его котловины. (Байкал. Тектоническое. В разломе земной коры)
  7. Какое происхождение имеет самое большое по лощади озеро мира? (Каспийское. Остаточное происхождение)
  8. Где снеговая линия ниже на Алтае или Кавказе? (На Алтае – суровый климат)

Задание №2 . Проверка знаний номенклатуры. Показать на физической карте атласа объекты.

 1 вариант.                                                                  2 вариант

  1. Волга с Окой и Камой                          1. Северная Двина
  2. Печора                                                       2. Нева
  3. Дон                                                             3. Обь с Иртышом
  4. Амур (С истоками)                                4. Енисей с Ангарой
  5. Лена                                                             5. Анадырь
  6. Каспийское                                              6. Байкал
  7. Ладожское                                               7. Онежское
  8. Телецкое                                                  8. Чаны
  9. Рыбинское вдх.                                     9. Братское вдх.

Приложение 2.  Характеристика реки.

  1. В какой части страны протекает.
  2. Исток и устье реки. К бассейну какого моря и океана относится.
  3. Направление течения, причины такого направления.
  4. Падение реки.
  5. Уклон реки.
  6. Характер течения, от чего зависит.
  7. Питание и режим реки (половодье, межень, ледостав, ледоход)
  8. Правые и левые притоки.
  9. Экологические проблемы.
  10. Значение реки в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Приложение 3. Схема «Использование водных  ресурсов»

                                                 Использование водных ресурсов

Промышленность        Жилищно-коммунальное         Сельское хозяйство     Прочие

                                                       хозяйство

                

                                                                                                               (57,9%)                                             (15,2%)                                  (13,4%)                     (13,5%)        

Приложение 3. Соотнесите :  понятие и определение.

  1. Водные ресурсы.                                А) Затопление обширных территорий вместе с населёнными пунктами и хозяйственными

постройками.

  1. Водный кадастр.                                Б) Грязекаменный поток в горах.
  2. Наводнение.                                        В) Волна большой силы, образующаяся в результате землетрясения на дне океана или моря.
  3. Оборотное водоснабжение.                        Г) Поверхностные и подземные воды, которые человек использует в быту, промышленности
  4. Цунами.                                        и сельском хозяйстве.
  5. Сель.                                                Д) Свод сведений о водных ресурсах России.

Е) Очистка отработанных вод и их дальнейшее использование на этом же предприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».

Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок французского языка для 6 класса по теме: «Школа»....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»

Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения "Военные походы фараонов"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ».

Тема урока: «Решение задач. Подготовка к ГИА из заданий КИМ»Тип урока: комбинированныйЦель урока: Применение учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности разработки ...