Главные вкладки

    урок географии 10кл Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»
    план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

    План-конспект урока+призентация

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    география

    10кл

    Тема: «Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы мира»

    Преподаватель

    Белякова ИО

    Урок10-12

    План-конспект

    Тема: «Ресурсообеспеченность. Мировые природные ресурсы».

    Цели:

    1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.

    2. Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.

    3. Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания. Повышать интерес к предмету через содержание занятия.

    Тип занятия: изучение нового.

    Вид занятия: лекция – практикум.

    Оборудование: Настенная политическая карта мира, школьные географические атласы (10-й класс),

                               мультимедиа оборудование, презентации, карточки с заданиями, учебник.

                               

                               На доске эпиграф к занятию: Планета Шелезяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет.

                                                                                  Растительности нет. Населена роботами.

                                                                                                                            (М/ф «Тайна третьей планеты»)

                   Ход занятия.

           1. Вступление.

         

    Учитель излагает:

    а) тему занятия;

    б) учебную цель;

    в) актуальность и значение темы для практической деятельности уч-ся;

    г) наименования основных вопросов:

              1) Природные ресурсы и их виды;

              2) Ресурсообеспеченность;

              3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум);

              4) Мировые природные ресурсы:

                   А) минеральные ресурсы;

                   Б) земельные ресурсы;

                   В) водные ресурсы суши;

                   Г) биологические ресурсы

                   Д) ресурсы мирового океана;

                   Е) Агроклиматические ресурсы;

                   Ж) Рекреационные ресурсы.

       «?»: Внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Объясните, как он связан с его темой? Какую проблему обнаруживает? (Тема природные ресурсы; Природных ресурсов осталось мало; ресурсы могут закончиться; Планета может стать пустыней.)

       Учитель: Верно. Данный эпиграф как нельзя больше подходит к теме сегодняшнего занятия, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться.

            2. Основная часть.

       1) Природные ресурсы и их виды.

         «?»: Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение). В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?

          «?»: Давайте попробуем определить, что такое «Природные ресурсы» (студенты самостоятельно дают определение термину). Обсуждение.

         Слайд 3

       Под запись: Природные ресурсы, это компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления.

       Учитель: Рассмотрим несколько видов классификаций природных ресурсов.

          Слайд 4

       Природные ресурсы по происхождению (под запись).

         Слайд 5

       Природные ресурсы по видам хозяйственного использования (под запись).

         Слайд 6

       Природные ресурсы по исчерпаемости (под запись).

         Возвращаемся к слайду 2

       

       2) Ресурсообеспеченность.

         «?»: Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Обсуждение, формулировка термина).

         Слайд 7

            Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

         Учитель: Рассмотрим формулы вычисления ресурсообеспеченности.

         Учитель: Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. Но, прежде скажите, есть ли в представленных данных ошибка? (Кол-во населения указано не верно, должно быть 142 млн. человек).

         И так, считаем: 6,7 : 304 = 22 года (округляем до тысячных).

                                    6,7 : 142 = 47 тонн на душу населения.

       3) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум).

         

         Учитель: А сейчас мы рассчитаем ресурсообеспеченность нефтью для некоторых зарубежных стран, и попробуем выделить наиболее обеспеченное государство (работа по группам).

    Определяем наиболее обеспеченную нефтью страну, делаем вывод, проверяем результаты.

         Учитель: А сейчас вы будете самостоятельно выполнять практическую работу.

    Практическая работа №8

    «Оценка ресурсообеспеченности…  отдельных стран мира»

         

         Каждая подгруппа получает карточки с заданиями. Проведение инструктажа.

    Оценка ресурсообеспеченности нефтью отдельных стран мира (вариант 1)

              Задания:

         1. Используя таблицу 3 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами нефти (кроме России). Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

         2. Используя картосхему 24 на странице127 учебника географии определите количество добычи нефти (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

         3. Определите ресурсообеспеченность нефтью для названных вами стран:

              а) на какое количество лет хватит ресурса;

              б) сколько ресурса приходится на душу населения.

              Полученные результаты внесите в таблицу.

         4. Используя табличные данные определите:

              А) наиболее обеспеченное нефтью государство;

              Б) наименее обеспеченное нефтью государство.

    Государства

    Разведанные запасы, млрд. тонн

    Добыча нефти (млн. тонн в год)

    Количество лет

    Запасы на душу населения

    Оценка ресурсообеспеченности газом отдельных стран мира (вариант 2)

              Задания:

         1. Используя таблицу 4 на странице 383 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами газа. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

         2. Используя картосхему 26 на странице128 учебника географии определите количество добычи газа (в млрд. метров кубических) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

         3. Определите ресурсообеспеченность газом для названных вами стран:

              а) на какое количество лет хватит ресурса;

              б) сколько ресурса приходится на душу населения.

              Полученные результаты внесите в таблицу.

         4. Используя табличные данные определите:

              А) наиболее обеспеченное газом государство;

              Б) наименее обеспеченное газом государство.

    Государства

    Разведанные запасы, трлн. м. кубических

    Добыча газа (млрд. м. кубических в год)

    Количество лет

    Запасы на душу населения

    Оценка ресурсообеспеченности углем отдельных стран мира (вариант 3)

              Задания:

         1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами угля. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат внесите в таблицу (см. ниже).

         2. Используя картосхему 27 на странице128 учебника географии определите количество добычи угля (в млн. тонн) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

         3. Определите ресурсообеспеченность углем для названных вами стран:

              а) на какое количество лет хватит ресурса;

              б) сколько ресурса приходится на душу населения.

              Полученные результаты внесите в таблицу.

         4. Используя табличные данные определите:

              А) наиболее обеспеченное углем государство;

              Б) наименее обеспеченное углем государство.

    Государства

    Разведанные запасы, млрд. тонн

    Добыча газа (млн. тонн в год)

    Количество лет

    Запасы на душу населения

    Оценка ресурсообеспеченности железной рудой отдельных стран мира (вариант 4)

              Задания:

         1. Используя таблицу 5 на странице 384 учебника географии, определите 5 стран мира, обладающих наибольшими запасами железных руд. Укажите эти запасы для каждой названной вами страны. Результат оформите в виде таблицы (см. ниже).

         2. Используя картосхему 28 на странице136 учебника географии определите количество добычи железной руды (в млн. тонн в год) для стран, названных вами в задании 1. Результаты внесите в таблицу.

         3. Определите ресурсообеспеченность железной рудой для названных вами стран:

              а) на какое количество лет хватит ресурса;

              б) сколько ресурса приходится на душу населения.

              Полученные результаты внесите в таблицу.

         4. Используя табличные данные определите:

              А) наиболее обеспеченное железной рудой государство;

              Б) наименее обеспеченное железной рудой государство.

    Государства

    Разведанные запасы, млрд. тонн

    Добыча железной руды (млн. тонн в год)

    Количество лет

    Запасы на душу населения

       4) Мировые природные ресурсы.

         Учитель: А сейчас мы переходим к изучению мировых природных ресурсов. Но новый материал изучать и объяснять будете вы сами. Сейчас каждая группа получит своё задание.

              Задание:

         Изучить и представить предложенную группу природных ресурсов:

          - гр.1:     Земельные ресурсы - стоит ли распахивать все земли?

         - гр.2:      Водные ресурсы суши – можно ли преодолеть водный голод?

         - гр. 3:     Биологические ресурсы – грозит ли оскудение?

         - гр. 4:     Ресурсы Мирового океана – кладовая богатств!

         - гр. 5:    -  Агроклиматические ресурсы;

         - гр. 6:      Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

          -гр.7:       Космические ресурсы - ресурсы будущего !

         

         Используя текст учебника, «Приложения», карты Атласа и дополнительную информацию из различных источников  подготовьте презентацию природных ресурсов своей группы и будьте готовы её защитить. Время, отведённое на защиту, не более пяти минут. Составить 2-3 вопроса по своей группе природных ресурсов, чтобы после защиты задать их классу.

         Учитель: Начинаем защиту. Напоминаю, время, отведённое на защиту, составляет не более 5-ти минут.

         Защита проходит по группам у доски, с использованием подготовленных презентаций.

              3. Заключение.

          1) Подведение итога. Выставление оценок.    

          2) Рефлексия.

              4. Домашнее задание.

         1) Учебник, стр. 25-41 читать, записи в тетради.

         2) Группы готовят сообщения по теме «Мировые природные ресурсы».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока географии для 10 класса "Природные ресурсы Земли и их виды"

    Урок географии с использованием современныхобразоватеьных технологий...

    Урок географии в 10 классе "Водные ресурсы мира"

    Цели:Сформировать представление о водных ресурсах: о различие в водообеспечении различных регионов и стран, о проблеме дефицита воды и пути её решения .Развивать умения работать с картами, статистичес...

    Урок географии по теме " Народы и религии мира". 7 класс

    На данном уроке решаются следующие цели и задачи:  Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные язык...

    Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России".

    Презентация к уроку географии на тему "Безлесные природные зоны России" (иллюстративный материал)....

    Урок географии в 10 классе. Тема: Природные ресурсы мира.

    Актуализировать и углубить знания о различных видах природных ресурсов, закономерности их размещения, сравнивать ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, обосновывать роль и значение ресурсов...