Программа экологического кружка "Страна по имени ЭКО"
рабочая программа по географии (7, 8, 9 класс)

Программа экологического кружка "Страна по имени ЭКО" расчитана на 3 года обучения.  Программа кружка создана для учащихся  7-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Страна по имени ЭКО"43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

Принята

на Педагогическом совете

протокол №____ от _____

Утверждена:

приказ №_____от________

директор ________________

Шумова М.В.

Дополнительная общеобразовательная программа

Страна по имени «Эко»

возраст обучающихся: 11 - 14 лет

срок реализации: 3 года

                                                 

Санкт-Петербург

              2016


Структура программы

Пояснительная записка        3

Учебно-тематический план первого года обучения        7

Учебно-тематический план второго года обучения        8

Учебно-тематический план третьего года обучения        9

Содержание программы        12

Методическое обеспечение        19

Список литературы:        190


Пояснительная записка

Программа «Страна по имени «Эко»» имеет  эколого-биологическую направленность. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.13года №1008 программа имеет естественнонаучную направленность и общеразвивающий уровень освоения.

В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на формирование экологической культуры обучающихся и привлечение внимания к вопросам охраны окружающей среды в мегаполисе.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что, осваивая эту программу, обучающиеся получают дополнительные знания по экологии и участия в природоохранной деятельности своего города.

Цель программы: развитие интереса обучающихся к вопросам окружающей среды Санкт-Петербурга через овладение основами экологических знаний.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизация, расширение и углубление знаний в области экологии;
  • научить ориентироваться в городском пространстве;
  • освоение основных приемов работы с измерительными приборами и лабораторным оборудованием;
  • получение практических навыков при постановке эксперимента;
  • представление результатов практических работы в виде схем, диаграмм, таблиц, презентаций;

Развивающие:

  • формировать экологический взгляд на мир, целостное представление о взаимодействии природы с человеком,
  • использование полученных знаний для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека;
  • умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать;
  • формировать умения публичных выступлений;

Воспитательные:

  • воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
  • навыки экологической культуры обучающихся;
  • умения работать в коллективе;
  • воспитание коммуникативной культуры;
  • формирование здорового образа жизни;

Отличительные особенности программы. Программа включает в себя практические занятия, которые проходят в городском пространстве, где обучающиеся овладевают не только умению наблюдать и исследовать экологические процессы, но и навыками ориентироваться в городском пространстве.

Программа ежегодно корректируется в рамках учебно-тематического плана и содержания и утверждается на Педагогическом совете.

Наполняемость групп:

1 год обучения – не менее 15 человек; возрастной состав учебной группы 11-12 лет;

2 год обучения – не менее 12 человек, возрастной состав учебной группы 12-13 лет;

3 год обучения- не менее 10 человек, возрастной состав учебной группы 13-14 лет.

Срок реализации программы: 3 года

1 год обучения – 108 часов;

2 год обучения – 108 часов.

3год обучения-    108 часов.

Режим занятий:

1 год обучения: 108 часов, 1 раз в неделю по 3 часа;

2 год обучения: 108 часов, 1 раз в неделю по 3 часа.

3 год обучения: 108 часов, 1 раз в неделю по 3 часа.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: занятия групповые, при подготовке к конкурсам возможно деление группы на подгруппы и индивидуальные занятия.

Формы занятий: беседы, экскурсии, практические работы, игровые моменты, просмотр видео материалов, презентации, опыты, эксперименты, социологические опросы.

Приемы и методы:

  • словесный,
  •  индивидуально-фронтальный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый,
  •  исследовательский,
  • индивидуальный,
  • работа в парах, в группах.

Ожидаемые результаты освоения данной программы в том, что обучающиеся самостоятельно научаться определять причины проявления экологических проблем в Санкт-Петербурге, предложат свои пути решения; усовершенствуют  коммуникативные навыки, критическое и системное мышление, научаться анализировать информацию, определять и высказывать собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы.

Результат освоения программы проверяется в ходе выполнения тестовых заданий, анкетирования, презентацией творческих работ, защитой исследовательской работы.

Предметная диагностика:

  • Беседа,
  • практическая работа,
  •  презентация,
  • лабораторный практикум.

Педагогическая диагностика проводится в форме:

  • анкеты;
  • личные беседы с обучающимися и их родителями;
  • дневник наблюдений.

Форма подведения итогов реализации программы: открытые занятия; участие в городских и районных экологических конкурсах. Защита исследовательских работ: «Экология почвы», «Как могут послужить обычные городские отходы»,  «Роль воды в Санкт-Петербурге», тест; создание презентации «Воздух, которым мы дышим».

На последнем итоговом занятии проходит подведение итогов работы группы в течении года, на котором возможно присутствие родителей.


Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

3

2

Экология как наука

18

3

Состояние атмосферного воздуха Санкт-Петербурга.

15

4

Состояние водоемов и качество воды.

15

5

Состояние городских почв.

15

6

Городские отходы.

12

7

Качество окружающей среды и здоровье горожан.

15

8

Санкт-Петербург – город будущего.

12

9

Итоговое занятие

3

Итого

108

По итогам первого года обучения обучающиеся будут

знать:

  • общие правила безопасной работы при проведении практических работ;
  • основные понятия и термины по экологии;
  • законы экологии;
  • экологические права граждан;
  • компоненты окружающей среды;
  • способы мониторинга качества среды;
  • состав воздуха, воды;
  • источники загрязнения воздуха, воды;
  • структуру почвы и факторы, загрязняющие почву;
  • источники бытовых отходов;
  • факторы риска, влияющие на человека;
  • заболевания человека, связанные с экологией города;
  • технологии будущего;
  • проблемы роста больших городов;

уметь:

  • самостоятельно проводить работы, обеспечивающие точную и безопасную постановку опытов и практических работ;
  • составлять схемы взаимодействий в окружающей среде;
  • проводить социологический опрос;
  • работать с картой города.

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

3

2

Современное понимание окружающей среды  и ее основные компоненты.

15

3

Средообразующая деятельность организмов.

15

4

Экологические ресурсы.

15

5

Экологические ниши.

12

6

Популяция и её основные характеристики.

15

7

Возрастная структура популяции. Динамика популяций

15

8

Типы экологических взаимодействий: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

12

9

Итоговое занятие

6

Итого

108

По итогам второго года обучения обучающиеся будут

знать:

  • определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);        
  • о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
  • законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
  • об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
  • о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

уметь:

  • работать с литературой, для написания творческой исследовательской работы;
  • анализировать полученные данные после практических работ, опытов, социологических опросов;
  • составлять диаграммы после исследований;
  • определять степень загрязнения растительности;
  • определять загрязненность окружающей среды - воды, воздуха, почвы;
  • ориентироваться  в городском пространстве;
  • использовать полученные знания в быту.

Учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

3

2

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Структура сообщества

18

3

Круговорот веществ в экосистеме. Продуктивность сообщества. Сукцессия

21

4

Современное состояние окружающей среды: воздуха, почвы, воды

21

5

Химическое загрязнение среды

21

6

Перспективы Санкт-Петербурга: от мегаполиса к экополису.

15

7

Итоговые занятия. Защита работ

9

Всего

108

По итогам третьего года обучения обучающие будут:

знать:

  •  законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
  •  о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
  •  о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
  •  о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
  • охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений;

 уметь:

  •  решать простейшие экологические задачи;
  •  объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
  •  применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  •  проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
  •  уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.


Содержание программы

1-й год обучения

  1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

Теория. Знакомство с программой обучения. Инструктаж по охране труда. Возникновение и развитие экологии как науки.

  1. Экология как наука

Теория. Основные представления об экологии. Экология: основные понятия, термины и предмет исследования. Экология. Проблемы и задачи. Четыре закона экологии: всё связано со всем, всё должно куда-то деваться, ничто не даётся даром, природа знает лучше. Структура и типы экосистем.

Практика. Экскурсии в лесопарк «Александрино». Экологический рейд в городское пространство: «Какие законы нарушены?». Составление схем взаимосвязей в природном комплексе. Составление схемы взаимодействия экономики, природы и общества. Лабораторный практикум: «Определение степени загрязнения растительности в городском пространстве».

  1. Состояние атмосферного воздуха Санкт-Петербурга.

Теория. Атмосфера. Воздух и его состав. Показатели качества воздуха. Источники и причины загрязнения воздуха. Различные подходы к решению проблемы качества воздуха. Антропогенное воздействие на атмосферу. Воздушный бассейн над городом. Состояние атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге. Основные загрязнители атмосферного воздуха Санкт-Петербурга. Уровень загрязнения атмосферного воздуха. ПДК. Основные показатели. Влияние промышленных предприятий на воздушный бассейн. Влияние выбросов продуктов сжигания на ТЭС. Влияние автотранспорта на атмосферный воздух. Вещества, загрязняющие воздух. Последствия загрязнения атмосферного воздуха. Смог, кислотные дожди. Охрана атмосферы города. Меры, предупреждающие загрязнение.

Практика. Экскурсии в городское пространство. Работа с картами местности, где проходят исследования. Лабораторный практикум: «Определение степени загрязнения воздуха». Социологический опрос: «Чем мы дышим?». Анализ полученных данных по социологическому опросу: диаграммы. Создание плакатов и рисунков об источниках загрязнения воздуха. Создание презентации: «Воздух, которым мы дышим».

  1. Состояние водоемов и качество воды.

Теория. Гидросфера. Состав воды. Вода-основа жизни. Круговорот воды. Использование пресной воды человеком. Проблемы недостатка пресной воды. Контроль за потреблением пресной воды человеком. Альтернативные источники питьевой воды. Рациональное использование подземных вод. Состояние водоемов Санкт-Петербурга. Загрязнение вод, качество воды. Основные источники загрязнения воды в городе. Водоканал. Индекс загрязнения воды. Методы очистки вод. Сооружения по очистке сточных вод. Бытовая очистка воды. Современное экологическое состояние р. Невы. Этапы очистки невской воды до питьевого качества. Очистка акватории Финского залива  и водоохранных зон. Оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения водоемов города. Внедрение на предприятиях города эффективных водосберегающих технологий.

Практика. Экскурсии в городское пространство. Экскурсии в Музей воды. Составление диаграммы «Как работает вода». Работа с картами местности, где проходят исследования. Практическая работа: «Как влияют на качество воды различные загрязняющие вещества». Опыт по очистке воды. Социологический опрос: «Фильтрация воды в домашних условиях». Конкурс плакатов и рисунков: «Вода – наше богатство». Написание исследовательской работы и создание презентации: «Роль воды в Санкт-Петербурге».

  1. Состояние городских почв.

Теория. Почва и ее структура. Роль почв в городе. Особенности городских почв. Состояние городских почв в Санкт-Петербурге. Основные факторы вызывающие загрязнение почв. Методы оценки экологического состояния почв Источники загрязнения почв в городе. Классификация почвенных загрязнителей. Требования к качеству почв по химическому анализу. Радиоактивное загрязнение. Химическое загрязнение. Биологическое загрязнение. Загрязнение почв тяжелыми металлами. Истощение плодородного слоя почв в городе. Проблемы городских свалок, их воздействие на качество почв. Наиболее загрязненные районы города. Меры по предупреждению загрязнения почв.

Практика. Экскурсии в городское пространство. Анализ образцов почв и карт загрязненности почв в городе. Метод ПОПС (подумай – обсуди – поделись – сравни). Заполнение схемы «Дерево причин и следствий». Написание исследовательской работы и создание презентации: «Экология почвы».

  1. Городские отходы.

Теория. Состав и источники происхождения бытовых отходов. Малоотходное и безотходное производство. Понятие ТБО (твердые бытовые отходы). Источники и причины образования промышленных отходов. Особенности современного производства, как источника отходов. Различные подходы к решению проблемы отходов. Сортировка и переработка ТБО. Сжигание ТБО. Захоронение ТБО. Создание оборудованных полигонов для захоронения ТБО. Что такое мусор и чем он опасен. Проблемы вывоза мусора. Свалки бытового мусора. Проблемы несанкционированных свалок, загрязняющих окружающую среду. Ценность мусора. Вторичное использование отходов.

Практика. Экскурсии в городское пространство. Заполнение диаграммы «Солнце». Анализ состава бытовых отходов. Жизненный цикл товаров повседневного использования. Составление схем. Практическое занятие: « Вторая жизнь вещей». Социологический опрос: «Источники бытового мусора и способы его уменьшения». Анализ социологического опроса. Эксперимент: «Что будет, если каждый бросит бумажку». Написание исследовательской работы и создание презентации: «Как могут послужить обычные городские отходы».

  1. Качество окружающей среды и здоровье горожан.

Теория. Экология человека. Экологические права граждан. Здоровье горожан. Санитарно-гигиенические нормы. Понятие «качества жизни». Здоровье и факторы риска, влияющие на него. Состояние окружающей среды – один из основных факторов, определяющих здоровье человека. Влияние экономических и социальных  факторов на качество окружающей среды. Техногенные факторы деградации природы. Качества окружающей среды. Методы оценки риска для здоровья граждан. Заболевания, связанные с некачественной и зараженной водой. Меры осторожности. Загрязненный атмосферный воздух и  здоровье людей. Заболевания, связанные с загрязнением воздуха. Влияние чистого воздуха на здоровье человека. Заболевания, связанные с загрязнением почв. Влияние радиации на жизнь и здоровье человека. Заболевания, связанные с химическим загрязнением окружающей среды. Заболевания, связанные с биологическим загрязнением. Некачественные продукты питания. Средняя продолжительность жизни людей в крупных городах, в частности, в Санкт-Петербурге.

Практика. Экскурсии в городское пространство. Экскурсия в Музей гигиены человека. Создание дневника «Здоровье». Заполнение диаграммы «Колесо последствий». Социологический опрос: «Влияние окружающей среды на здоровье человека». Разбор экологических ситуаций. Написание исследовательской работы и создание презентации: «Меры по уменьшению воздействия загрязнения на здоровье людей».

  1. Санкт-Петербург – город будущего.

Теория. Поселение, как среда жизни. Топофилия. Городской ландшафт и его зоны. Урбоэкология. Экология города. Градостроительный кодекс Петра. Города – «паразиты» биосферы. Современный градостроительный кодекс СПб. Проблемы «старого города». Перспективы развития Санкт-Петербурга в будущем. Петербург – центр экономики Северо-Запада. Строительство нового, современного порта в СПб. Технологии будущего. Намывные территории. Высотные здания города. Проблемы роста больших городов, вытеснение птиц и животных. Природоохранная деятельность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Оценка качества почв при градостроительстве. Программа «Чистый город». Меры предотвращения техногенных катастроф. Проблемы наводнений.

Практика. Экскурсии в городское пространство. Работа с картами местности. Практическое занятие: «Восприятие нашего города». Социологический опрос: «Город, в котором мы живем». Анализ социологического опроса. Творческие разработки на тему: «Санкт-Петербург - город будущего»: рисунки, плакаты, макеты, презентации.

  1. Итоговое занятие

2-й год обучения

  1.  Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

Теория. Знакомство с программой обучения. Инструктаж по охране труда. Возникновение и развитие экологии как науки.

  1. Современное понимание окружающей среды  и ее основные компоненты.

Теория. Понятие окружающей среды. Компоненты окружающей среды. Взаимосвязи в окружающей среде. Закон об охране окружающей среды. Индикаторы и показатели состояния окружающей среды. Способы мониторинга качества среды. Кому нужна экологическая информация?

Практика. Экскурсия в парк

  1. Средообразующая деятельность организмов.

Теория. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни. Основные пути приспособления организмов к среде. Пути воздействия организмов на среду. Средообразующая деятельность организмов. Экологические факторы. Условия жизни Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организм. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.

Практика. Использование количественных показателей при обсуждении экологических и демографических вопросов.  Принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах

  1. Экологические ресурсы.

Теория. Экологические ресурсы. Зависимость строения и образа жизни от среды обитания. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни. Соответствие между организмами и средой обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша.

Практика. Выявление соответствия между организмами и средой обитания

  1. Экологические ниши

Теория. Совокупность факторов среды, в пределах которых обитает тот или иной вид организмов, его место в природе, в пределах которого данный вид может существовать неограниченно долго. Типичные представители видов с общими нишами — мыши, тараканы, мухи, крысы и люди.

Практика. Экскурсия в зоологический музей

  1. Популяция и её основные характеристики.

Теория. Популяция и ее основные характеристики. Демографическая структура, численность и плотность популяции. Популяционное обилие и его показатели. Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений.

Практика. Выделение типов взаимодействий организмов в популяциях; решение задачи на количественные оценки взаимосвязей; использование правила конкурентного исключения в повседневной жизни.

  1. Возрастная структура популяции. Динамика популяций

Теория. Популяция, численность и плотность популяции, возрастная структура популяции, ёмкость среды, саморегуляция численности, территориальное поведение животных, отрицательная обратная связь, динамика численности популяции (стабильная, изменчивая, взрывная), взрыв численности, регуляция численности. Рождаемость и смертность.

Практика. Использование количественных показателей при обсуждении экологических и демографических вопросов. Построение графиков простейших экологических зависимостей. Оформление практических и лабораторных работ. Определение возрастной структуры популяции.

  1. Типы экологических взаимодействий: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Теория. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем. Биотические связи, прямые и косвенные связи, трофические отношения, конкуренция, мутуализм симбиоз, нейтрализм.          Законы пищевых и конкурентных отношений. Паразитизм. Хищники, жертвы,  циклическое колебание численности.

Практика. Решение экологических задач. Знать роль домашних животных в распространении паразитов, препятствовать их распространению, сохраняя свое здоровье и здоровье близких. Редактирование текста. Создание собственного текста.

  1. Итоговое занятие

3-й год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

Теория. Знакомство с программой обучения. Инструктаж по охране труда..

2. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Структура сообщества.

Теория. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Понятие об экосистеме. Экологические факторы. Закономерности воздействия факторов на организмы. Адаптация организма к экологическим факторам. Функциональная структура экосистемы. Трофическая структура экосистемы.

Практика. Решение экологических задач.

3.  Круговорот веществ в экосистеме. Продуктивность сообщества. Сукцессия.

Теория. Круговорот веществ в экосистеме. Экологическая пирамида. Отношения между организмами в экосистеме. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Сукцессии. Устойчивость и стабильность экосистем. Биоценоз и его устойчивость. Биосфера – глобальная экосистема.

Практика. Решение экологических задач. Составление биохимических круговоротов и круговоротов веществ в экосистеме.

4.  Современное состояние окружающей среды: воздуха, почвы, воды.

Теория. Основы учения о биосфере. Энергетика биосферы. Главные потоки энергии при эволюции биосферы (космический, планетарный, биологический и др.). Созидательное и разрушительное воздействие потоков энергии на эволюцию биосферы. Живое вещество, его свойства и функции. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.

Практика. Создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулировать полученные результаты.Решение экологических задач.

5.  Химическое загрязнение среды

Теория. Химическое загрязнение окружающей среды. Загрязнение почв. ТБО. Переработка и безотходные технологии. Вода  – основа жизненных процессов. Загрязнение вод. Пути решения проблемы. Радиоактивность в биосфере. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Основы рационального управления природными ресурсами. Основы рационального управления природными ресурсами. Особо охраняемые территории.  Международное сотрудничество в охране окружающей среды.

Практика. Составить пищевую цепь, по которой химические вещества могут попасть в организм.

  1. Перспективы Санкт-Петербурга: от мегаполиса к экополису.

Теория. Что такое Экополис. Будущее Санкт-Петербурга. Автомагистрали города в будущем. Городской транспорт. Благоустройство. Архитектура. Технопарки города. Роль растений в жизни города. Ресурсо и энергосберегающие технологии. Экологическое воспитание человека. Природа-город-человек.

Практика. Экскурсия в городское пространство. Социологический опрос: «Ваше понимание экополиса». Конкурс плакатов: «Экологические знаки». Написание исследовательской работы и создание презентации: «Внедрение экологически чистых технологий». Круглый стол: «Поиск решений».

  1. Итоговое занятие.

Практика. Повторение и обобщение пройденного материала за год. Представление творческих работ. Конференция с защитой исследовательских работ.


Методическое обеспечение.

В программе для организации учебно-воспитательного процесса используются: Инструкции, иллюстрации; мультимедийный комплекс; CD – диски, карты Санкт-Петербурга и его пригородов; инструкции по охране труда.

Информационные средства

Электронные ресурсы

  1. http://ecowars.tv/eko-skazki-menu.html - экологические сказки.
  2. http://www.bellona.ru/subjects/ecopravo - «Экология и право» - журнал, издание Санкт-Петербургского Экологического Правозащитного Центра «Беллона».
  3. http://www.ecoindustry.ru - Экология производства.
  4. http://www.infoeco.ru/  - экологический портал Санкт-Петербурга.
  5. http://www.on-line.spb.ru/ecology/ecologymaps.php - экологические карты Санкт-Петербурга.
  6. http://www.uniq.spb.ru/eco - «Общество и экология» - экологическая газета г. Санкт-Петербург)

http://www.waterandecology.ru/publishing/magazine/ - «Вода и экология: проблемы и решения» - научно-технический журнал для профессионалов в области водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и экологии

Разработка для организации контроля и определения результативности обучения:

  • анкеты;
  • информационные карты;
  • диагностические карты знаний и умений обучающихся.

Материально-техническое оснащение программы.

Мультимедийный комплекс: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран. Специальное оборудование и материалы, необходимое для проведения практических занятий и опытов: лупа, микроскоп, поддон, песок, почва, резиновые перчатки, секундомер, сито, термометр, уличный термометр, халат, химические стаканы, цилиндр мерный, штатив лабораторный, набор реактивов, набор для проведения опытов и исследований почвы, воды и воздуха в городском пространстве «Моя экологическая лаборатория».


Список литературы:

  1. Блинов Л.Н. Экологические основы природопользования. -  М.: Дрофа, 2004. – 96с., ил.
  2. Блинов. Л.Н. Химические основы экологии и экологических. – СПб.: Экология, 2001. – 101c.
  3. Голубева Д. А. Словарь терминов и определений по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. - СПб.: ИПК Бионт, 2004. - 657с.
  4. Груздева Н.В. Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы со школьниками. – СПб.: КАРО, 2004. – 272 с., ил.
  5. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Дрофа, 2001. – 64 с.
  6. Денисов В.В. Промышленная экология. – М.: Феникс, MapT,2009. – 720с.
  7. Коробкин В. И. Экология. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 576 с.
  8. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности: словарь для Санкт-Петербурга /Под ред. Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина – СПб.: СПбГУ, 2001. – 136 с.
  9. Уфимцева М.Д. Фитоиндикация экологического состояния урбоэкосистем Санкт-Петербурга. – СПб.: Наука, 2005. – 355 с., ил.
  10. Хоружая, Т. А. Оценка экологической опасности. - М.: Книга сервис, 2002.— 208 с.
  11. Экология: - Санкт-Петербург. – СПб.: Русич, 2003.- 128 с., ил.
  12. Яхнина Л., Зайцева А. Экология для среднего школьного возраста. – Смоленск: Русич, 1998. - 151с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Природа - наш дом" - программа экологического просвещения

Эффективный путь освоения экологической культуры является формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, используя инструментарий совреме...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

программа ДОО Город мастеров имени Героя Советкого Союза П.И.Шавурина

Данная программа расчитана для детей 5-8 классов, срок реализации программы-3 года...

Образовательная программа «Экологический мониторинг» с параллельным обучением особо одарённых детей по индивидуальной программе

Программа  предусматривает  теоретические  и  практические  занятия. Теоретические  занятия  проводятся  в  виде  лекций, бесед, викторин, игр, конфер...