Рабочая программа по физической географии России 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Базовая рабочая программа по физической географии России. 8 класс. Рассчитана на 68 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа для 8 класса.211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии

8 класс (базовый уровень)

количество часов – 68

     

  Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. 
  • Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
  • Учебник «География: природа России», Э.М.Раковская, м., П., 2006г. 
  • Учебное пособие  «География Санкт – Петербурга» А.В.Даринский, И.В.Асеева,1995

. Программа предназначена для обучающихся 8 классов. Программа Рассчитана на 68 часов (два раза в неделю).

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню освоения содержания образования.

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся  должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий в России;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы России и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности освоения ее  районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий россии, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,   экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на  карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • Способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

  • Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
  • Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

  • Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
  • Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
  • Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

 Содержание программы.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (68 часов)

Раздел 1 Введение.  Особенности географического положения  России (5 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Практические работы.

№ 1. Элементы ГП РФ на контурной карте

№ 2. ФГХ одного из морей

№ 3. Определение поясного времени

Раздел 2 . Общая характеристика природы (20ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практические работы.

№ 4.   Установление взаимосвязи между формами рельефа, строением земной коры и ПИ на примере отдельных территорий.

№ 5. Определение изменений солнечной  радиации.  средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения, типа климата.

№ 6. Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможностей её хозяйственного использования.

№ 7. Определение  условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Раздел 3. Природные комплексы России (26 ч.)

Природное  районирование. Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование

Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.

Крупные природные районы России. ФГХ крупных природных районов: Русская равнина, Северный Кавказ, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, горы Юга Сибири, Дальний Восток.

Практические работы.

№ 8. Выявление по картам зависимости между природными компонентами на примере одной из природных зон.

№ 9. ФГХ Русской равнины на контурной карте.

№10. Оценка природных условий и ресурсов  для жизни и деятельности человека на примере одного из природных районов.

Ученики должны: уметь показывать на карте Крупные природные районы России, называть и показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.), давать комплексную ФГХ, уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории, оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния их на обычаи и традиции людей, выделять экологические проблемы природных регионов.

  Раздел 4 Рациональное природопользование и охрана природы (5 ч.)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Экологическая ситуация в России.

Практические работы.

№ 11. Составление паспорта зоны экологического бедствия

Ученики должны: уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географии  в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.

Раздел 5  Природа Ленинградской области.(12 часов )

Особенности географического положения, история заселения. Рельеф и тектоническое строение. Основные минеральные, геологические , климатические и другие виды ресурсов. Особоохраняемые территории, экологические проблемы.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено

       Учебно-методическое обеспечение курса.

Учебники:

1. Учебник «География: природа России», Э.М.Раковская, м., П., 2006г. 

 2.Учебное пособие  «География Санкт – Петербурга» А.В.Даринский, И.В.Асеева,1995

3.Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва, издательский дом «Дрофа», 2010.

Учебно-методическая литература:

  • И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.
  • И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.
  • Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.
  • В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.
  • О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.
  • Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов,
  • В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2001.

Дидактические материалы, тесты, задачники:

  • И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии России. М.: Просвещение, 1998.
  • В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.
  • А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.
  • Н.Н. Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. Методическое пособие. М.: 2001.
  • В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2000.
  • П.М. Юрков. Георафические диктанты в 6 – 9 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. М.: Просвещение, 2000.
  • П.М. Юрков. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, 1999.

Учебно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Тип уроков

Характеристика

деятельности

учащихся или

виды учебной деятельности

Виды

контроля,

измерители

1

Введение. Что изучает физическая география России.

1

Вводный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

2

Географическое положение России.

1

Урок изучения нового материала, комбинированный

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материал Практическая работа № 1, 2

 Определение крайних точек и их координат. Подписать географические объекты (номенклатура)

Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

3

Моря, омывающие берега России.

1

комбинированный

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Сообщения о морях

4

Разница во времени на территории России.

 

1

Урок изучения нового материала, комбинированный

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами, решение задач Практическая работа № 3

Решение задач по определению поясного времени.

Решение географических задач

5

Из истории исследования России. 

Образование государства Российского и открытия русскими Сибири и Дальнего Востока. .

1

практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по заполнению таблицы

Главные особенности природы – 26 часов

1

6

Главные особенности рельефа России и строения земной коры.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа №4 Сопоставление различных карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры

Анализ карт, эвристическая беседа

7.

Геологическое  летоисчисление.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа, работа с таблицей

8

Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления

1

комбинированный

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа, работа на контурных картах

9

Полезные ископаемые Росси.

1

комбинированный

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа, работа на контурных картах

10

Внешние процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления.

Практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа

11

Факторы, определяющие особенности климата России.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа,  

12

Типы климатов России

1

Урок изучения нового материала, практическая работа

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа № 5

Характеристика климата одной из территорий.

Анализ карт,, практическая работа

13

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими

Анализ карт, эвристическая беседа

14

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа № 6, 7

Анализ синоптической карты

Анализ карт, эвристическая беседа

15

Агроклиматические ресурсы.

1

Практическая работа

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа №8

Практическая работа

16

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа, тестирование

17,

Внутренние воды России. Реки.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа, работа на контурных картах

18

Главные речные системы.

Практическая работа

Практическая работа № 9

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт и таблиц

19

20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники.  Многолетняя мерзлота.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа, работа на контурных картах

21

Водные ресурсы, охрана вод.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа

22

Образование почв и их  разнообразие.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт, эвристическая беседа

23

Главные типы почв России и закономерности  их распространения

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Анализ карт,, работа на контурных картах

24

Почвенные ресурсы России.

Мелиорация.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа № 8

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

25

Растительный и животный мир  нашей страны. Биологические ресурсы.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

беседа с использованием карт и текста учебника

26

Типичные представители флоры и фауны Урок изучения нового материала России.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа  беседа с использованием карт и текста учебника

Использование карт и таблиц атласа.

27

22 Охрана и восстановление растительного и животного мира. Заповедники и заказники, национальные . парки.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

эвристическая беседа с использованием карт и текста учебника

28

Раздел I I

Природные комплексы России

Тема 1. Природное районирование.

ПТК – результат развития географической оболочки.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

 эвристическая беседа с использованием карт и текста учебника

29

Природное районирование. Воздействие человека на ПТК.

1

Урок актуализации ЗУН

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

 эвристическая беседа с использованием карт и текста учебника

30

Тема 2. Природные зоны.

Природная зона как природный комплекс. Природные зоны России.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами. Практическая работа№12

 эвристическая беседа с использованием карт и текста учебника, работа на контурных картах

31

Лесные зоны России.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

 эвристическая беседа с использованием карт и текста учебника

32

Южные безлесные зоны. Высотная поясность .

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

 эвристическая беседа с использованием карт и текста учебника

33

Практическая работа № 11

Характеристика одной из природных зон, выявление зависимости между компонентами природы.

1

Практическая работа

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Практическая работа

       

Природа регионов России.- 20 часов

34

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

35

Природные комплексы Русской равнины

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа№13

Учебное исследование, решение географических задач

36

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования. Изменение природы.

1

Урок актуализации ЗУН

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

37

Урал.

1

Изучение нового материала.

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

38

 ПК Урала.

1

Урок - практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

39

Северный Кавказ.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование

40

Западная Сибирь.

1

Урок -практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

41

Природные ресурсы Западной Сибири  и проблемы их освоения.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

42

Средняя и Северо-Восточная Сибирь.  

1

Урок - практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

43

Природные  комплексы Средней и Северо-Восточной Сибири.

1

Урок дифференцированных заданий

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

44

Горы Южной Сибири.

1

Урок - практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

45,46

Проблема Байкала. Урок – конференция.

2

Урок  конференция

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

46

Дальний Восток.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

47

Природные комплексы Дальнего Востока.  

1

Урок - практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

48

Природные уникумы регионов.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с тестом

тестирование

49

Экологические проблемы районов.

1

 Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

50

Каспийское море, Азовское.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

51

Уникальность Урала и Алтая.

1

Урок – практикум.

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

52

.Четвертичное оледенение. Ладожское озеро.

1

Лекция

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

53

Обобщающее повторение.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

53, 54

Человек  и природа – 5 часов

 Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы

2

Комбинированный урок.

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

55, 56

Виды природных ресурсов. Их охрана..

2

Комбинированный урок.

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами Практическая работа №14, 15.

Учебное исследование, решение географических задач

57

 Экологические ситуации в России. Источники экологической опасности

Урок - конференция

Работа с мультимедийными материалами, картами.

58

Природа Ленинградской области.-11 часов

Особенности ФГП Ленинградской области.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Беседа с использованием карт.

59

.История освоения и заселения территории. Население.

1

Комбинированный урок

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

60.

Рельеф и тектоническое строение нашего края. Минеральные ресурсы.

1

Практикум

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

61.

Климат и агроклиматические ресурсы.

1

Комбинированный урок.

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

62, 63, 64

65

66, 67

68

Внутренние воды. Нева, озера.

Почвы, виды мелиорации.

Растительный и животный мир.

Нижнесвирский заповедник. Экологические проблемы нашего края.

Обобщающее повторение и закрепление.

2

1

2

1

1

1

Комбинированный урок

Урок – практикум.

Лекция

Урок – конференция.

Тестирование.

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Работа с картами, составление конспекта, работа с текстом учебника и статистическими материалами

Учебное исследование, решение географических задач

Учебное исследование, решение географических задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...