Итоговый урок по теме "Атмосфера"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по теме «Атмосфера».
Цели и задачи урока:
Определить уровень знания учащихся:
- основных понятий, терминов и определений по теме «Атмосфера»;
- состава атмосферы и её значения, основных свойств воздуха, элементов погоды и климата;
- приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.
Определить уровень умения учащихся:
- составлять характеристику климата и погоды своей местности;
- выполнять практические работы по характеристике элементов погоды с использованием календаря погоды;
- определять по карте местоположение объектов с выдающимися климатическими характеристиками;
- объяснять причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.
Определить уровень понимания учащимися:
- причин, влияющих на формирование погоды и климата;
- значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.
Оборудование: Глобус, физические карты полушарий и России, приборы для изучения атмосферы – термометр, барометр, флюгер, анемометр, гигрометр, осадкомер, календарь погоды.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Тест по теме «Атмосфера» (1 вариант)
- Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы называется:
1) облаками; 2) воздухом; 3) туманом; 4) росой; 5) инеем.
- Ветер, дующий с юго-запада, называется:
1) юго-западным; 2) юго-восточным;
3) северо-западным; 4) северо-восточным.
- Установите соответствие:
Приборы
а) барометр; 1. скорость ветра;
б) анемометр; 2. облачность;
в) гигрометр; 3. влажность воздуха;
г) осадкомер; 4. количество осадков;
д) нет соответствия. 5. давление.
- Состояние тропосферы в данный момент в данной местности называется:
1) облачностью; 2) погодой; 3) атмосферой; 4) климатом.
- Сила ветра измеряется в:
1) миллиметрах; 2) баллах; 3) процентах; 4) метрах.
- В каком случае воздух будет насыщен:
1) при температуре +20 С – 9 г. водяного пара;
2) при температуре 0 С – 5 г. водяного пара.
- Движение воздуха в горизонтальном направлении – это:
1) туман; 2) облака; 3) ветер; 4) воздушные массы.
- Установите соответствие:
а) 749 мм рт. ст.; 1) ниже нормы;
б) 760 мм рт. ст.; 2) нормальное;
в) 860 мм рт. ст.; 3) выше нормы.
- Облака образуются в результате:
1) аккумуляции; 2) конденсации; 3) конвергенции; 4) трансформации.
- Установите соответствие:
Тип климата признаки
а) морской; 1) лето жаркое;
б) континентальный. 2) местность расположена недалеко от океана;
3) зима довольно тёплая;
4) местность удалена от океана;
5) зима холодная;
6) лето нежаркое;
7) осадков в течение года выпадает немного;
8) осадков в течение года выпадает много.
- Количество водяного пара зависит от:
1) температуры воздуха; 2) давления;
3) силы ветра; 4) направления ветра.
- Разность между наибольшим и наименьшим значениями температуры воздуха называется:
1) давлением; 2) движением воздуха;
3) амплитудой; 4) конденсацией.
- Какие виды осадков соответствуют значкам:
а) роса; 1.
б) гололёд; 2.
в) град; 3.
г) дождь. 4.
- Причиной неравномерного распределения солнечного тепла на поверхности Земли является:
1) удалённость от Солнца;
2) шарообразность;
3) разная мощность слоя атмосферы.
- Средние месячные температуры высчитываются:
- по сумме среднесуточных температур;
- делением суммы средних суточных температур на число суток в месяце;
- от разницы суммы температур предыдущего и последующего месяцев.
Тест по теме «Атмосфера» (2 вариант)
- Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью называется:
1) воздухом; 2) туманом; 3) дождём; 4) облаками.
- Ветер, дующий с северо-востока, называется:
1) северо-западным; 2) северо-восточным;
3) юго-западным; 4) северным.
- Установите соответствие:
Приборы
а) термометр; 1) облачность;
б) анемометр; 2) направление ветра;
в) флюгер; 3) скорость ветра;
г) барометр; 4) давление;
д) нет соответствия; 5) температура воздуха.
- Климатом называется:
1) воздушная оболочка Земли;
2) многолетний режим погоды, характерный для данной местности;
3) состояние тропосферы в данный момент в данной местности;
4) сгущение водяных паров на различной высоте.
- В чём измеряется скорость ветра:
1) в граммах; 2) в м/с; 3) в баллах; 4) в км/ч.
- В каком случае воздух будет насыщен:
1) при температуре -10 С – 2,5 г водяного пара;
2) при температуре +10 С – 5 г водяного пара.
- Подвижные части тропосферы, отличающиеся своими свойствами, называются:
1) облаками; 2) туманом; 3) воздушными массами; 4) ветром.
- Установите соответствие:
а) 760 мм. рт. ст.; 1) ниже нормы;
б) 732 мм. рт. ст.; 2) нормальное;
в) 838 мм.рт. ст.; 3) выше нормы.
- Туман образуется в результате:
1) аккумуляции; 2) конденсации; 3) конвергенции; 4) трансформации.
- Установите соответствие:
Тип погоды Местные признаки погоды
а) ясная; 1) ветер умеренный днём, к вечеру стихает;
б) пасмурная. 2) атмосферное давление уменьшается;
3) днём жарко, а вечером и ночью прохладно;
4) ветер днём и ночью меняет направление;
5) ласточки и стрижи летают низко;
6) дым от костра поднимается прямо вверх;
7) дым от костра стелется по земле.
- Давление зависит от:
1) силы ветра; 2) направления ветра;
3) разницы температуры воздуха; 4) особенностей рельефа.
- Вся влага, выпадающая на земную поверхность, называется:
1) облаками; 2) осадками; 3) туманом; 4) росой.
- Какие виды осадков соответствуют значкам:
а) туман; 1.
б) снег; 2.
в) морось; 3.
г) иней. 4.
- Причиной неравномерного распределения солнечного света по земной поверхности является:
1) удалённость от Солнца;
2) шарообразность Земли;
3) мощный слой атмосферы.
- Суточная амплитуда – это:
1) общее количество показателей температуры в течение суток;
2) разница между наибольшими и наименьшими показателями температуры воздуха в течение суток;
3) ход температур в течение суток.
- Конкурс «Обычные определения»
1. Вся вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы. (Атмосферные осадки.)
2. Отношение абсолютной влажности к тому количеству влаги, которое может содержать воздух при определённой температуре. (Относительная влажность воздуха.)
3. Линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха за определённый промежуток времени. (Изотермы.)
4. Нижний слой атмосферы, простирающийся до высоты 8-10 км над полюсами, 10-12 км в средних широтах и 16-18 км над экватором. (Тропосфера.)
5. Большие объёмы воздуха тропосферы с однородными свойствами. (Воздушные массы.)
6. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности. (Климат.)
7. Ветры, меняющие направление два раза в год. (Муссоны.)
8. Прибор для измерения скорости ветра. (Анемометр.)
9. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. (Атмосферное давление.)
10. Мельчайшие капельки воды или кристаллики льда, парящие в приземном слое воздуха. (Туман.)
11. Количество водяного пара в граммах, находящееся в 1 м воздуха. (Абсолютная влажность воздуха.)
12. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями. (Амплитуда температур.)
13. Прибор для определения относительной влажности. (Гигрометр.)
14. Состояние атмосферы в данное время в данном месте. (Погода.)
15. Переход воды из газообразного состояния в жидкое. (Конденсация.)
а) погода;
б) абсолютная влажность воздуха;
в) тропосфера;
г) воздушные массы;
д) атмосферные осадки;
е) конденсация;
ж) анемометр;
з) относительная влажность воздуха;
и) гигрометр;
к) муссоны;
л) амплитуда температур;
м) климат;
н) туман;
о) атмосферное давление;
п) изотермы.
- Найдите соответствие:
а) Кучевые облака. 1. Появляются во все сезоны года.
б) Слоистые. 2. Можно увидеть только в тёплое время года.
в) Перистые. 3. Похожие на белые волокна.
4. Высота образования не более 2 км.
5. Образуются при контакте тёплого и холодного воздуха.
6. Похожи на белые лучи ваты.
7. Образуются на высоте 2-10 км.
8. Образуются на высоте 10-12 км, состоят из кристалликов льда.
9. Приносят ливни и грозы.
10. Наблюдаются в пасмурную погоду.
4. Выпиши лишнее слово, обоснуй свой выбор.
а) дождь, град, бриз, иней, снег;
б) абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;
в) барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
г) бриз, дождь, муссон, ветер.
- Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Атмосфера», вопросы для викторины.
- Подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/28/picture-12914.jpg)
Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)
Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/22/picture-12610.jpg)
Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"
Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....
Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).
Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-101258-1388933468.jpg)
Итоговый урок из системы уроков по акробатике.
На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-101258-1388933468.jpg)
Итоговый урок из системы уроков по акробатике.
На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-174942-1360183907.jpg)
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Конспект урока по английскому языку во 2 классе «Путешествие в зоопарк». Итоговый урок по темам «Животные», «Я и моя семья».
Цель урока: обобющение пройденного лексико-грамматического материала, совершенствование навыков монологической речи. Развитие памяти и внимания, умение работать в группе....