Использование художественной литературы на уроках географии
план-конспект по географии на тему
Предварительный просмотр:
Использование художественной литературы на уроках географии
Учитель: МКОУ СОШ №1 г.Россоши
Чурина Г.Т.
Трудно переоценить использование художественной литературы на уроках географии.
Никакое образное слово учителя не может заменить использование прозы писателей, стихотворения поэта, народных пословиц и поговорок. Ярко и красочно воссоздают они картину географического объекта, явления. Их можно использовать на самых разных этапах урока и с различной целью.
Самый первый урок географии. Он в 6 классе. Что изучает география? Урок может быть скучен, но вот на помощь учители^ приходит:
География - наука Путешествий и открытий,
Про неё вам расскажет Географии учитель!
Вместе с ним перенесётесь Вы в любую точку света.
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это.
Вместе с ним вы побываете На уроках в разных странах,
Много нового узнаете Об обычаях и нравах.
Вам учитель всё расскажет,
Объяснит и нарисует,
На вопросы все ответит Было так и дальше будет.
Стихотворения помогут создать географическую образность.
Австралия - страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды (они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение,
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия - страна наоборот.
Её исток - на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою!
(Э. Огнецвет)
Охране природы и экологическим проблемам посвящён целый раздел в изучении экономической географии мира.
- К чему приводит неразумное вмешательство человека в природу?
- Чем тебя взволновало стихотворение?
Будь милосерден человек.
У всех людей одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света И перелётам диких птиц.
И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас.
А мы безумно сыплем яды И дом свой травим не скупясь.
Уже всё тоньше слой озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;
Текут отравленные воды По руслам рек и под землёй,
Дожди спадают с небосвода Сернокислотною водой;
Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озёра, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
(И. И. Ландо)
При изучении горных рек в 6 классе обычно учителя ссылаются на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». Но можно использовать и другие примеры.
«Где реки похожи на барсов И прыгают с горных вершин»
Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали: «Чаша вод».
Да. Но какая чаша!
Как грозен там водоворот,
Когда ветра идут в поход
И волны дико пляшут.
Как море чаша глубока Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
(И. И. Ландо)
Прекрасно создаёт образное представление о природной зоне тайги следующее стихотворение:
Непроглядна, темна,
Бесконечна - тайга,
Ты сибирская!
Средь долин и средь гор Заняла ты простор Богатырская!
По горам, по хребтам,
По глубоким падям Ты раскинулась!
Над широкой стеной Понадвинулась!
Твоя чаща темна,
Там стоит тишина Благодатная!
И никто не пройдёт Через топи болот Бесконечные!
Нет дорог, нет пути Через чащи твои Вековечные.
Как животные приспособились к условиям пустыни? Прекрасно поможет ответить:
Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы - тоже.
Суслик терпит без воды и ёжик,
Черепаху жажда не тревожит.
(Р. Гамзатов)
«Дон идёт вразвалку, мерным тихим разливом»
(М. Шолохов)
Художественные отрывки в зависимости от метода их применения - активное средство для развития мышления учащихся. Из отрывков художественной литературы можно создавать различные логические упражнения и использовать их на определённом этапе урока. При этом темы «Ветер» в 6 классе по отрывкам из произведений писателей и поэтов определить силу ветра.
- Сегодня старый ясень сам не свой, - Как будто страшный сон его тревожит Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
(С. Я. Маршак)
- Буря воет в саду, буря ломится в дом;
Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила...
(Н. А. Некрасов)
- Тиха украинская ночь,
Прозрачно небо. Звёзды блещут,
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы.
(А. С. Пушкин)
- Горные вершины Спят во тьме ночной;
Тихие долины Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
(М. Ю. Лермонтов)
- Колеблет ветер, влажный, душный,
Верхи дерев, и с воем он
Стучит в оконницы...
(М. Ю. Лермонтов)
- И была, как видно,
Ему не впервые Ломать, как тростинки,
Дубы вековые
И, крыши срывая.
Врываться в жилища.
Его называли Ветрило! Ветрище!
(С. Михалков)
Географические диктанты дают возможность провести фронтальную проверку знаний и умений всего класса. В сочетании с другими методическими приёмами географические диктанты, особенна на материалах художественной литературы, проходят живо, будят познавательный интерес у детей.
Можно упражнение дать для самостоятельной работы или как домашние
Задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы на уроках истории .
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...
Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.
Работа раскрывает различные способы и щирокие возможности использования художественной литературы на уроках истории...
Использование художественной литературы на уроках английского языка
В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произв...
Реферат на тему:"Использование художественной литературы на уроках истории"
В данном реферате представлены методы работы с ипользованием художественной литературы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....
Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса.
Разработка интегрированного урока по географии через художественную литературу....
Использование художественной литературы на уроках географии 8 класс.
Разработка урока географии с применением художественной литературы: стихов, отрывков из произведений русских писателей....