Использование художественной литературы на уроках географии
план-конспект по географии на тему

Чурина Галина Терентьевна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы на уроках географии

Учитель: МКОУ СОШ №1 г.Россоши

Чурина Г.Т.

Трудно переоценить использование художественной литературы на уроках географии.

Никакое образное слово учителя не может заменить использование прозы писателей, стихотворения поэта, народных пословиц и поговорок. Ярко и красочно воссоздают они картину географического объекта, явления. Их можно использовать на самых разных этапах урока и с различной целью.

Самый первый урок географии. Он в 6 классе. Что изучает география? Урок может быть скучен, но вот на помощь учители^ приходит:

География - наука Путешествий и открытий,

Про неё вам расскажет Географии учитель!

Вместе с ним перенесётесь Вы в любую точку света.

И учитель вам покажет,

Где на карте будет это.

Вместе с ним вы побываете На уроках в разных странах,

Много нового узнаете Об обычаях и нравах.

Вам учитель всё расскажет,

Объяснит и нарисует,

На вопросы все ответит Было так и дальше будет.

Стихотворения помогут создать географическую образность.

Австралия - страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды (они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение,

Спасает юг от северной жары.

Столица не имеет населения.

Австралия - страна наоборот.

Её исток - на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою...

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

(Э. Огнецвет)        

Охране природы и экологическим проблемам посвящён целый раздел в изучении экономической географии мира.

  • К чему приводит неразумное вмешательство человека в природу?
  • Чем тебя взволновало стихотворение?

Будь милосерден человек.

У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света И перелётам диких птиц.

И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды И дом свой травим не скупясь.

Уже всё тоньше слой озона,

А он - щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды По руслам рек и под землёй,

Дожди спадают с небосвода Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озёра, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

(И. И. Ландо)

При изучении горных рек в 6 классе обычно учителя ссылаются на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». Но можно использовать и другие примеры.

«Где реки похожи на барсов И прыгают с горных вершин»

Байкал как зеркало лежит.

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нём писали: «Чаша вод».

Да. Но какая чаша!

Как грозен там водоворот,

Когда ветра идут в поход        

И волны дико пляшут.

Как море чаша глубока Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

(И. И. Ландо)

Прекрасно создаёт образное представление о природной зоне тайги следующее стихотворение:

Непроглядна, темна,

Бесконечна - тайга,

Ты сибирская!

Средь долин и средь гор Заняла ты простор Богатырская!

По горам, по хребтам,

По глубоким падям Ты раскинулась!

Над широкой стеной Понадвинулась!

Твоя чаща темна,

Там стоит тишина Благодатная!

И никто не пройдёт Через топи болот Бесконечные!

Нет дорог, нет пути Через чащи твои Вековечные.

Как животные приспособились к условиям пустыни? Прекрасно поможет ответить:

Змеи без воды прожить сумеют,

Их соседки ящерицы - тоже.

Суслик терпит без воды и ёжик,

Черепаху жажда не тревожит.

(Р. Гамзатов)

«Дон идёт вразвалку, мерным тихим разливом»

(М. Шолохов)

Художественные отрывки в зависимости от метода их применения - активное средство для развития мышления учащихся. Из отрывков художественной литературы можно создавать различные логические упражнения и использовать их на определённом этапе урока. При этом темы «Ветер» в 6 классе по отрывкам из произведений писателей и поэтов определить силу ветра.

  1. Сегодня старый ясень сам не свой, - Как будто страшный сон его тревожит Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

(С. Я. Маршак)

  1. Буря воет в саду, буря ломится в дом;

Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом,

И ту иву, что мать посадила...

(Н. А. Некрасов)

  1. Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо. Звёзды блещут,

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы.

(А. С. Пушкин)

  1. Горные вершины Спят во тьме ночной;

Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

(М. Ю. Лермонтов)

  1. Колеблет ветер, влажный, душный,

Верхи дерев, и с воем он

Стучит в оконницы...

(М. Ю. Лермонтов)

  1. И была, как видно,

Ему не впервые Ломать, как тростинки,

Дубы вековые

И, крыши срывая.

Врываться в жилища.

Его называли Ветрило! Ветрище!

(С. Михалков)

Географические диктанты дают возможность провести фронтальную проверку знаний и умений всего класса. В сочетании с другими методическими приёмами географические диктанты, особенна на материалах художественной литературы, проходят живо, будят познавательный интерес у детей.

Можно упражнение дать для самостоятельной работы или как домашние

Задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы на уроках истории .

     Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Использование художественной литературы на уроках английского языка

В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произв...

Реферат на тему:"Использование художественной литературы на уроках истории"

В данном реферате представлены методы работы с ипользованием художественной литературы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса.

Разработка интегрированного урока по географии через художественную литературу....

Использование художественной литературы на уроках географии 8 класс.

Разработка урока географии с применением художественной литературы: стихов, отрывков из произведений русских писателей....