Использование художественной литературы на уроках географии 8 класс.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Курышева Татьяна Владимировна

Разработка урока географии с применением художественной литературы: стихов, отрывков из произведений русских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса

Курышева Т.В., учитель географии школы №2 г. Хвалынска, Саратовской области

Учителя, преподающие физическую географию России, должны дать своим учащимся не только основные научные сведения, но и показать красоту природы нашей Родины, её колоссальные богатства, героику освоения ранее необжитых районов.

Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе и живописи.

Художественную литературу можно использовать на разных этапах урока. Так, приступая к изучению курса «Природа России», записываю на доске слова В.Г.Белинского: «Любить Родину, значит знать её». Говоря о громадной территории России, зачитываю стихотворение К.Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Затем обращаюсь к учащимся с вопросами:

  1. Какими океанами омывается Россия?
  2.  Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

О красоте и разнообразии России можно продекламировать стихотворение И.Никитина «Русь», одновременно показывая иллюстрации о природе или демонстрируя кадры из фильма «Русь». В заключение урока по теме «Физико-географическое положение России», прочитать стихотворение «Россия».

Я люблю мою Россию

За рассвет и за закат,

За дождинки голубые,

За багряный листопад,

За весенние поляны

В желтом мареве цветов

И за шепот тихий, нежный

Опадающих цветов.

Катит воды голубые

Меж лесов моя река,

Холодна вода в пучине,

Холодна и глубока.

А в воде прозрачной, чистой

Моет волосы трава.

Это всё моя Россия,

Это Родина моя!

При изучении природных зон России, при описании тундры использую отрывки из произведения В.М.Сдобникова: «…солнечных тёплых дней в тундре весной и летом бывает не так много. Преобладает пасмурная, часто дождливая погода, туманы, холодные ветры. Зато, с какой радостью человек встречает там тёплый солнечный день. Всюду шумят ручьи, со всех сторон слышны крики птиц, которые прибывают каждый день. Молчаливая тундра оглашается разнообразными песнями птиц. Зацветают тундровые цветы - полярные маки, лютики, астрагалы, незабудки, одуванчики, над которыми гудят шмели, в воздухе носятся другие насекомые.

Лето. Солнце ласковое греет и круглые сутки заливает тундру ярким светом. Особенно очаровательно летом ночные часы, когда природе положено погрузиться в темноту. Чем-то величественным веет тогда, от ее тишины, покоя».

Тундра зимой прекрасно описана в произведении А.Членова «Зимняя сказка».        

После обсуждения прослушанного, обращаюсь к учащимся с вопросами по картине «Лето в тундре», «Тундра зимой».

  1. Почему в тундре много озер?
  2. Почему не произрастает лес?
  3. Чем занимается население? какое влияние оно оказывает своей хозяйственной деятельностью на окружающую природу?

Зона лесов в произведениях И.С.Тургенева, А.И.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка.

Степь-в произведениях Н.В.Гоголя, М.А.Шолохова ( «Поднятая целина», «Тихий Дон»), А.С.Пушкина («Капитанская дочка», «Буран в степи»).

Хорошим вступлением к изучению Кавказа прозвучит чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова:

Приветствую тебя Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой…

Прекрасен ты, суровый край свободы

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как  над головой огромных приведений

Колеблемые перья, - и луна

По синим сводам странствует одна.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему Лермонтов называет Кавказ седым?
  2. Что вы можете дополнить, глядя на эту картину?
  3. Чем вы объясняете тот факт, что вершины Кавказа покрыты снегами и ледниками? (Чтобы помоч точнее ответить на этот вопрос, обращаю внимание учеников на тектоническую карту).

Изучая тему «Урал», установим его географическое положение, читаю стихотворение:

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал:

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах

Среди плодородных полей

Лежат голубые озера

Осколками древних море.

При изучении рельефа Урала, рассказав о рельефе Предуралья и Зауралья, читаю стихотворение:

Когда-то над хребтом Урала

Соленой свежестью полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь

Отхлынуло, исчезло море

И горы в небо поднялись,

Но своеобразная природа

То море в памяти хранит

В тяжелых каменных породах

Волной играет малахит.

А при характеристике природы Полярного Урала декламирую:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

М дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

На юге Западно - Сибирской равнине расположены степи. В междуречье Оби и Иртыша к северо-западу от Алтайских гор находятся Кулундинские степи, рельеф которых часть плоский, их высота над уровнем моря- 100-200 м. И.Фролов в своем стихотворении так их описывает:

Равнина. Равнина.

Ни ярда, ни пади,

Равнина - на север

Равнина - на юг:

как будто гористую землю разгладил утюг.

Здесь воду колышат душистые ветры,

Поля поливает с Алтая вода.

Здесь смотришь и видишь

На сто километров:

Полсотни – туда

Полсотни – сюда.

А солнце!

Вы видели солнце степное?!

Лучистая ласка его горяча:

Не скрыто ни ближней, ни дальней горою

Оно до последнего светит луча.

Использование художественной литературы в курсе «Природа России» несомненно активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства страны от разрушительной деятельности человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы на уроках истории .

     Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Использование художественной литературы на уроках английского языка

В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произв...

Реферат на тему:"Использование художественной литературы на уроках истории"

В данном реферате представлены методы работы с ипользованием художественной литературы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Использование художественной литературы на уроках географии 8 класса.

Разработка интегрированного урока по географии через художественную литературу....