Формирование ключевых компетентностей на уроках географии
материал по географии на тему

Цель : выявить педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_toropylina.pptm596.79 КБ
Файл opyt_kursy_toropylina.docx58.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением ». А. Дистервег . ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Слайд 2

Цель : выявить педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода на уроках географии.

Слайд 3

Задачи * Продолжить внедрение в образовательный процесс технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся компетентностной грамотности. * Формировать у обучающихся целостное научное мировоззрение , позволяющее адаптироваться в образовательном пространстве. * Научить обучающихся ключевым компетенциям, позволяющим им стать субъектом окружающего мира - субъектом рынка труда и трудовых отношений, гражданином, субъектом собственного развития, субъектом семейных отношений, носителем и хранителем национальной культуры. * Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в ВУЗе

Слайд 4

Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них. Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности. Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности .

Слайд 5

Систему компетентностей в образовании составляют: ключевые , т.е. надпредметные ( межпредметные ) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Слайд 6

ключевые компетентности: Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Учебно-познавательная компетенция

Слайд 7

Формирование ключевых компетентностей обучающихся Формирование ключевых компетентностей обучающихся П рименение географических знаний и умений в сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации Формирование познавательных и практических умений учащихся Овладение умениями и способами деятельности выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости

Слайд 8

Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии работа с учебником, географической и научно-популярной литературой; работа с картами и картосхемами ; работа со статистическими материалами работа на местности, работа на географической площадке; маршрутные съёмки ; наблюдение за окружающей средой; практикумы , полевые занятия, «зелёные классы »; работа с ресурсами ГИС и Интернет; учебные (практико-ориентированные) проекты.

Слайд 9

Педагогическая мастерская по формированию ключевых компетентностей обучающихся Изменение позиции учителя в организации образовательного процесса ; 2. Создание развивающей среды; 3. Изменений форм учебной деятельности.

Слайд 10

Технологии по реализации компетентностного подхода модульная , игровая , проектная , технология КСО, блочно-модульная мультимедийные и интерактивные технологии

Слайд 11

ЛИТЕРАТУРА Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе №6/2006 Беловолова Е. А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода. География в школе №7/2007 Душина И . В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А.. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе №1/2009 Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. гУрюпинск 2012г. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

      «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной   деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».                                                    А. Дистервега.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ  

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. 
           В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования (принята Приказом Минобразования России от 23.07.2002г. №2866) зафиксировано Положение о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”. (Слайд№2)
          Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии  развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. 

Проанализировав сложившиеся тенденции в образовании, была сформулирована проблема , которая стала темой  моего  самообразования  «Формирование ключевых компетентностей на уроках географии как средство социализации школьников »

 Цель : выявить педагогические условия, закономерности, технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода на уроках географии.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Под понятием “компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным  подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. (слайд №4)
Понятие “компетентность” в психолого-педагогичной литературе окончательно не определено и в большинстве случаев употребляется интуитивно. Поэтому в педагогическом смысле целесообразно пользоваться терминоми:
Компетенция – это совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, привычек, способов деятельности), что являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов, необходимых для продуктивного действия относительно них.
Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.
Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как его реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

(слай №5)
   Систему компетентностей в образовании составляют:  
ключевые, т.е. надпредметные (межпредметные) компетентности, которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; общеотраслевые – их ученик приобретает вовремя освоения содержания той или другой образовательной области; предметные – их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Существует очень много подходов к определению структуры компетентности личности. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения,
выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. 
 Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. 
 Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор). 

3. 
 Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще - учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина,  избирателя,  потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования    направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:

1. 
Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. 
Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

3. 
Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. 
Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. 
Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

Современная география, изучая пространственные аспекты территориальной организации общества, его изменения во времени, предлагает пути решения многих проблем жизни общества. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения.
Именно поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций (рис. 2.)(слайд№7)

 Формирование ключевых компетенций  обучающихся



http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/341/340648/340648_html_d14aaa.gif



               применение географических знаний и умений
в сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации






 Формирование познавательных и практических умений учащихся





http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/341/340648/340648_html_d14aaa.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/341/340648/340648_html_d14aaa.gif



                овладение умениями и способами деятельности
выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости



Рис.2. Формирование ключевых компетенций учащихся.

Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на использование деятельностного подхода в обучении. Сведение практической сущности базовой науки к теоретизированности приводит к снижению мотивационных установок школьников, рейтинга географии в школьной среде. Долг и общая цель всех учителей географии – раскрыть уникальность географического образования, оказать его неоценимое прикладное значение в воспитании рачительного хозяина своей страны и Земли.
Основа процесса обучения – понимание его целей, достижение которых возможно благодаря  целесообразному использованию методов и приёмов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности (рис. 3).(СЛАЙД №  )


                 Виды работ, направленные на усиление 
        практической направленности школьной географии

   - работа с учебником, географической и 
  научно-популярной литературой;
  - работа с картами и картосхемами;
   -работа со статистическими материалами;
   -работа на местности, работа на географической площадке;
    -маршрутные съёмки;      

   -наблюдение за окружающей средой;
    -практикумы, полевые занятия, «зелёные классы»;
    - работа с ресурсами ГИС и Интернет;
    - учебные (практико-ориентировнные) проекты.

  Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой. 
  Учитель современной школы выступает как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Именно он создаёт благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося. Это обстоятельство требует внедрения гибких моделей обучения – активных форм, методов и современных технологий.

 Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии

  Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта. 
 Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности.
   Педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся  можно представить следующей схемой:
1.   Во-первых, это
изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили. 
2.  Во-вторых, это
создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
  -Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  -Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
  -Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
 - Организация продуктивной групповой работы;
  -Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
   -Усиление практической направленности школьного образования по географии .
 Создание такой среды позволяет  существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации нужно оттдавать предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Можно использовать следующие
правила:
- Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
 - Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
 -Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
 -Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
 -  Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  -Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без
организационных изменений форм учебной деятельности
 При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации). 

Из опыта  работы учителя географии.
 В  педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю 5 основных технологий,  на мой взгляд,  имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, технология КСО,  мультимедийные и интерактивные технологии.
В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

  Модульную технологию, одним из разработчиков которой является П.И. Третьяков, я начинаю внедрять с 6-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность. 

 Формировать коммуникативную компетентность позволяет 
технология КСО, авторами которой являются Ривин и Дьяченко. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества.

Одной из форм организации учебной деятельности являются игровые уроки: КВН, турнир ораторов, викторины: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», географический бумеранг, ролевые игры, уроки-путешествия на изученный материк или страну, уроки-конференции.
 По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», географические задачи .
 Кроме этого на своих уроках применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания» и др.
   География — это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок географии, организованный с использованием элементов критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком.
Урок, построенный по этой технологии, состоит из трех этапов:
вызова или побуждения, осмысление или познание, размышление , рефлексия.





http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/341/340648/340648_html_fd829ec.jpg

Рис.3 Этапы урока с использованием элементов   технологии критического мышления.

При таком способе обучения совместная работа учеников организуется в парах или в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся социальных, личностных, информационных  и др. компетенций.
 
 Мультимедийные и интерактивные технологии .  Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.
         Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного или интерактивного  сценария урока с использованием программы презентации Power Point. Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Я создаю банк уроков-презентаций, где используются иллюстрации, таблицы, статистические данные, схемы, картосхемы, линии движения, интерактивные карты и т.д.

 Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.
«Знания - дети удивления и любопытства» (Луи де Бройль).
Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока
Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся.
Особое внимание уделяю межпредметным связям (биология, химия, физика, география), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение, межпредметные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность. 

Наиболее активно в последнее время я использую 
метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса. С помощью метода проектов можно создать условия индивидуальной творческой учебной деятельности.
Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.
Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. География в школе №6/2006

  2.  Беловолова Е. А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода. География в школе №7/2007

  3. ДушинаИ. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А.. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе №1/2009

  4. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка

Данное пособие представляет собой теоретический и практический материал по освоению компетентностного подхода к обучению школьников 5-8 классов. Теоретический материал содержит информацию о ключ...

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики

В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.

Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...