«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Лысова Анна Николаевна

Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_1.docx405.52 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

по курсу:

«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология

(как реализовать требования ФГОС

Разработка фрагмента урока в 9 классе по географии

«Южные моря России»

Работа учителя географии ГБОУ Школа № 384

Лысовой Анны Николаевны

Тема: «Южные моря России»

Цель урока: сформировать представление о роли Южных морей в развитии хозяйства Европейского юга России.

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с особенностями условий и  географического положения морей Европейского юга России; 2) раскрыть роль и значимость ресурсов морей в развитии хозяйства района и страны; 3) сформулировать современные проблемы южных акваторий; 4) сформировать навыки составления интеллект-карты на базе работы с текстом.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового. Работа с текстом.

У каждого учащегося на парте учебник, простой карандаш, цветные карандаши и ручки, лист формата А4.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мы сегодня познакомимся с методикой составления интеллект-карты. Каждый учащийся получает распечатку где прописаны основные правила:

  • Начинайте с цветного изображения в середине (зрительный образ).
  • Наносите рисунки по всей карте.
  • Пишите слова печатными буквами.
  • Каждое слово нужно печатать возле линии, а каждую линию следует соединить с другими линиями.
  • Поместите одно слово на одну линию.
  • Используйте разные цвета.
  • Дайте интеллекту полную свободу.

Учащие знакомятся с правилами.

2.

Откроем параграф 39 в учебнике.

Какова основная идея параграфа, над которой мы будем работать?

Давайте расположим эту идею в виде графического изображения в центре нашей интеллект-карты.

Изучить южные моря России

3.

Само название темы уже нам даёт представление об особенностях географического положения этих морей. Наша задача определить какую роль они играют в развитии экономики России.  Давайте ознакомимся с предисловием параграфа и выделим 2 основные роли (подчеркните их простым карандашом).

Переходим к обсуждению.

Итак, первая роль южных морей ….

Какие это страны?

Вторая роль ……

С какой целью необходим выход в эти океаны?

Давайте расположим эти 2 основные роли в верхней части нашей карты.

Один ученик вслух читает текст. Остальные слушают и выделяют 2 роли.

…связь со странами ближнего зарубежья.

Страны, которые так же имеют прямой выход к этим морям.

… выход в Атлантический и Индийский океаны

Участие в мировой морской торговле.

4.

Просмотрите заголовки параграфа. О каких морях пойдет речь?

Выпишем эти моря в свою карту (используя любой цвет ручки/карандаша) и с помощью текста учебника охарактеризуем каждое.

Итак, в процессе чтения простым карандашом подчёркиваем ключевые слова, которыми можно охарактеризовать Чёрное море.

Итак, давайте обсудим кто какие слова/словосочетания выделил

Для каждого ключевого слова/словосочетания подберите графическое изображение, тем же цветом, что вы записали чёрное море.

О Чёрном, Азовском и Каспийском морях.

Учащиеся вносят в интеллект-карту разными цветами названия морей.

Один из учащихся читает вслух раздел «В чём заключается своеобразие Чёрного моря», остальные учащиеся подчёркивают ключевые слова.

  • Не замерзает
  • Внутреннее море
  • Мало заливов
  • Испытывало поднятия и опускания
  • Верхний слой насыщен кислородом
  • Газ сероводорода
  • Многообразие рыб
  • Порт Новороссийск

5.

Точно так же, используя текст учебника, дайте характеристику Азовскому и Каспийскому морям.

Учащиеся самостоятельно заполняют карту

6.

Подведём итоги.

Какие ключевые слова/словосочетания Вы отметили для Азовского моря?

Какие ключевые слова/словосочетания Вы отметили для Каспийского моря?

Один ученик знакомит со своими наработками:

  • Маленьких
  • Мелководное
  • Водообмен с Чёрным морем
  • Летом t=28̊С
  • Зимой замерзает
  • Промысловые рыбы
  • Изменение уровня воды

Другой учащийся

знакомит со своими наработками:

  • Замкнутое море
  • Летом t=+25̊С
  • Зимой лед до 2м
  • Многолетние колебания
  • Дербент
  • Промысловая рыба
  • Нефть
  • Природный газ

Каждый из отвечающих демонстрирует свою интеллект карту.

C:\Users\Анна\Desktop\смысловое чтение\Scan0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, с...

Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"

Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников. ...

Презентация на тему: "Обучение смысловому чтению на уроках английского языка".

В данной презентации раскрывается понятие смыслового чтения, некоторые приёмы смыслового чтения....

«Способна ли квест-технология на уроке английского языка, реализовать требования ФГОС?»

laquo;Способна ли квест-технология на уроке английского языка, реализовать требования ФГОС?»Рабочая программа по английскому языку, 8 класс, уровень базовый, УМК Spotlight 8 (авторы: Ю.Е. Ваули...

Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».

мастер-класс для учителей  математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...