Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (9 класс) на тему:
    «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»

    Лысова Анна Николаевна

    Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovaya_rabota_1.docx405.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Итоговая работа

    по курсу:

    «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология

    (как реализовать требования ФГОС

    Разработка фрагмента урока в 9 классе по географии

    «Южные моря России»

    Работа учителя географии ГБОУ Школа № 384

    Лысовой Анны Николаевны

    Тема: «Южные моря России»

    Цель урока: сформировать представление о роли Южных морей в развитии хозяйства Европейского юга России.

    Задачи урока: 1) познакомить учащихся с особенностями условий и  географического положения морей Европейского юга России; 2) раскрыть роль и значимость ресурсов морей в развитии хозяйства района и страны; 3) сформулировать современные проблемы южных акваторий; 4) сформировать навыки составления интеллект-карты на базе работы с текстом.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    III. Изучение нового. Работа с текстом.

    У каждого учащегося на парте учебник, простой карандаш, цветные карандаши и ручки, лист формата А4.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Мы сегодня познакомимся с методикой составления интеллект-карты. Каждый учащийся получает распечатку где прописаны основные правила:

    • Начинайте с цветного изображения в середине (зрительный образ).
    • Наносите рисунки по всей карте.
    • Пишите слова печатными буквами.
    • Каждое слово нужно печатать возле линии, а каждую линию следует соединить с другими линиями.
    • Поместите одно слово на одну линию.
    • Используйте разные цвета.
    • Дайте интеллекту полную свободу.

    Учащие знакомятся с правилами.

    2.

    Откроем параграф 39 в учебнике.

    Какова основная идея параграфа, над которой мы будем работать?

    Давайте расположим эту идею в виде графического изображения в центре нашей интеллект-карты.

    Изучить южные моря России

    3.

    Само название темы уже нам даёт представление об особенностях географического положения этих морей. Наша задача определить какую роль они играют в развитии экономики России.  Давайте ознакомимся с предисловием параграфа и выделим 2 основные роли (подчеркните их простым карандашом).

    Переходим к обсуждению.

    Итак, первая роль южных морей ….

    Какие это страны?

    Вторая роль ……

    С какой целью необходим выход в эти океаны?

    Давайте расположим эти 2 основные роли в верхней части нашей карты.

    Один ученик вслух читает текст. Остальные слушают и выделяют 2 роли.

    …связь со странами ближнего зарубежья.

    Страны, которые так же имеют прямой выход к этим морям.

    … выход в Атлантический и Индийский океаны

    Участие в мировой морской торговле.

    4.

    Просмотрите заголовки параграфа. О каких морях пойдет речь?

    Выпишем эти моря в свою карту (используя любой цвет ручки/карандаша) и с помощью текста учебника охарактеризуем каждое.

    Итак, в процессе чтения простым карандашом подчёркиваем ключевые слова, которыми можно охарактеризовать Чёрное море.

    Итак, давайте обсудим кто какие слова/словосочетания выделил

    Для каждого ключевого слова/словосочетания подберите графическое изображение, тем же цветом, что вы записали чёрное море.

    О Чёрном, Азовском и Каспийском морях.

    Учащиеся вносят в интеллект-карту разными цветами названия морей.

    Один из учащихся читает вслух раздел «В чём заключается своеобразие Чёрного моря», остальные учащиеся подчёркивают ключевые слова.

    • Не замерзает
    • Внутреннее море
    • Мало заливов
    • Испытывало поднятия и опускания
    • Верхний слой насыщен кислородом
    • Газ сероводорода
    • Многообразие рыб
    • Порт Новороссийск

    5.

    Точно так же, используя текст учебника, дайте характеристику Азовскому и Каспийскому морям.

    Учащиеся самостоятельно заполняют карту

    6.

    Подведём итоги.

    Какие ключевые слова/словосочетания Вы отметили для Азовского моря?

    Какие ключевые слова/словосочетания Вы отметили для Каспийского моря?

    Один ученик знакомит со своими наработками:

    • Маленьких
    • Мелководное
    • Водообмен с Чёрным морем
    • Летом t=28̊С
    • Зимой замерзает
    • Промысловые рыбы
    • Изменение уровня воды

    Другой учащийся

    знакомит со своими наработками:

    • Замкнутое море
    • Летом t=+25̊С
    • Зимой лед до 2м
    • Многолетние колебания
    • Дербент
    • Промысловая рыба
    • Нефть
    • Природный газ

    Каждый из отвечающих демонстрирует свою интеллект карту.

    C:\Users\Анна\Desktop\смысловое чтение\Scan0004.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

    В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

    «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

    «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

    Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

    ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

    Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

    Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

    В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

    Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

    Публичное выступление на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"...

    Презентация к выступлению на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

    Презентация к выступлению на тему "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"...