«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Лысова Анна Николаевна

Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_1.docx405.52 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа

по курсу:

«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология

(как реализовать требования ФГОС

Разработка фрагмента урока в 9 классе по географии

«Южные моря России»

Работа учителя географии ГБОУ Школа № 384

Лысовой Анны Николаевны

Тема: «Южные моря России»

Цель урока: сформировать представление о роли Южных морей в развитии хозяйства Европейского юга России.

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с особенностями условий и  географического положения морей Европейского юга России; 2) раскрыть роль и значимость ресурсов морей в развитии хозяйства района и страны; 3) сформулировать современные проблемы южных акваторий; 4) сформировать навыки составления интеллект-карты на базе работы с текстом.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового. Работа с текстом.

У каждого учащегося на парте учебник, простой карандаш, цветные карандаши и ручки, лист формата А4.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мы сегодня познакомимся с методикой составления интеллект-карты. Каждый учащийся получает распечатку где прописаны основные правила:

  • Начинайте с цветного изображения в середине (зрительный образ).
  • Наносите рисунки по всей карте.
  • Пишите слова печатными буквами.
  • Каждое слово нужно печатать возле линии, а каждую линию следует соединить с другими линиями.
  • Поместите одно слово на одну линию.
  • Используйте разные цвета.
  • Дайте интеллекту полную свободу.

Учащие знакомятся с правилами.

2.

Откроем параграф 39 в учебнике.

Какова основная идея параграфа, над которой мы будем работать?

Давайте расположим эту идею в виде графического изображения в центре нашей интеллект-карты.

Изучить южные моря России

3.

Само название темы уже нам даёт представление об особенностях географического положения этих морей. Наша задача определить какую роль они играют в развитии экономики России.  Давайте ознакомимся с предисловием параграфа и выделим 2 основные роли (подчеркните их простым карандашом).

Переходим к обсуждению.

Итак, первая роль южных морей ….

Какие это страны?

Вторая роль ……

С какой целью необходим выход в эти океаны?

Давайте расположим эти 2 основные роли в верхней части нашей карты.

Один ученик вслух читает текст. Остальные слушают и выделяют 2 роли.

…связь со странами ближнего зарубежья.

Страны, которые так же имеют прямой выход к этим морям.

… выход в Атлантический и Индийский океаны

Участие в мировой морской торговле.

4.

Просмотрите заголовки параграфа. О каких морях пойдет речь?

Выпишем эти моря в свою карту (используя любой цвет ручки/карандаша) и с помощью текста учебника охарактеризуем каждое.

Итак, в процессе чтения простым карандашом подчёркиваем ключевые слова, которыми можно охарактеризовать Чёрное море.

Итак, давайте обсудим кто какие слова/словосочетания выделил

Для каждого ключевого слова/словосочетания подберите графическое изображение, тем же цветом, что вы записали чёрное море.

О Чёрном, Азовском и Каспийском морях.

Учащиеся вносят в интеллект-карту разными цветами названия морей.

Один из учащихся читает вслух раздел «В чём заключается своеобразие Чёрного моря», остальные учащиеся подчёркивают ключевые слова.

  • Не замерзает
  • Внутреннее море
  • Мало заливов
  • Испытывало поднятия и опускания
  • Верхний слой насыщен кислородом
  • Газ сероводорода
  • Многообразие рыб
  • Порт Новороссийск

5.

Точно так же, используя текст учебника, дайте характеристику Азовскому и Каспийскому морям.

Учащиеся самостоятельно заполняют карту

6.

Подведём итоги.

Какие ключевые слова/словосочетания Вы отметили для Азовского моря?

Какие ключевые слова/словосочетания Вы отметили для Каспийского моря?

Один ученик знакомит со своими наработками:

  • Маленьких
  • Мелководное
  • Водообмен с Чёрным морем
  • Летом t=28̊С
  • Зимой замерзает
  • Промысловые рыбы
  • Изменение уровня воды

Другой учащийся

знакомит со своими наработками:

  • Замкнутое море
  • Летом t=+25̊С
  • Зимой лед до 2м
  • Многолетние колебания
  • Дербент
  • Промысловая рыба
  • Нефть
  • Природный газ

Каждый из отвечающих демонстрирует свою интеллект карту.

C:\Users\Анна\Desktop\смысловое чтение\Scan0004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, с...

Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"

Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников. ...

"Обучение смысловому чтению на уроках английского языка".

В данной презентации раскрывается понятие смыслового чтения, некоторые приёмы смыслового чтения....

«Способна ли квест-технология на уроке английского языка, реализовать требования ФГОС?»

laquo;Способна ли квест-технология на уроке английского языка, реализовать требования ФГОС?»Рабочая программа по английскому языку, 8 класс, уровень базовый, УМК Spotlight 8 (авторы: Ю.Е. Ваули...

Конспект мастер-класса « Приемы обучения смысловому чтению на уроках математики».

мастер-класс для учителей  математики. Содержит некоторые приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики...