Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.
статья по русскому языку на тему

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках обучающиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Также предполагается и освоение обучающимися таких навыков, как навык выразительного чтения, навык скоростного чтения.

        Приемы работы с текстом: «говорящие фамилии», «угадай сюжет по заголовку», анализ эпизода, работа с эпиграфом, рассказ о литературном герое и т.д. При организации работы желательно обучающихся на начальном этапе обеспечить памятками (см. ниже). Используются также различные виды пересказов: подробный, краткий, творческий, пересказ с продолжением, рассказ от лица литературного героя.

        Формы работы: эвристическое погружение, мозговой штурм, защита творческих проектов и работ, рецензирование, читательская конференция, круглый стол, рефлексивное сочинение, читательские 5-минутки, групповые и индивидуальные, парные формы работы, исследовательский эксперимент.

        Технологии: технология проблемно-диалогического обучения; технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Памятка

Как изучить большой по объёму текст?

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чём сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Её необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод  «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он  позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

3П – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст повторно.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы:

«Чтение с остановками»,

«Чтение с пометками»,

 «Составление кластера».

Приём «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

 •Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

 •Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

 •Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

 •Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

Памятка по работе с эпизодом

  1. Перечитайте выбранный эпизод.
  2. Последовательно ответьте на вопросы: о чём идет речь? Что произошло? Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они? Как начинается эпизод? Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? Ваше отношение к данным героям и событиям. Как завершается эпизод? Основная мысль эпизода.
  3. Отметьте в эпизоде внесюжетные элементы: портрет, интерьер, пейзаж, речь героев.
  4. Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали. Объясните их значение.
  5. Какие противоречия, проблемы, вопросы, изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
  6. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям в рамках эпизода?
  7. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
  8. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.

При работе с текстом важно обучающихся ознакомить с композицией текстов разных типов.

Композиция текста повествования

Зачин

Сюжет

Концовка

Завязка

Кульминация

Развязка

Лето я провёл в деревне.

Как-то раз…

Однажды…

Вдруг…

Неожиданно…

Внезапно….

Чем всё закончилось?

Все увидели, что это….

Оценка событий.

С тех пор…

Композиция текста-описания

  1. Общее впечатление о предмете описания. (Яркими красками расписала осень лес.)
  2. Описание деталей: внешности, помещения, природы. (Хрупким золотом желтеют берёзы. Вызывающе краснеют гроздья калины.)
  3. Отношение к описываемому предмету. (Красив лес осенью!)

Композиция текста-рассуждения

  1. Тезис (утверждение, которое нужно доказать). (Осень – моё любимое время года.)
  2. Доказательства.

Во-первых,….

Во-вторых,….

В-третьих,….

  1. Вывод (подтверждение тезиса).

Таким образом,….

Итак, ….

        Важный момент при работе с текстом – это устный и письменный отзыв на прочитанное произведение.

Советы, пишущему сочинение-отзыв о прочитанном

Элементы, включаемые в отзыв:

  1. Автор произведения.
  2. Жанр произведения.
  3. Главные действующие лица.
  4. Место, время действия.
  5. Краткое содержание (сюжет, а не пересказ!).

В работе над отзывом вам помогут вопросы:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нём события?
  3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  5. Каков язык книги (что запомнилось, показалось смешным, новым)?
  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
  7. Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.

При работе над выразительным чтением текста особое внимание уделяется обучению чтению по ролям и методике обучения чтению наизусть лирического произведения. Перед тем, как задаёте задание выучить стихотворение наизусть, отработайте стихотворение с обучающимися с карандашом в руках, пользуясь следующей памяткой:

Как выучить стихотворение?

  1. Стихотворение начинают учить лишь после того, как стала понятна его мысль и прочувствовано настроение.
  2. Читая строку за строкой, строфу за строфой, воссоздайте в своём воображении всё то, о чём пишет поэт – картины, явления… Игре воображения помогает поэтический язык произведения – эпитеты, метафоры, сравнения. Выделяйте их при чтении интонацией.
  3. Мысленно отметьте про себя: здесь – раздумье, а здесь – гнев или боль…
  4. Расставь в малознакомых словах правильные ударения, карандашом отметь паузы, повышение и понижение голоса.

Как высказать мнение (рассказ) о литературном герое?

  1. Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
  2. Обратите внимание на речь героя: есть ли особенности? О чём они говорят?
  3. Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми? Кто о нём говорит и как именно?
  4. Как в поступках проявляются его ум  характер, нравственные качества?
  5. Как вы полагаете, что думает о своём герое автор? Что он хотел сказать, изображая его таким?
  6. Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

Как знакомиться с новой книгой, чтобы составить о ней представление?

Вы взяли в руки новую книгу. На что следует обратить внимание при первом знакомстве с ней?

На заглавие, которое, как правило, указывает главную мысль. Нет ли у книги подзаголовка, который уточняет или дополняет заглавие?

Очень часто посвящение проясняет личность и идейные позиции автора. Обращаем внимание на эпиграф, который выражает главную мысль произведения.

Аннотация – предельно сжатое указание на тему, идею и главные проблемы книги; помещается обычно на обратной стороне титульного листа.

Книга может иметь предисловие, которое сообщит, с кем вы встречаетесь на трудном пути познания. Предисловие облегчает читателю понимание книги.

Послесловие чаще всего отвечает на вопросы, возникающие у читателей после прочтения книги.

Примечания, имеющие справочный характер, обычно даются в сносках. Объясняются специальные термины, малоупотребительные слова.

Указатели – это списки имён, названий, понятий, терминов, с обозначением страниц, на которых они упоминаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»

Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения....

Обучение смысловому чтению английской литературы

В данной работе представлены методы смыслового понимания зарубежной литературы...

Стратегии обучения смысловому чтению

Материал демонстриует возможности использования предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на примере текста С. Хокинга....

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического лит...

Мастер - класс "Обучение смысловому чтению на уроках математики"

Для формирования читательской грамотности на уроках математики существуют различные стратегии,  которые    направлены на активизацию мыслительной деятельности учеников. ...