Урок по теме"Восточная Сибирь"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Гордова Елена Михайловна

Разработка урока  теме"Восточная Сибирь в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vostochnaya_sibir.ppt2.26 МБ
Файл teh_karta.docx24.81 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_po_geografii_v_8_b.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля моя без края, Суровой блещет красотой, Руси любимой дочь родная с широкой русскою душой Здесь снежное тайги раздолье, Здесь кедр с сосною говорит, Здесь среди этого приволья остановившись время спит. Климат здесь очень серьёзный То метели, то жара, И морозы поморозней И поветреней ветра .

Слайд 2

Тема: «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

Слайд 3

План урока Географическое положение Рельеф Полезные ископаемые Исследования Климат Внутренние воды

Слайд 4

Тест № 1. Ключ 1 . От ГП зависят особенности природы данного района (прежде всего климат, почвы и растительность). 2 . На древней платформе. 3 . Области морского, умеренно-континентального, континентального, резко-континентального, муссонного климата. 4 . Нулевые и отрицательные температуры большую часть года, короткий теплый период. 5. Рельеф, климат, почва, вода, растительный и животный мир.

Слайд 5

Тест № 2 Ключ 1.Северо-Сибирской, р.Енисей, р.Лены 2. В 3. Резко континентальный. Низкими. Мало. В летнее. 4. А 5. А

Слайд 6

Установите соответствие. Граница Природные рубежи Север а) Тихоокеанский водораздел 2. Юг б) Река Енисей 3. Запад в) Северный Ледовитый океан 4. Восток г) Китай, Монголия

Слайд 7

Задание 1. Особенности ГП Восточной Сибири: 1 . Протяжённость с З – В от Енисея до Тихоокеанского водораздела примерно на 1800 км; с С – Ю =3000км. 2 . Далеко выдвинута за полярный круг (м.Челюскин – самая северная точка Азии). 3 . Границы: р.Енисей, побережье СЛО, Тихоокеанский водораздел, Монголия, Китай.

Слайд 9

Мангазея- 1601 год

Слайд 10

Траппы Якутии

Слайд 11

Средняя Сибирь 2 группа Форма рельефа Тектоническая структура Анабарское плато Горы Бырранга Северо-Сибирская низменность Среднесибирское плоскогорье Плато Путорана

Слайд 12

Северо-Восточная Сибирь 3 группа Форма рельефа Тектоническая структура Верхоянский хребет Хребет Черского Яно-Индигирская низменность

Слайд 13

Горы Южной Сибири 1 группа Форма рельефа Тектоническая структура Алтай Западный и Восточный Саяны Алданское нагорье

Слайд 14

Формы рельефа Тектоническая структура Средняя Сибирь Горы Бырранга Мезозойская складчатость Северо-Сибирская низменность Опущенные блоки фундамента Среднесибирское плоскогорье Сибирская платформа Плато Путорана Куполообразное поднятие Анабарское плато Анабарский щит Северо-Восточная Сибирь Верхоянский хребет Мезозойская складчатость Хребет Черского Мезозойская складчатость Яно-Индигирская низменность Опущенные блоки фундамента Горы Южной Сибири Алтай Герцинская. Байкальская скл. Западный и Восточный Саяны Каледонская Алданское нагорье Алданский щит

Слайд 15

Минусинская котловина Тувинская котловина Кузнецкая котловина

Слайд 16

Николай Гаврилович Чернышевский Чернышевский на Вилюе

Слайд 17

Ерофей Павлович 1. Ерофей Павлович. Кто Это?

Слайд 18

Проверим Уголь Тунгусский, Ленский Медь, никель Норильск Алмазы Мирный Золото Бодайбо Железная руда Ангарский кряж Олово Янское нагорье

Слайд 19

Трубка Мира

Слайд 20

Мирный

Слайд 22

Рефлексия На уроке я работал активно/пассивно Своей работой я доволен/не доволен Урок показался мне коротким/длинным За урок я устал/не устал Материал урока мне интересен/не интересен понятен/не понятен полезен/ бесполезен Домашнее задание кажется мне лёгким/трудным интересным не интересным

Слайд 23

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ: Уголь (70% запасов РФ) – Тунгусский бассейн (самые крупные запасы, но из-за суровых условий добыча не ведётся), Ленский , Иркутский, Канско - Ачинский, Черемховский б-ны. Золото – Забайкалье (Бодайбо). Медно-никелевые руды – Заполярье (г.Норильск). Алмазы – Якутия (г.Мирный). Железные руды, графит, слюда, стройматериалы, химическое сырьё.

Слайд 24

Особенности климата: Климатические пояса: АКП, САКП, УК Тип климата: резко континентальный 1.холодная суровая зима 2.мало осадков 3.большие амплитуды температур

Слайд 25

Критерии оценки: «5»---5 прав. ответов «4»--- 4 прав ответа «3»---3-2 прав. ответа

Слайд 26

Словарь географических терминов. ЩИТ - обширная область выхода на земную поверхность складчатого фундамента древних платформ. ТРАППЫ – изверженные породы из группы базальтов. Излившиеся в виде горизонтальных покровов в осадочный чехол платформ. ПЛАТФОРМА – выровненный относительно устойчивый участок земной коры. ТЕМПЕРАТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ-повышение температуры воздуха с высотой вместо обычного её понижения.



Предварительный просмотр:

           Тема: « Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

      Дата:________________

Орг.момент:  Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем путешествовать по карте России.

А вот по какому району, попробуйте определить сами, прочитав отрывок стихотворения./ Слайд 1/

 Правильно.                            Это Восточная Сибирь.

Записываем в тетрадь тему.

Слайд 2

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

Работаем с технологической картой (по заданиям)

Целеполагание

Исходя из нашей темы, какую цель мы сегодня ставим перед собой?

Ответ уч-ся

Познакомиться с физико-географическим районом – Восточная Сибирь.

Пояснение учителя

Знакомиться мы будем в течение  нескольких уроков.

Учитель

Вопрос:

По какой традиционной схеме мы будем изучать район?

Ученики

Ответ  Слайд 3

Географическое положение------ -рельеф-------полезные ископаемые----- исследования--------климат-----------внутренние воды--------т. д.

Учитель

Правильно, это традиционная схема, по которой мы изучали предыдущие географические районы. И здесь мы придерживаемся единого плана. На  сегод. уроке мы рассмотрим Г.П,  рельеф, полезные ископаемые, исследовании, климат, внутренние воды.

Учитель

Какие задачи мы сегодня должны решить?

1.Формировать знания о Восточной Сибири

2.Развивать умение самостоятельно устанавливать связь геологического строения  с рельефом и полезными ископаемыми.

3. Развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.

Учитель

Итак, начинаем решать наши задачи с определения географического положения, т.к оно определяет особенности природы этого уникального ПТК.

Географическое положение

Задание 1

Сопоставление

1.Определите по атласу  (физическая карта России, Восточной Сибири)

и учебнику:

А) Границы Восточной Сибири.

Б) Пересекает ли её северный полярный круг?

В) Какова протяжённость территории с севера на юг, с запада на восток?

Г) Что вы можете сказать о влиянии океанов на природу равнины.

Закрепление

Слайд 4

«Установите соответствие» К доске  выходит учащийся и выполняет задание на оценку.

Учитель. Сообщение

Слайд 5

«Мозговой Штурм»

Вопросы

А знаете ли вы?

Прежде  чем мы перейдём к следующему пункту плана. Послушайте сообщение:

     У Лукоморья дуб зелёный

     Златая цепь на дубе том

     И днём и ночью кот учёный

     Всё ходит по цепи кругом….

     Там на неведомых дорожках

     Следы невиданных зверей…..

 Кто автор этих строк?

 К какой поэме  написан этот эпиграф?

Какое отношение они имеют к нашей теме

Что такое лукоморье и где оно находится?

Пояснение

Слайд 6

Оказывается  прямое. Найдите на карте город Туруханск.  В  1602 году это место называлось Мангазея. Так вот именно Мангазея по преданию и есть сказочное Лукоморье, описанное Пушкиным.

А само слово Лукоморье - это заповедное место на окраине вселенной. Где стоит мировое древо-ось мира, по которой можно попасть в другие миры . Лукоморье-это изгиб морского берега. (излучина).

Мы продолжаем знакомиться с Восточной Сибирью

2. Рельеф

Работа проходит по группам. Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 15 минут.

Работа с текстом учебника и картами атласа

Проверка

Обобщение:

Учитель Вопрос.

Ученик: ответ

1.Каждая группа определяет особенности рельефа  ( по рис. 117 учебника) и выписывает те формы рельефа, которые здесь находятся.

 (Приложение 1)

 2.Показываем формы рельефа по атласу и настенной карте России.

 3.Почему рельеф Восточной Сибири столь разнообразен?

 Так как здесь есть и равнины и горы(ГЕОЛ. РАЗВИТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМ.КОРЫ)

Учитель

Вы видите на доске следующее задание: (Приложение 1)

Задание по атласу

Проверка

Продолжаем  поисковую беседу о разнообразии рельефа

Ученик

Учитель: Подведение итога:

Оценивание учащихся

Найдите на изучаемой территории максимальные отметки и определите высоту гор, тип равнин.

Г. Бырранга-

Г.Камень-

 Среднесибирское………..

Алтай

Г.Бырранга- 1146 м-средние

Г.Камень-1701-  средние

Г Победы-3003-высокие

Г. Алтай-5506 –высокие

Среднесибирское плоскогорье, т.к. 500-700 м

2. причина разнообразия рельефа: Разнообразие заключается в том, что Восточная Сибирь отличается большой приподнятостью над уровнем океана.

 

Мы очень  ударно поработали и давайте подведём  итоги, оценивая все устные ответы.

Учитель

Проблемный вопрос

Ученики

Ответ

Работа со словариками. Найдите что такое траппы?

Учитель: Дополнительный материал

Мы уже знаем высоту над уровнем моря Среднесибирского плоскогорья.

Почему Среднесибирское плоскогорье выше Русской равнины?

 Самостоятельно изучают текст учебника, сравнивают карты атласа, дают предполагаемые варианты ответов.

 В основании лежит Сибирская платформа. Она поднималась более активно, здесь находятся разливы магматических излившихся пород ступенчатой формы-траппы.

Приложение 2

Траппы настолько достигают гигантских размеров, что они видны из космоса. Подтверждение этому - фотография на слайде./Слайд 7/

Учитель

Беседа

Что  на поверхности мы выяснили, а сейчас заглянем в недра земли.

Ученик

Задание  в группах.

1 группа Слайд 8

2 группа Слайд 9

3 группа Слайд 10

Задание в парах

Проверка Слайд 11

Оценивание

Сопоставление физической и тектонической карт, составление таблицы.(Приложение 1)

Форма рельефа

Тектоническая структура

 

Двое  желающих ученика подходят к настенным картам один к физической , другой- к тектонической, Показывают и объясняют.

Оцениваю  работу у  настенных карт.

Учитель:

1.Решение проблемного вопроса

Пример

Вы определили. Что горы  Южной Сибири сформировались в палеозое: байкальская,  герцинская,  мезозойская складчатости. Почему тогда здесь часты землетрясения?

За последние 200 лет в горах Байкала произошло примерно 800 землетрясений (до 9 баллов)

Размышления учеников и предполагаемый ответ

Они продолжают формироваться и в альпийское горообразование.

2.Вопрос

Почему эти горы являются складчато-глыбовами?  Опишите их.

Ответ

Так как вторичное возрождение, значит глыбовые движения в кайнозое;плоские вершины, межгорные котловины.

Оценивание

За лучшие ответы на эти сложные вопросы

Совместная работа учитель-ученик

Работа с учебником,атласами. дополнительной информацией

Задание в группах

Знакомство с котловинами. (Слайд12 )

Здесь наблюдается температурная инверсия (Приложение 2)

Прочитайте из словарика и запомните это явление. Она приводит к высоким летним температурам. Зимой - повышение температуры с высотой. Лето-жаркое,  зима - до – 40 градусов.

Приложение 3

А знаете ли вы?

Минусинскую котловину называют Сибирской Италией. Так как здесь выращивают бахчёвые и даже сады.

Делаем вывод и записываем в тетрадь.

Рельеф разнообразен. Так как разнообразна его геологическая история развития территории и сложившиеся в результате геологическое строение.

Разминка

Фамилии на карте

Слайд 12

Слайд 13

Посмотрите на карту и вы увидите название на Вилюе -  Чернышевский. При изучении какого предмета вы встречали эту фамилию? ( правильно - литературы)

Послушайте о Чернышевском (Приложение 4)

А что означает на карте место под названием Ерофей Павлович? (Приложение 4)

3. Полезные ископаемые

Проблемный вопрос

Почему Тунгусский угольный бассейн сравнительно  мало известен широкой массе читателей?

Предполагаемые ответы записывают в тетрадь.

-далеко от европейской части

-далеко от железнодорожных магистралей

-резерв для будущего.

Задания по геологической карте и учебникам, в контурной карте.

Ученики исследуют  содержание карты, изучают полезные ископаемые. Отмечают в контурной карте  основные П.И (.Приложение 1) Задания выполняют по группам.

Проверка Слайд 15

В тетради

Какая закономерность прослеживается в размещении полезных ископаемых в Восточной Сибири.

Вывод записать в тетрадь

Магматические-  в горах, на щитах. Топливные- в осадочном чехле платформ, в прогибах.

Запомните! Слайд 16

Сообщения о кимберлитовой трубке (Приложение 5)

Слайд 17 Слайд 18

Работа по атласу и контурным картам.

Центр алмазодобычи-город Мирный  ( Приложение 5)

Центр золотодобычи-Бодайбо.

Домашнее задание:

Сбор контурных карт и тетрадей с заданиями.

Номенклатура (Приложение 6)  ( По желанию можно отметить в контурных картах, можно устно  по атласу и настенной карте.)

Параграф 37.

Сообщения по желанию «Выбор любой понравившейся темы»

Словарики и номенклатуру вклеиваю ребятам в тетрадь. (Приложение 2, Приложение 6)

Подведение итогов

Рефлексия

Слайд 19

Озвучиваю фамилии самых активных ребят, комментирую оценки.

На уроке я работал                                 активно/пассивно

Своей работой я                                      доволен/не доволен

Урок показался мне                                коротким/длинным

За урок я                                                  устал/не устал

Материал урока мне                               интересен/не интересен

                                                                  понятен/не понятен

                                                                  полезен/бесполезен

Домашнее задание мне кажется            лёгким/трудным

                                                                  интересным/не интересным   

Молодцы! Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 8 «Б» классе

Учитель: Гордова Е.М.

Дата: 22.04.2014г.

Самоанализ урока

Построение урока ориентировано не столько на знания, сколько на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.

Тема моего урока «Восточная Сибирь: величие и суровость природы». Совершенствованию обучения по изучаемой теме способствовало деление класса на группы, выполняющих определенные задания.

Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал.

Урок состоял изУЭ, каждый из которых имел своё назначение (цель).

На уроке мною были использованы следующие технологии: информационная, модульная. Дифференцированный подход в работе позволил каждому ребёнку определить для себя темп и объём работы.

Продуманная мною структура урока оправдала себя на практике. При выявлении знаний использовались следующие методы работы: устные, письменные, графические, практические. При проверке все учащиеся включились в работу. На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к учащимся.

Материал урока соответствовал требованиям программы. При изучении нового материала активизировалась мыслительная деятельность учащихся.

Объяснение нового материала базировалось на помощи класса. Самостоятельной работе учащихся способствовала наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей. На уроке велась работа с учебником, картами атласа. При выполнении практической работы использовался полученный опыт учащихся на предыдущих уроках.

Уделялось внимание усвоению учащимися логических операций: сравнение, анализ, доказательство, построение выводов.

Время на реализацию разных этапов урока было спланировано правильно.

Вывод: считаю, что мои приёмы обучения применялись на уроке в логической последовательности.  Поставленная мной цель урока полностью достигнута. Все задания полностью выполнены.  Ребята были мотивированы и вовлечены в деятельность. Взаимодействие во время работы было активным и продуктивным. Ход урока имел чёткую структуру. Ребята продемонстрировали хорошие результаты урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по теме "Восточная Сибирь"

Лист с заданиями при изучении материала по географии по теме: "Восточная Сибирь"...

Урок по теме: "Восточная Сибирь", 9 класс

Данный урок проводится в 9 классе при изучении экономических районов. Материал состоит из конспекта урока и презентации. Тип урока полностью соответствует  форме составного урока по педагогическо...

Обобщающий урок по теме Восточная Сибирь

Разработка урока географии в 8 классе...

Урок в 8 классе на тему: " Восточная Сибирь:суровость и величие природы"

В уроке содержится материал,об оргомном регионе- Восточной Сибири, специфике её природы, об особенностях географического положения, "визитной карточкой"природного района....

Конспект урока по географии для 8 класса на тему "Восточная Сибирь"

Конспект урока по географии для 8 класса на тему "Восточная Сибирь"...

Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Восточная Сибирь"

Цель урока-сформировать представления учащихся о географическом положении региона, его природных особенностях, хозяйственном освоении и развитии...