Конструирование современного урока географии, отвечающего требованиям ФГОС. Урок Обобщение знаний на примере темы:"Изображение земной поверхности" в 5 классе.
статья по географии (5 класс) на тему

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_sovremennogo_uroka_geografii.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ,

ОТВЕЧАЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС.

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ 

НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ» В 5-М КЛАССЕ

Морозова Галина Александровна,

учитель географии МБОУ Крюковская СОШ

Чеховского муниципального района Московской области

Обобщение знаний - серьезная и большая работа учащихся и учителя, требующая продуманной и планомерной подготовки и кропотливого труда.

Урок обобщения знаний – особый урок. Для того чтобы, он не превратился в урок простого повторения темы, а стал действительно - обобщающим понятия и знания по определенному разделу, в тематическом планировании следует предусмотреть все уроки обобщения заранее, выделив для них место среди всех разделов и тем. ФГОС предъявляет большие требования к различным результатам обучения учащихся, среди них огромное место занимают результаты метапредметные, среди которых находится и умение обобщать.

Иногда бывает: на итоговом уроке учащимся предлагаются задания на обобщение, но поскольку подобных заданий ученики ранее не выполняли, они могут не понять, какой результат хочет получить от них учитель. Следовательно - вывод: задания на обобщение должны присутствовать на протяжении всего времени обучения.  

На уроке обобщения можно:

1) вывести с учащимися «схему» определения понятий;

2) применяя ее, сформулировать определения новых для учеников понятий;

3) закрепить и систематизировать знания по теме, познакомив учеников с логическими операциями обобщения и ограничения понятий.

   Рассмотрим конструкцию урока обобщения в 5-м классе по теме «Изображения земной поверхности».

Источники информации:

  • печатный учебник: раздел II, стр. 32-53, итоги с. 54.

УМК «Сферы» - география, Лобжанидзе А.А, География. Планета Земля. 5-6 классы.- М.: Просвещение, 2014. -159 с.

Раздел II «Изображения земной поверхности  и их использования», номер урока в разделе - 12, параграф 10-20.

  • электронный учебник: УМК «Сферы»- география, автор А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля. 5-6 класс. Издательство «Просвещение».
  • возможность выхода в интернет для работы с ГИС, атлас, стенные карты и план местности, карточки-задания для групп.

Основное содержание  по разделу II.

Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки. Масштаб и его виды. Условные знаки плана и карты. Виды знаков. Легенда карты. Определение направлений и расстояний на глобусе, плане и карте. Компас. Азимут. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Съемка местности. Составление простейшего плана местности.

Карта. Разнообразие карт. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты, их определение. Географические информационные системы.

Форма урока: урок  обобщения.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания по разделу II «Изображения земной поверхности»

(обобщение основ картографической грамотности, умений и навыков использования разнообразных географических знаний по планам и картам)

Метапредметные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, совершенствование универсальных учебных действий познавательной направленности.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при работе по учебным заданиям в группе.

Основные учебные действия:

I.        Мотивация. Рассуждение о том, зачем человеку планы и карты в жизни и работе.  (2 мин)

II.        Географическая разминка - эстафета по партам и рядам «Определите в атласе объект по координатам и покажите его на большой карте», «Назовите условный знак», «На какой карте масштаб больше», «На интерактивной доске с открытым сервисом «Яндекс маршруты» определите расстояние и время проезда между городами» и т.д.  (5 мин)

III.        Построение схемы понятий и формулирование (с повторением) понятий по группам, узнавание видов понятий.  (7 мин)

Совместно с учащимися вывести схему «определения» понятий, на ее основе (разделив детей по группам с вариантами терминов) сформулировать основные определения содержания темы, указав виды понятий (в рамках, доступных пятиклассникам в начале изучения курса географии): единичные (экватор, Гринвичский меридиан и т.д.) или общие (градусная сеть, параллель, меридиан и т.д.)

 Понятие — мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними.  

Объем понятия — множество предметов (или явлений), каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. По объему различаются единичные понятия, объем которых содержит лишь один элемент и общие. Отношения между единичными и общими понятиями — это отношения рода и вида. Выделяют также: совместимые равнозначные или тождественные понятия, совместимые перекрещивающиеся понятия, совместимые подчиняющие и подчиненные понятия, несовместимые соподчиненные понятия, несовместимые противоположные понятия.  

Примеры по группам: 

1) Условные знаки. Линейные знаки. Площадные знаки. Внемасштабные знаки. Легенда.

2) Стороны горизонта. Ориентирование. Приборы для ориентирования. Компас. Местные признаки для ориентирования.

3) Масштаб. Численный масштаб. Линейный масштаб. Именованный масштаб

Одна из групп работает с ЭФУ (электронная форма учебника)

IV.        Закрепление и систематизация  знаний по теме, на основе логических операций обобщения и ограничения понятий (некоторые определения на предыдущих уроках следует намеренно изучать неглубоко, оставив работу с ними на урок обобщения). (7 мин)

•        Задания (по группам) рассмотрите понятия, проанализируйте их, сравните между собой, найдите различия. (План, план нашего города, план местности)

•        У этих понятий разный объем: одно из них вмещает в себя (или «поглощает») другое. Какое? (карта Московской области, физическая карта России)

Раскройте содержание понятий. Какое понятие является для них обобщающим, т.е. имеет больший объем и поглощает их? Объясните свой выбор.

Умение обобщать – одно из важных общих учебных умений. При обобщении некоторые признаки понятия отбрасываются, а при ограничении,

•        Сравните существенные признаки понятий «условные знаки» и «линейные условные знаки и  т.д.

V.        Работа по обобщению и ограничению понятий (пример по пособию О.В. Крыловой стр. 25.) По группам и карточкам с вариантами заданий. (7 мин)

VI.        Выполнение индивидуального тестового задания (верно-неверно) по карточкам на указание правильно или неправильно составлена фраза по обобщению и ограничению из 5-ти вопросов.  (7 мин)

VII.        Подведение итогов. Смысловое чтение выводов по разделу стр. 54.

VIII.        Работа с вопросами для обсуждения (3 вопроса) стр.54.  (3 мин)

Такая конструкция урока поможет учителю более эффективно выполнить задачи урока обобщения и дать учащимся необходимые по теме  предметные и метапредметные результаты.

Литература:

  1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 1, 2. — М.: Сентябрь. 2004. — (Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск 3, 4).
  2. Гришакина О.П., Рубцова Е.Н. Типы уроков и их структуры: наиболее эффективные и часто используемые. С 80-86. Сборник научно-практических Интернет-конференций «Профессиональная инициатива» / под общ ред. Трусовой Л.А. –Чехов, ЦОиНК, ООО «Студия полиграфии», 2012.
  3. Крылова О.В. Материалы курса «Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в преподавании географии»

– М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 72 с.

  1. Крылова О.В. Материалы курса «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»

– М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Тестовая работа по теме: « Изображения земной поверхности и их использование».

Назначение  диагностической  работы:·          выявление  уровня  достижения планируемых  результатов  освоения  о...

Современные образовательные технологии,отвечающие требованиям ФГОС

Как сделать так,чтобы ученики на уроках активно работали? В этом нам помогут современные образовательные технологии......

Контрольная работа по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Работа составлена для 2-х вариантов, состоит из практической и теоретической части....

проверочная работа по теме "Изображения земной поверхности и их использование"

проверочная работа по теме  "Изображения земной поверхности и их использование"  5 класс по учебнику А.А. Лобжанидзе...

Презентация + конспект урока по теме "Изображение земной поверхности"

Технологическая карта и презентация по теме "Изображение земной поверхности". Урок географии в 5 классе к учебнику Дронова....

Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности".

Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности"....