Рабочая программа кружка "Путешествие с географией".
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Матвеенкова Любовь Фёдоровна

В возрасте 12лет  у школьников возникают множество вопросов о природе нашей планеты. 

Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим самостоятельно научиться познавать окружающий нас мир путём наблюдений, экспериментов и работой с необходимой информацией.

Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2070»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Методист по дополнительному образованию

Директор ГБОУ Школы № 2070

_________/ Д.И. Трубакова/

_________/ А.С. Голубь/

________/О.Н. Афанасьева/

Протокол МО

№ __от «__»______2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Путешествие с географией»

на 2017 / 2018 учебный год

 Программа составлена учителем географии Матвеенковой Л.Ф.

Количество учебных часов на учебный год: 38

Направленность программы: естественно-научная

Возраст учащихся:12-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень программы: базовый

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол

№___от «__»_________ 2017 г.

г. Москва

2017г

II Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с географией» составлена на основе:

  • примерной программы основного общего образования по географии;
  • программы курса «География. 5 -9 классы» -автор-составитель   Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015г.

Направленность: естественно-научная.

Актуальность: в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов о природе нашей планеты.  

Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим самостоятельно научиться познавать окружающий нас мир путём наблюдений, экспериментов и работой с необходимой информацией.

Большое внимание в программе уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Педагогическая целесообразность.

Цель общеразвивающей программы - это формирование устойчивого интереса к географии;

 воспитание креативно мыслящих личностей, умеющих создавать новый продукт на основе собственных исследований и экспериментов.

Задачи:

  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • развивать познавательные способности, коммуникативные навыки (партнерское общение, работа в группах);
  • воспитание креативности и бережного отношения к окружающему миру;
  • приобретение навыков выполнения исследовательских и проектных работ.

Отличительные особенности.

   Отличия заключаются в постановке образовательных задач, в построении учебно-тематического плана, в содержании занятий,в использованной литературе,  в изложенных основных идеях, на которых базируется программа.

   Реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

 В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

•непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

•развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•системность организации учебно-воспитательного процесса;

•раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 12-16 лет.

Наиболее существенную роль в этом возрасте в формировании положительного отношения подростков к учению играют:

  • содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения,
  • организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий,
  •  вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Занятия будут проводиться с целым коллективом, по группам и индивидуально  (в форме консультации) в зависимости от темы.

Срок реализации программы – 1 год.

Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.

Форма и режим занятий:

Форма занятий - индивидуально-групповая.

Занятия проводятся в форме бесед, экспериментов, наблюдений, коллективных и индивидуальных исследований, самостоятельной работы, защиты исследовательских и проектных работ, мини-конференций, индивидуальных консультаций.

На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

Режим занятий - 1 час 1 раз в неделю.

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Общеразвивающие программы формируют у ребёнка компетенции осуществлять универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные..

Личностные УУД:

•формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

-Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.

- Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Способы определения результативности.

Создание личностно- или общественно-значимых продуктов:

макет географического объекта, путеводитель, презентация, наглядное пособие, видеофильм, фотоальбом, выставка, коллекция, викторина, комплексная работа и т.д.

Продукт проекта должен быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.

Мониторинг для отслеживания результативности можно использовать: 

• педагогический мониторинг (анкетирование, ведение журнала учёта);

 • мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, оформление фотоотчёта, создание презентаций проектных и исследовательских работ (на выбор по заявленным темам).

Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.

Виды контроля 

  • Начальный (входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей в форме анкетирования.
  • Текущий контроль осуществляется в течении каждого триместра в форме защиты проектной или исследовательской работы по выбранной учащимся теме.
  • Итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей в конце учебного года в форме тестирования.

Формы подведения итогов.

Формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских и проектных работ учащихся.

III УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика (интерактивные занятия)

1

Введение.

4

3

1

Входной контроль.

2

Планета, на которой мы живём.

13

7

6

Фотоотчёт, текущий контроль, проекты.

3

Материки планеты Земля.

21

9

12

Текущий контроль, итоговый контроль, проекты.

 IV КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

 часов

Тема занятия

Место проведе-

ния

Форма контроля

Введение – 4 часа

1

09.17г.

04-08

беседа

1

Введение.

Инструктаж по ТБ.

кабинет географии

входной контроль

2

09

11-15

исследование

1

Проект. Исследование. Взаимосвязь проекта и исследования.

кабинет географии

3

09

18-22

исследование

1

Объект и предмет исследования.

Этапы проектной и исследовательской деятельности.

кабинет географии

4

09

25-29

практикум

1

Мастер-класс «Мой проект или исследование». 

Выбор тем проектных работ  и исследований.

кабинет географии

Планета, на которой мы живём-13 часов

5

10

02-06

путешествие

1

Прошлое, настоящее и будущее нашей планеты.

кабинет географии

6

10

09-13

экскурсия

1

Литосфера. Камни-немые свидетели прошлого.

Экскурсия «Мир минералов».

экскурсия в Государственный Геологический музей им. В.И.Вернадского

фотоотчёт

7

10

16-20

проект

1

Проект о горной породе или минерале (глина, известняк,...)

кабинет географии

8

10

23-27

наблюдение

1

Атмосфера. Сюрпризы погоды.

кабинет географии

9

10,11

30-03

проект

1

Проект создания  нового календаря погоды.

кабинет географии

10

11

06-10

показ видеоматериалов, обсуждение

1

Мировой океан просит помощи.

кабинет географии

11

11

13-17

проект

1

Проект очистки вод Мирового океана от мусорного загрязнения.

кабинет географии

12

11

20-24

мини-конференция

1

Защита проектов. Выбор лучших проектов для участия в Школьной конференции проектных работ.

кабинет географии

текущий контроль

13

11,12

27-01

беседа

1

Географическая оболочка.

кабинет географии

14

12

04-08

наблюдение

1

Человек и природа.

экскурсия в парк пос.Воскресенское

15

12

11-15

игра

1

Планета, на которой мы живём.

кабинет географии

16

12

18-22

проект

1

Проект создания  своего заповедника (национального парка)».

кабинет географии

17

12

25-29

мини-конференция

1

Защита проектов. Выбор лучших проектов для участия в Школьной конференции проектных работ

кабинет географии

текущий контроль

Материки планеты Земля-21 час

18

01.18г.

08-13

кроссворд

1

Материки планеты Земля.

кабинет географии

19

01

15-19

путешествие

1

Африка. Исследователи Африки.

кабинет географии

20

01

22-26

показ видеоматериалов, обсуждение

1

Пустыни Африки. Намиб-самая древняя пустыня в мире.

кабинет географии

21

01,02

29-02

проект

1

Проект «Останови опустынивание!».

кабинет географии

22

02

05-09

игра

1

Австралия и Океания.

кабинет географии

23

02

12-16

путешествие

1

Крупнейшие города Австралии.

кабинет географии

24

02

19-23

исследование

1

Исследование «Науру-остров Микронезии».

кабинет географии

25

02,03

26-02

показ видеоматериалов, обсуждение

1

Антарктида.

кабинет географии

26

03

05-09

исследование

1

Сухие долины Антарктиды.

кабинет географии

27

03

12-16

исследование

1

Исследование на тему «Антарктика».

кабинет географии

28

03

19-23

семинар

1

Южная Америка. Коротко о разном.

кабинет географии

29

03

26-30

исследование

1

Столица Земли Бразильской.

кабинет географии

30

04

02-06

исследование, проект

1

Исследование или проект «Староверы из Южной Америки. Жизнь на родине.»

кабинет географии

31

04

09-13

путешествие

1

Северная Америка. На Аляске.

кабинет географии

32

04

16-20

дискуссия

1

Дикая горная Аляска.

кабинет географии

33

04

23-27

исследование, проект

1

Исследование или проект «Русская Аляска»

кабинет географии

34

04,05

30-04

мини-конференция

1

Защита проектов и исследований.

кабинет географии

текущий контроль

35

05

07-11

игра

1

Евразия.

кабинет географии

36

05

14-18

путешествие

1

Страна, в которой я мечтаю побывать.

кабинет географии

37

05

21-25

тестирование

1

Мои достижения.

кабинет географии

итоговый контроль

38

05

28-31

задание на лето

1

Моя «летняя история».

школьная территория

IV. СОДЕРЖАНИЕ

Содержание программы направлено на:

• создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;

• социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;

 • формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.

Основные направления и содержание деятельности.

Создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей и раскрытии разнообразия ее природы и населения, ознакомление со странами и народами, предусмотренное программой географии материков и океанов, представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера, необходимого каждому человеку нашей эпохи

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных вопросов программы.

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно-тематического плана.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение программы включает:

формы, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический, методический материалы, материально - техническое оснащение занятий.

 Группы форм организации обучения:

• по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;

• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —  беседа,практикум, экскурсия, семинар, конференция, игра, исследование, защита проектов, игра – путешествие, круглый стол.

Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесные ( беседа, объяснение, обсуждение,анализ информации);

• наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, коллекций; показ приёмов выполнения работ; показ по образцу);

• практические (наблюдения, исследования, проектная деятельность).

Материально-техническое обеспечение 

Занятия кружка будут проводиться:

  • в кабинете географии, оборудованном современными техническими средствами обучения (классная доска, столы и стулья для педагога и учащихся, компьютер, проектор, географические карты и глобусы, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, дидактические пособия и книги для дополнительного чтения;
  • практические занятия на местности - на территории школы и пос.Воскресенское (парковая зона).

Условия реализации программы: 

  • применение электронных образовательных ресурсов,
  • использование информационных технологий,
  • проведение экскурсий  - в Государственный  Геологический музей им. В.И.Вернадского, в парк посёлка Воскресенское,
  • посещение школьной  и муниципальной библиотек.

Перечень видео продукции, необходимого оснащения и приборов:

1.Глобусы, географические приборы (компасы,барометр, гигрометр, термометр).

2.Географические карты (в том числе интерактивные):

1). Физическая карта полушарий.

2). Физическая карта Южной Америки.

3.) Физическая карта Африки.

4). Физическая карта Австралии и Новой Зеландии.

5). Физическая карта Северной Америки.        

6). Карта Океанов.

7).Физическая карта мира.

3.Коллекции горных пород и минералов.

4.Видеофильмы:

         1).Природные зоны мира.

         2).География – 1, 2, 3.

        3). Океан и Земля. Ступени познания.

           4).Биосферные заповедники.

           5).Охрана природы.

           5.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Список литературы

1.Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121..

2.Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

3.Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя.  http://schools.keldysh.ru/labmro

4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

5.Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2

6.Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение,1989

7.Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 1983.

8.Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004

9.Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география Саратовский университет 2003

10.Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

11.Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.

12.Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.– М.: Дрофа, 2007.

13.За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

13.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа факультатива по географии Мир географии 9 класс

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена....