Использование проектной деятельности на уроках географии для формирования метапредметных результатов.
статья по географии

В статье отражена значимость проектной деятельности. Перечислены темы проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности на уроках географии для формирования метапредметных результатов.

учитель географии МБОУ Тазовская СОШ

Пахомова С.А.

Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня человека в течение всей жизни.

Эту особенность современного общества отражает Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования,

который нацеливает российскую школу не столько на то, чтобы дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько на обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития, на формирование у обучающихся умения учиться.

ФГОС определяет  требования к результатам обучения школьников. При этом выделяются личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Среди них особое место занимают метапредметные результаты.

Которые определяются как «умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

На слайде представлены ожидаемые от обучающихся,  на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты.

Можно сказать, что метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания, давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.

В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.

Для формирования метапредметных результатов наиболее подходящим методом является метод проекта.

При этом учитель решает ряд задач: педагогических, практических и социальных. Проектная деятельность – педагогическая технология, направленная на применение и приобретение новых знаний для освоения новых способов деятельности, а не на простое накопление фактических знаний.

Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане вовлечения учащихся в проектную деятельность, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной средней школы по географии.

В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Результатом проекта является конечный продукт.

Примеры проектов различного характера приведены на слайде.

Примеры проектов школьников

№ пп

Виды проектов

Названия проектов

1

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты – от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие, пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

  1. Электронный альбом «Животные саванны».
  2. Справочник «Виды облаков».
  3. Виртуальная экскурсия по Кунгурской пещере.
  4. Реферат «Освоение Арктики».

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования

включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

  1. Влияние внешних факторов на форму и размер снежинок.
  2. Определение свойств почвы.
  3. Использование местных признаков для ориентирования.
  4. Изучение характера миграции населения города N.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может – практико-ориентированный. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

  1. Выставка минералов и горных пород.
  2. Изучение последствий хозяйственной деятельности человека на природный ландшафт территории N.
  3. Экономия энергоресурсов в бытовых условиях.
  4. План озеленения школьной территории.
  5. Проект поселка.

Огромный простор для проектной деятельности представляет краеведческий материал.

В рамках предмета география ЯНАО в прошлом учебном году мы представили следующие проекты:

На окружной дистанционный конкурс «Гостеприимный Ямал» презентации «Традиции Ямала» и «Времена года».

На всероссийский конкурс «Познаю Россию» - туристический маршрут по поселку Тазовский.

Работая над проектом, обучающиеся выходят за рамки учебных программ, обращаются не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей.

   Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...

Проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

Проектная деятельность, автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке». Рекреационная нагрузка на территорию. Степень уплотненности почв...