Урок по теме "Морской путь в Индию"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Урок новых знаний. Учащиеся работают в группах создают мини-проекты, азатем их защищают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_5_klasse_po_teme_morskoy_put_v_indiyu.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морской путь Индию

Цель:

Познакомить учащихся с важным этапом в истории географических открытий и научить оценивать его значение в развитии географической науки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с Великими географическими открытиями, а именно португальскими экспедициями.
  2. Выявить роль этих открытий в развитии географической науки, торгово-экономических отношений.
  3. Продолжить формирование умений правильно находить и показывать исследованные объекты на карте.
  4. Развивать умения работать с учебником и дополнительной литературой.
  5. Развитие образного мышления учащихся, их воображения.
  6. Воспитывать умения работать в группах и самостоятельно.
  7. Способствовать повышению интереса к изучению географии.

Оборудование: физическая карта мира (или полушарий), проектор, таблицы.

Ход урока:

I этап – организационный (2 мин)

  • Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? За окном у нас сегодня зимняя погода, а какая у нас в классе мы сейчас выясним. Какой рисунок соответствует вашему настроению сейчас. Но, так как, на уроке погоду делаем мы с вами, давайте сделаем хорошую солнечную погоду на нашем уроке.

      II этап – актуализация знаний (10 мин)

  • Посмотрите на слайд  (картинка корабля, путешествующего по морю) и подумайте, какие ассоциации вызывает у вас данное изображение? (слайд 1)

Путешествие, моряки, капитан, открытия, вода, море, координаты и др.

  • Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить и чем заниматься на уроке?  Путешествовать и говорить об открытиях.
  • Молодцы! Мы будем путешествовать и говорить о новых открытиях!

Давайте угадаем в какую страну мы сейчас отправимся для этого я вам даю подсказки.

Подсказка первая

Я прочитаю вам записку одного путешественника, с которым мы недавно познакомились. Он так описал эту страну, когда впервые побывал.  Описание я буду читать  под  традиционную музыку этой страны.

Учитель читает учащимся описание Индии:

   «Люди здесь коричневые, хорошего сложения, говорят по-маврски. Платья их из льна и хлопка, весьма тонкие, разноцветные. На голове носят тюрбаны с шелковой каймой и золотой нитью. Занимаются они торговлей. По-другому называют эту страну «Страна специй».

Учащиеся делают вывод, что путешествие на уроке будет совершаться в Индию.

  • Откройте атласы и найдите эту страну на карте.

Один из учащихся выходит к карте и показывает на ней Индию.

  • А как вы думаете, кому принадлежит данная записка?
  • Афанасию Никитину.
  • Что вы можете сказать об этом человеке?
  •  Русский купец. Совершил в начале XV века путешествие в Индию. Ответственный (когда у него украли товар-отправился его добывать); патриот своей страны (когда был в чужой стране, вспоминал о родине, о Твери); уважительно относился к людям другой расы...

Некоторые учащиеся показывают рисунки Афанасия Никитина, созданные дома.

  • Ребята, какой труд Афанасий Никитин создал в Индии?
  • Записки «Хождение за три моря»  во время путешествия по Индии.
  • Подсказка 2 (индийская музыка)
  • Итак, мы сегодня опять собираемся в Индию, по следам европейских путешественников XV века. Во время этих путешествий нам предстоит сделать Великие географические открытия. Как можно сформулировать тему нашего урока? Кто из вас догадался какой путь для поиска Индию мы изберём?

Высказывания учащихся. На слайде появляется  тема урока «Морской путь в Индию».(слайд 2)

III этап-постановка проблемы и целеполагание.  (2 мин)

Учитель ставит проблемный вопрос:

  • Зачем путешественники в XV веке стремились в Индию?

Варианты ответов

На эти вопросы мы сегодня сможем точно ответить в конце урока. Цели и последствия экспедиций будем заносить в нашу табличку, в которой работали на прошлом уроке.                                              

Смотрим мы на план и тему формулируем проблему, которую решаем через цели.

План урока:

  1. Эпоха Великих географических открытий
  2. Зачем нужен был морской путь в Индию
  3. Генрих Мореплаватель – великий организатор
  4. Бартоломеу Диаш и Васко да Гама

 проблемный вопрос:

 Зачем путешественники в XV веке стремились попасть в Индию?

Открытия делали всегда, но только открытия XV-XVI вв. называли «Великими». Почему?

Сформулируйте цель урока

                                                       

    VI этап – решение учебной проблемы (20 мин)

    Поиски европейцами путей в Индию (3 мин)

  •  Загадочная страна Индия. В начале XV века эта страна очень привлекала европейцев. Чем?
  • Золото, пряности, слоновая кость, ткани, жемчуг.
  • Правильно, эти товары, которых было много в Индии, стоили дорого в Европе. Доставляли товары из Индии к Средиземному морю арабские купцы.  Но позже в XV веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки – возникла огромная Османская империя. Они не пропускали караваны и часто их грабили.  Какая задача встала перед европейцами?
  • Найти новый безопасный морской путь из Европы в Индию.
  • Португалия и Испания. (слайд 3)
  • Откройте атласы и найдите эти страны.

Физминутка

      Плавание вокруг Африки (15 мин)

Итак, отправляемся в плавание.

У вас на столах задания, капитаны, вскройте конверты, прочтите задания и приступайте к выполнению.  

Задание 1 группе

Представьте, что вы португальские мореплаватели вам необходимо найти кратчайший и безопасный путь в Индию.

       

      Спроектируйте морской путь европейцев из Португалии в Индию

Как вы думаете, что необходимо человеку, который отправляется в путешествие по морям и океанам?

  1. Возьмите необходимые вещи для путешествия
  2. Выберите морское средство для своего плавания
  3. Определите  маршрут своего морского пути.
  4. Выбранный вами путь нарисуйте на контурной карте, с указанием географических объектов

Задание 2 группе

Генрих Мореплаватель – великий организатор

1. Подготовьте проект  о Генрихе Мореплавателе,  используя материал учебника с.59-60, имеющийся материал вашего конверта.

 Следующие вопросы вам помогут в этом:

Кто такой Генрих Мореплаватель?

      Как вы думаете, почему он получил такое прозвище?

Достиг ли намеченной цели?

Каков результат путешествия?

Считаете ли Генриха мореплавателя открывателем морского пути в Индию?

2. Покажите на контурной карте путь,  по которому морская экспедиция, организованная Генрихом Мореплавателем плыла к берегам Индии, с указание географических объектов.

Задание 3 группе

Путешествие Бартоломеу Диаша

Подготовьте проект  о Бартоломеу Диаш, используя материал учебника с.60, имеющийся материал вашего конверта.

Следующие вопросы вам помогут в этом:

Какой путешественник возглавлял первую португальскую экспедицию?

Что было открыто?

Где закончил своё путешествие Бартоломеу Диаш?

Почему Бартоломеу Диаш  был вынужден вернуться?

Каков результат путешествия?

На контурную карту нанести морской путь Бартоломеу Диаша, с указанием географических объектов.

Задание 4 группе

 Плавание в Индию Васко да Гама

Подготовьте проект  о Васко да Гама, используя материал учебника с.61-62, имеющийся материал вашего конверта.

Следующие вопросы в этом вам помогут:

Через сколько лет после путешествия Диаша, отправилась в Индию экспедиция Васко да Гамы?

С какими трудностями пришлось столкнуться членам  экспедиции по руководством Васко да Гама?

На каком побережье  высадилась экспедиция?

Достигла ли цели экспедиция Васко да Гама?

 Каков результат плавания?

Почему имя Васко да Гамы в Индии не пользуется уважением?

На контурную карту нанесите путь экспедиции Васко да Гама, с указанием географических объектов.

  • Ребята попробуйте сейчас ответить на вопросы:

Кто открыл морской путь в Индию: Генрих Мореплаватель, посвятивший всю свою жизнь,  или Васко да Гама? Или у вас есть иная точка зрения.

  • Каков географический результат этих плаваний?

       Открыт морской путь в Индию, нанесены побережья Африки, Индии, острова       Мадагаскар, Индийского океана; Индия стала колонией Португалии; создаются новые торговые отношения.

         Звучит музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря».

  • Ребята, из какого  фильма эта музыка?
  • «Пираты Карибского моря».
  • Как вы думаете, почему вдруг звучит именно эта музыка, когда мы с вами обсуждаем причины путешествия португальцев?

           Варианты ответов

             -   Первым европейским пиратом в Индийском океане был Васко да Гама! Причем  пиратом жестким и беспощадным.  Это тоже последствие Великих географических открытий.

                      Учитель обращает внимание учащихся, что перед ними на столе лежат: чай,                        гвоздика (приправа), другие специи, апельсин, баклажан. Задается вопрос:

 

     -  Что объединяет эти предметы? Как это относится к последствиям путешествия?

     -  Это колониальные товары, привезенные из Индии.  

                           -  Молодцы, ребята!!Мы с вами изучили путешествия португальцев!

  •  Давайте вспомним с какой проблемой мы столкнулись, когда узнали тему нашего урока? Зачем путешественники в XV веке стремились в Индию? Цель их активных стремлений в эту загадочную страну? (слайд 9)
  • Проверили мы версии, которые выдвигались? Одинаковы ли были цели и последстия  путешествий  русского купца Афанасия Никитина и португальских мореплавателей? Нет. (слайд 10)
  • Какой вывод можно сделать? Цели  путешественников были вызваны решением торговых отношений. У Афанасия Никитина они изменились по прибытию в Индию-его «покорила» эта страна. А у португальцев присутствовал захватнический дух, о чем говорят и последствия открытий.

     VI этап- самостоятельная работа (5 мин)

  • Самый южный выступ Африки именно  Васко да Гама назвал мысом Бурь. (Неверно)
  • Индия  после экспедиций Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы стала колонией Португалии (Верно)
  • Легкий, быстроходный и подвижный парусник, позволяющий отправляться в далекие плаванья и при встречном ветре, созданный португальцами в XV веке называется пушечный фрегат. (Неверно)
  • Дано очертание Африки. Перед вами "Terra incognita" - неизвестная земля, которую теперь знает каждый школьник. Верно ли, что это Африка? (Верно)
  • Морской путь из Европы в Индию вокруг Африки проложили португальцы (Верно)
  • Тихим самый большой океан Земли назвал Васко да Гама. (Неверно)
  • Прозвище Мореплаватель получил принц Португалии Генрих не из-за того, что плавал, а из-за создания мореходной школы и организации экспедиций. (Верно)

V этап-рефлексия (3 мин)

Светофор

Зажгите светофор:

Зелёный было интересно

Жёлтый есть трудности

Красный тему не усвоил

  • Возможно провести рефлексию «Рельеф местности»
  • Учитель просит учащихся нарисовать в тетраде волны.
  • На вершине волны учащимся предлагается отметить (подписать) то, что понравилось на уроке, что было интересным, те знания, которые они посчитают полезными.
  • Подошвы волны будут обозначать трудности, возможно возникшие на уроке.
  • Оценивание.
  •        Домашнее задание:

П. 12, р.т. 12

По желанию:

  • написать мини-сочинение от имени одного из путешественников, пройденных на уроке

- приготовить сообщение о Христофоре Колумбе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морской путь в Индию.

урок составлен по сингапурской методике обучения....

"Морской путь в Индию", география 5 класс, Е.М. Домогацких

Данный урок включает в себя технологическую карту урока, презентацию и маршрутный лист обучающегося по теме "Морской путь в Индию"...

Морской путь в индию 5 класс. Учитель:Елена Владимиронва Бублик

В этом материале говориться про Морской путь  в Индию...

Морской путь в Индию. Открытый урок географии в 5 классе

Открытое урок в рамках проекта PLC “Развитие навыков смыслового чтения как залог успешного обучения»...

Тема урока: «Морской путь в Индию»

Тип урока: урок усвоения нового знанийЦель урока: формирование представлений обучающихся об открытии морского пути в Индию, знакомство с первооткрывателями и их вкладом  в открытии новых земель. ...

Морской путь в Индию

Конспект урока "Морской путь в Индию"...