Географическое образование в Рыбно-Слободском районе: опыты и проблемы.
статья по географии на тему

   В статье освещены проблемы географического образования в Рыбно-Слободском районе. Выступление было на заседании регионального отделения Русского Географического Общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Географическое образование в Рыбно- Слободском муниципальном районе: проблемы и пути решения.

Набиуллин Д.Х., кандидат педагогических наук, учитель биологии и географии МБОУ «Ново-Арышская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Ценность школьной географии заключается в том, что это — единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками.

В Рыбно-Слободском муниципальном районе функционируют 23 образовательных организаций, из них 12 средних и 12 основных школ. В них преподают 25 учителей географии. Из них 4 учителя имеет высшую квалификационную категорию и 50% учителей имеет первую квалификационную категорию.

Учителями географии используются УМК авторов: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин (5 кл), Герасимовой Т.П (6кл), Душиной И.В. (7кл), Дронова В.П. (8-9кл), Бариновой И.И. (8кл), Алексеева (9кл), Максаковского (10-11кл).  На уроках используются рабочие тетради, контурные карты, тетради с печатной основой, тестовые сборники. Эти УМК и учебные пособия в основном издательств «Дрофа» и «Просвещение». На уроках рассматривается национально-региональный компонент. С 6 по 11 класс изучается география Республики Татарстан. Используется учебник Тайсина А.С., но отсутствуют атласы и контурные карты по географии РТ, что затрудняет учебный процесс. Для подготовки и проведения уроков учителя географии используют в своей работе разнообразную методическую литературу. Это журнал «География в школе», газета «География», разнообразные сборники по тематическому планированию, тестовые сборники  и др.

Учителя географии района целенаправленно ведут работу по повышению качества географического образования. 35 % выпускников 9 класса выбирают основной государственный экзамен по географии. Статистический анализ показывает средняя оценка на 0,1 выше прошлогоднего результата. В 11 классе за пять лет выбрали всего 11 выпускников. Снижение значимости географии дети объясняют не востребованностью географии ВУЗами на вступительных испытаниях.

Значительно повысилось стремление школьников к самовыражению через участие в общественно – полезной деятельности, в различных творческих, интеллектуальных конкурсах, расширился круг мероприятий, в которых приняли участие ученики со своими  учителями, среди них конкурсы, конференции и фестивали российского, республиканского уровня. Все большую популярность приобретает научно-исследовательская деятельность учащихся. В школах формируются научные общества, где учащиеся школ занимаются научно-исследовательской деятельностью, со своими руководителями исследуют состояние окружающей среды. Ежегодно проводится районная ученическая научно-исследовательская конференция обучающихся «Мастера исследований». В работе конференции активно участвуют ученики Шумбутской (учитель Ибрагимова Н.Р.), МБОУ Р.Слободской СОШ№2 (учитель Ермолаева С.Г.), Б.Машляковской СОШ (учитель Маликова Н.В.), Больше–Елгинсой (учитель Хуснутдинова Л.Р.), Больше-Кульгинской школ (учитель Хабибуллина Г.А.).

Одно из направлений работы с одаренными детьми – это олимпиадное движение. Обучающиеся активно участвуют на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Гатауллина Лейсан – ученица 8 класса Рыбно- Слободской СОШ№2 (учитель Ермолаева С.Г.)  стала призером на заключительном этапе республиканской олимпиады по географии.      

 По сравнению с прошлым годом значительно увеличилось число участников и призеров всероссийских заочных конкурсов по различным предметам. Значительно возрос интерес учащихся к предметам естественного цикла. С каждым годом увеличивается количество участников, участвующих в заочных олимпиадах. «Страна талантов» Всероссийская предметная олимпиада по географии (ученики К.Букашской среднй школы учитель Шакиров Н.Н.), «Я-энциклопедия» Всероссийская предметная олимпиада по географии (ученики Юлсубинской основной школы учитель Каримуллин Ф.Г.), «Р.Слободской гимназии №1» (учитель Хабибуллина Л. В.) и «Международная Уральская олимпиада URFODU» по географии «Рыбно -Слободская СОШ №2» (учитель Ермолаева С.Г.)

Материально- техническая база  кабинетов географии требует улучшения, оборудования для выполнения практических работ недостаточно. В последние десять лет в школы района поступили всего два кабинета географии. Силами учителей оборудованы географические площадки. Целенаправленно их используют в Шумбутской, Ямашевской, Кукеевской, Большеелгинской  школах.

В нынешнее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в пятом и шестом классах это всего один час в неделю. В седьмом, восьмом и девятом — два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу в неделю.

Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Современные географические проблемы освещаются в школьной географии достаточно слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии. Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание». Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить» с химией, физикой, биологией, естествознанием) - все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.

Одна из основных проблем географического образования – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе.

В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

В российских школьных УМК по географии система практических работ была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносятся с сезонами года.

Реальная практическая составляющая сведена к нулю и не соотносится с региональными особенностями территории. Большая часть учебных кабинетов по географии недостаточно укомплектована современными средствами обучения. Недостаточно приборов для проведения практических работ, в том числе в полевых условиях.

Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета, география должна быть обязательным предметом в школе не менее 2 часов в неделю во всех программах основного общего, среднего общего, начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета "Математика" в Рыбно-Слободском районе РТ

Программа организует тьюторское сопровождение , которое:способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;помогае...

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ТБО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЫБНО-СЛОБОДСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проблема утилизации отходов была актуальной во все времена, но именно сегодня этот вопрос встал очень остро....

Проблемы географического образования в России

Презентация "Проблемы географического образования в России"...

ВЛИЯНИЕ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВ (ПГР) НА ПРИДОРОЖНЫЕ ПОЛОСЫ В РЫБНО-СЛОБОДСКОМ РАЙОНЕ

Земли, пригодные для сельскохозяйственной деятельности, погибают под действием дорожных реагентов....

Экономический и социальный подход раздельного сбора мусора в сельской местности на примере Рыбно-Слободского района Республики Татарстан

laquo;Экологические проблемы родного края» (1 секция 7- 9 классы)Кузьмина А.С. , Дильмухаметова З.Р. учащиеся 8 классаМБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»Рыбно-Слободского муниципального...