«Приглашение в пустыню. Урок-путешествие по природной зоне».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Егина Вера Федоровна

- Тайны …., Тайны. Чуть узнает человек , любой из нас , что есть какая – то тайна – загораются глаза любопытством , вспыхивает нетерпеливое желание разгадать . Хорошо , если тайна встретится в книге и заранее знаешь , что ответ всё равно будет . А если это жизнь? И тайну предстоит разгадать тебе самому? И для её раскрытия придётся не жалея сил пуститься в дальнее странствие, на самый край света. И сколько же таких тайн разгадал русский путешественник  Николай Михайлович Преживальский , пожалуй , и не счесть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priglashenie_v_pustynyu.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Приглашение в пустыню. Урок-путешествие по природной зоне».

7 класс

Тема: Приглашение в пустыню .

- Тайны …., Тайны. Чуть узнает человек , любой из нас , что есть какая – то тайна – загораются глаза любопытством , вспыхивает нетерпеливое желание разгадать . Хорошо , если тайна встретится в книге и заранее знаешь , что ответ всё равно будет . А если это жизнь? И тайну предстоит разгадать тебе самому? И для её раскрытия придётся не жалея сил пуститься в дальнее странствие, на самый край света. И сколько же таких тайн разгадал русский путешественник  Николай Михайлович Преживальский , пожалуй , и не счесть .

В первое своё путешествие он отправился сто с лишнем лет назад, в 1867 году. На самый дальний восточный край России, в Уссурийский край .Четыре раза он покорил высокие горы Тянь – Шаня , Тибета 6 раз , где хотел узнать тайны восточных мудрецов . Трудна была дорога , двигаясь по обледенелой тропе , покорили горы , но древняя столица Тибета так и осталась для всех загадкой . Властители этой горной страны запретили экспедиции продвигаться дальше . Сколько удивительных животных , птиц , растений встретил на своём пути Преживальский .  

И вот новое путешествие. Отважиться уйти в безводные края, где солнце вмиг иссушивает, сжигает всё горячими лучами. У учёных не хватало отваги и сил, а у Преживальского они были.

Зачитывает ученик : - Раскалённая почва дышит жаром, как из печи, становиться очень тяжело : голова болит и кружится, пот льёт ручьём с лица и со всего тела , чувствуешь полное расслабление и усталость . Верблюды идут разинув рты и облиты потом , словно водой . От палящего солнца некуда скрыться , палатки не спасали при температуре 50 градусов жары . Нелегко было найти редкие в этих местах колодцы и один раз путешественники были на волосок от гибели: если бы не нашли воду, все бы погибли.

О какой природной зоне описывает Преживальский в своих воспоминаниях ?

У пустыни великая притягательная сила. Путешественник полюбил пустыню  и каждый раз мечтал попасть туда снова. И вот мы с вами отправимся в этот чудесный край. Итак, в добрый путь!

1 . От какого слова произошло название « пустыня?» ( Пусто – значит там мало растительности , животных, небольшое население . ) .

2 . Где расположена пустыня ?

3 . Какими бывают пустыни? (каменистыми , песчаными , глинистыми ).

Самою большую территорию на земле занимают песчаные – 1 / 5 часть нашей планеты . Их называют великими . На их территории может разместится ни одно государство .

4 . Почему песчаную пустыню можно сравнить с морскими волнами ? ( (Гуляют ветры и переносят песчаные холмы- барханы . От 3 до 8 метров ).

1 . Задание : стр. 72 раб. тетрадь. (Плывут по ней барханы, как волны океана). - От чего зависит климат пустынь и полупустынь?

 Можно представить, что пустыня совершенно безжизненное пространство. Но это ошибочное мнение. По весне она расцветает . Сотни видов крохотных растений словно зажигают маленькие огоньки,  каждая травинка стремится, как можно скорее, до жары, отцвести и выбросить на свет свои невидимые для человеческого глаза семена .  

2 . Задание : - Заполни таблицу « Растения пустынь и полупустынь ».

Стихотворение  «Саксаул» стр. 27.

3 . Задание :  Животный мир пустыни.

Много не только растений, но и животных встретил Преживальский в своих походах по пустыне. Он – то людям и рассказал, что не везде пустыня пустынна. Богат и разнообразен  и животный мир пустыни . Нигде в другом месте не встретить варана , саксаульную сойку и многих других животных , птиц , пресмыкающихся и насекомых .

Вопросы : 1. - Кого мы называем” кораблём  “, “ караваном пустыни”? Преживальский «Дикий верблюд» стр. 118.

                  2 .   - Какая самая крупная ящерица ? ( варан – 1,5 метра ) .

Это один из самых грациозных обитателей пустыни. Те, кто имел возможность видеть его вблизи, отмечали большие и грустные глаза , красивый изгиб шеи и постоянную настороженность . По восточной легенде , это заколдованная принцесса. (Джейран).

                 3 .     - Кому в пустыне нет равных в скорости? ( Сайгак , « степные антилопы. 60 – 70 км в час, занесены в красную книгу » ) .

                 4.      - Какой зверёк прыгает по пустыне? ( « Земляной заяц » ). Кажется, что этот зверек не прыгает, а летает по пескам. (Тушканчик,

 со скорость 40 км / час,  не по прямой, а зигзагами). Быстро бегать помогает хвост, длинный как верёвка , с кисточкой на конце  . Он им управляет,  будто рулём . Днём отсыпается в норе , а ночью скачет в поисках пропитания . Скачет как кенгуру на задних лапах . А передние помогают рыть норы . Любит сидеть на горке и смотреть по сторонам .

Обитатели пустыни, без которых её трудно себе представить :  их там очень много .  Например:  « Ушастая  круглоголовка ». Круглая голова, большие пребольшие уши , бегает по песку приподнимая туловище , чтобы не обжечься об раскалённый  песок . (стр.35 – 36). 

5 . – Лежит верёвка, шипит плутовка . Брать её опасно - так укусит ! Ясно !?

Она бывает очково, египетской, королевской (кобра).

( Степная гадюка, щитомордник , песчаный удав , уж ) .

6 . – Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит . Под ним не зная страха гуляет …..?      ( черепаха ) .

7 . – Назовите ядовитых насекомых пустыни ?    ( Скорпион ) ,                                ( Паук –каракут ) , ( Фаланги – носятся по пустыни по ночам , в поисках пищи , длина ног 7 сантиметров . ) .

8 .  – Какие насекомые живут под землёй?            ( Муравьи ).

9 . – Какая птица живёт только в пустыни ?

Эта птица живёт только в пустыне.  Из глубины веков до сегодняшних дней дошла легенда о её происхождении. В давние = давние времена случилась эта история . Однажды молодой и застенчивый купец увидел во дворце шаха принцессу . Влюбился в неё без памяти и стал грезить о ней и днём и ночью . Но принцесса была взбалмошной  и ей доставляло особое удовольствие  посмеиваться над поклонниками . Молодой купец об этом не знал и когда получил разрешение предстать перед очами красавицы , поспешил во дворец . Но капризная принцесса стала смеяться над женихом . Сгорая от стыда , он помчался прочь из города и к вечеру оказался в пустыне , в саксаульнике . Упал на колени и стал просить Всевышнего превратить его в кого угодно , хотя бы в птицу . Тот сжалился …. С тех пор местные жители зовут эту птицу не иначе , как «птицей , прячущейся от позора» . Это – саксаульная… ( сойка). Птица с ярким оперением и причудливым хохолком на голове.

Нигде не бывает таких удивительных и многоцветных восходов и закатов , как в пустыне . Небосвод переливается множеством ярких красок, и такое впечатление , словно ты попал в сказку .

 Загадочное явление природы, свойственное пустыне …… МИРАЖ. (стр.4-зачит.)

Есть в пустыне места, писал Преживальский , полные жизни , пестрящие цветами , звенящие от голосов птиц , насекомых . Есть удивительной красоты природа . Это – оазисы .

10 . – Что такое оазис?

11 . Какие растения обитают в оазисах между Волгой и Ахтубой? (стр. 134 учебн.)

( Лотос , кувшинки , кубышки , водяной орех  ) ; (Белуха , севрюга , сельдь , судак , лещ , вобла. 60 видов рыб . ) ; ( Баклан , цапля , пеликан ) .

На территории оазиса создан один из первых в нашей стране заповедник  -    « Астраханский ».

Задание :  Географический  диктант.

Экспедиция Пржевальского «Озеро в пустыне» стр.149.

 Такие прекрасные места необходимо оберегать в пустыне.  Есть  другие, их называют гиблые места пустыни, мёртвая зона. Они искрятся на солнце от выступающей соли. Ничто не растёт здесь, и не нужно пытаться освоить эти земли . ( Солончак ) .

Калифорнийская пустыня . « Долина смерти » . ( 55 – 88 градусов жары ) ;            ( от 12 до 100 градусов , когда кипит вода ).  

У растений нет ни длинных корней, ни высоких ветвей. Они быстро впитывают влагу после осенних дождей  и расходуют все силы  на образование семян. Когда начинается жара - растения погибают и миллионы семян лежат на земле, иногда годами дожидаясь следующего дождя.

Об этом животном в средней Азии до сих пор можно услышать немало историй. Обитает этот хищник в пойме рек Амударьи и Сырдарьи.  Последний экземпляр был застрелен в Туркмении , и теперь его нет ни во дном зоопарке мира .                                              Это животное среднеазиатский….тигр.

Заполнение тестов.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная зона - пустыни. Может ли пингвин жить в пустыне?

Этот урок - проблема, урок - путешествие проводится в конце изучения темы "Природные зоны мира. Пустыни". Обучающиеся обобщают и систематизируют ранее полученные знания, выполняя увлекательные задания...

Конспект урока естествознания 4кл. Моделирование природной зоны пустынь.

Урок проводится в классе обучающихся по системе Эльконина Давыдова....

Природные зоны России - арктическая пустыня и тундра.

Интегрированный урок с применением современных технологий....

Природные зоны России: арктические пустыни

Урок по теме "Природные зоны России: арктические пустыни": знакомство с особенностями природы арктических пустынь....

Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"

Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....

Природные зоны Африки: пустыни, национальные парки

Данная презентация содержит материал к учебнику "География: материки, океаны, народы и страны" И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева ( под редакцией В.П. Дронова),  7 класс...

«Планеты Солнечной системы» . Урок-путешествие . Предмет: окружающий природный мир . Класс: 6 для детей с УО

laquo;Планеты Солнечной системы»Урок-путешествиеУчитель: Смирнова В.А.Предмет: окружающий природный мирКласс: 6 для детей с УОУчебник: «Природоведение. 5 класс .Учебник для специальных (к...