Рабочая программа элективного курса "Географический мир"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Платонова Жанна Алексеевна

С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

  Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол  № 1 от 30.08.2016г.

Утверждено

    Директор ________Г.А. Глебова

 Приказ№ ____ от _________2016г.

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Географический мир»

по географии  9 класса,

основное общее образование

Платоновой Жанны Алексеевны

учителя первой квалификационной категории

Г.Ельня

2016 года.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса оставлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки
  • Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И. Глинки  на 2016-2017 учебный год.
  • Положения о рабочей программе МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И. Глинки

На изучение элективного курса отводится 0,5 часов в неделю (17 часов в год)

Цель: усвоение учащимися системы знаний в области географии.

Задачи:

-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;

-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.

Формы и методы проведения занятий

С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

  Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С

    Конечно, за 17 часов повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов.

    В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(17 часов в год/ 0,5 часа в неделю)

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

1

2

3

4

Источники географических знаний

1

Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования

Устный опрос.

Тестирование. Письменная работа

Природа Земли и человек

1

Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхнострные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.

Устный опрос.

Тестирование. Письменная работа

Материки, океаны, народы и страны

2

Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

Устный опрос.

Тестирование. Письменная работа

Природопользование и геоэкология

1

Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

Устный опрос.

Тестирование. Письменная работа

География России

12

Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России,  Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире

Устный опрос.

Тестирование. Письменная работа

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Источники географических знаний

1

2

Природа Земли и человек

1

3

Материки, океаны, народы и страны

2

4

Природопользование и геоэкология

1

5

География России

12

ИТОГО

17

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 9 класса

(17 часов в год/ 0,5 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Дополнительные информация с учетом специфики предмета (демонстрации, лабораторный опыт и т.д.)

1

Источники географических знаний

2

Природа Земли и человек

3

Материки, океаны, народы и страны

4

Материки, океаны, народы и страны

5

Природопользование и геоэкология

6

География России

7

Особенности географического положения

8

Природа России

9

Природа России

10

Население России

11

Население России

12

Хозяйство России

13

Хозяйство России

14

Природно-хозяйственное райнирование России

15

Россия в современном мире

16

Решение тренировочных работ.

Итоговое занятие

17

Итоговое занятие.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА  (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ) / ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

        картографические элементы, факты;

        номенклатуру;

        основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

        особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

        определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

        определять различия в поясном времени различных территорий;

        анализировать статистический материал;

        воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;

        читать карты  различного содержания;

        показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;

        описывать географическое положение;

        определять тип объекта согласно классификации;

        сравнивать свойства географических объектов;

        определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

Ожидаемые результаты:

Элективный курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Предполагаемые результаты:

        Углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, , «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов.

        Повышение учебной мотивации обучающихся.

        Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.

        Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс

 Итогом элективного курса является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, в журнале отмечается зачет или незачет,   итоговых тренировочных работ. Также учащиеся, посещающие данный элективный курс, создают презентации географического турнира для 5 – 9 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...