Интегрированный урок по литературе и географии в 5 классе. «Павел Петрович Бажов – долговекий мастер. Уральских гор сказочник».
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Кашина Татьяна Николаевна

Цель урока: Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности в группах на примере жизни и творчества П.П.Бажова.

Задачи урока:

Образовательные:

1.     Показать величие писателя, исключительность его дарования.

2.     сформировать представление о горном Урале и его природных богатствах;

3.     знакомство с жанром сказа и героями сказов Бажова.

Развивающие:

1.                Развитие умения находить материал по теме.

2.                Развитие познавательной активности.

3.                Развитие навыков исследовательской деятельности.

4.                Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству П.П.Бажова и к литературе в целом, их творческие способности с учетом индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения,  интеллект.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к литературе, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение «Лицей №17»

Интегрированный урок по литературе и географии в 5 классе.

 «Павел Петрович Бажов – долговекий мастер. Уральских гор сказочник».

Авторы:

учитель русского языка и литературы

Валова Татьяна Михайловна

первой категории

МБОУ Лицей №17,

учитель географии

Кашина Татьяна Николаевна

первой категории

МБОУ Лицей №17.

Сухой Лог

2017


Интегрированный урок по литературе и географии в 5 классе.

Тема урока: «Павел Петрович Бажов – долговекий мастер. Уральских гор сказочник».

Цель урока: Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности в группах на примере жизни и творчества П.П.Бажова.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Показать величие писателя, исключительность его дарования.
  2. сформировать представление о горном Урале и его природных богатствах;
  3. знакомство с жанром сказа и героями сказов Бажова.

Развивающие:

  1. Развитие умения находить материал по теме.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству П.П.Бажова и к литературе в целом, их творческие способности с учетом индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения,  интеллект.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к литературе, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.

Оборудование: Книжная выставка по сказам П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», карта России и Урала, образцы минералов и горных пород, фотоиллюстрации изделий из минералов и горных пород, выставка детских рисунков «Природные уникумы Урала», мультимедийная установка.

Тип урока: интегрированный.        


Ход урока.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок». Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в класс. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка). Старик бьёт по железу.

Старик

- Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети

- Это мы – ребята заводские… Это мы.

Старик

- Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка

- Прости, дедушка. Мы, дедушка, за сказками пришли

Старик

- За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик

- А это новая сказка?

Старик

- Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

Учитель (литературы)

- Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова. Сегодня наш урок посвящён 130 – летию сказочника Уральских гор.

ученица читает стихотворение Е. Хоринской «Домик писателя» Недалеко от Исети –

Старый дом и сад  густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Попросить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и веселым

Это дерев росло.


И шумит листовой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт…

УЧИТЕЛЬ (литературы) - Павел Петрович Бажов родился в городе Сысерти (Сысертский Завод) на Урале, в семье заводского мастера металлургического завода. Родители, да и дед с бабкой много нужды и горя в жизни хлебнули, а парнишку берегли, далее за шалости не наказывали. Когда пришло время учиться, отдали его в трёхлетнюю земскую школу. Здесь учитель отличал способного и смекалистого мальчика и советовал родителям учить сына дальше. Но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище и мальчика отдали в Екатеринбургское духовное училище (в нём была самая низкая плата за обучение). Окончив училище, в 14 лет Павел Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался шесть лет. Окончив семинарию, он стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Павел Бажов всегда интересовался историей своего родного края, сказками и легендами, которые рассказывали старики, много путешествовал по Уралу. Прежде чем стать писателем, Павел Петрович немало лет работал журналистом.

Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. В 1939 году была опубликована первая книга «Сказы старого Урала» — «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов говорил, что в основе его сказов «быль с элементами сказочного». Сказка это вымысел, а сказ— это описание реальных событий, но с элементами фантастики. Сказы Бажова причудливы, захватывающе чудесны. Герои сказов — крепостные люди, уральские рабочие: рудокопы, мастера-камнерезы, гранильщики. Они трудолюбивы и вдохновенно талантливы. Данило-мас-тер, его сын Митрий стараются сделать такой красоты вещи, «чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Такие мастера по душе Хозяйке Медной горы. И другие чудесные персонажи Огневушка-поскакушка, бабка Синюшка, Великий Полоз, козлик Серебряное копытце — живут рядом с уральскими мастерами, участвуют в их судьбе.

Сборник «Малахитовая шкатулка» объединил поначалу 14 произведений. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 сказов. Эти сказы принесли их автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая, а на ВВЦ есть фонтан «Каменный цветок». По сказам Бажова снято несколько мультфильмов, есть пьеса «Серебряное копытце», опера Кирилла Молчанова «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

УЧИТЕЛЬ (географии) - читает стихотворение В. Радкевича «Земля Бажова»

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря

Ты прекрасна земля Бажова

Трудовая Урал земля!

Прорастают цветы сквозь скалы

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы  и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Ошлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится слово делом

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжается жизнь и труд!

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемы богатства здешних недр, неповторимо своеобразна красота этого края с его лесистыми горами, глубокими прозрачными озёрами.

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на Севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

«Урал» по-башкирски — «пояс». Длина его 2500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал -- родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

Есть ещё одна легенда об Урале:

Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных... да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, погуще, где вовсе редко. Однако везде хоть сколько-нибудь, да попало. Глядит, а золота, самоцветов и прочего ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились. Кто на Урале бывал, тот знает: леса стоят — изумруд да малахит, озёра — горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. И люди, которые здесь живут, - - чисто камень-самоцвет: трудолюбивые, мастеровые...

Именно таких мы и встречаем в «Уральских сказах» П.П. Бажова.

 ВЫХОД ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ

 Хорошо. А кто знает, что такое малахит? (Дети или молчат, или отвечают: камень, боль-гае ничего не знают). Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины. Суть этого явления такова. Железо, при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому и образуется ржавчина — результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется так и образуется малахит. Но есть и другая разновидность окиси меди — Лазурит. И малахит, и лазурит являются ценными поделочными камнями. Возможно, вы слышали, что есть такоеядовитое вещество медный купорос, он употребляется в качестве отравы для уничтожения вредителей культурных растений в садах, на огородах, на полях. Так вот, медный купорос — это как бы порошок малахита. В природе такой порошок уплотняется с течением времени, отсюда и камень малахит. Таким образом, если где-то на поверхности люди находят малахит это значит, что на глубине обязательно есть медная руда. Вот почему в сказке Бажова сказочное существо Малахитница называется Хозяйкой Медной горы. Теперь вам ясно, почему Хозяйка называется Хозяйкой Медной горы, хотя Данила-мастер брал в этой горе не медь, а малахит.

В сказах Бажова постоянно отмечается, что места на Урале, где добываются драгоценные и красивые поделочные камни, отличаются от окружающей местности другим, особым характером растительности и животного мира. Кто приведёт такие примеры? (Ответы детей: ...) А почему так? А вот почему. Дело в том, что в почве над различными месторождениями неизбежно наблюдается повышенное содержание этих элементов. Скажем, на месторождении меди в почве — повышенное содержание элементов меди, а на месторождении марганца — соответственно марганца, и т.д. Вы знаете, что растения берут для своего роста питательные вещества из почвы. А значит, и в самих растениях и в их плодах тоже наблюдается повышенное содержание этих элементов. Ну, и, конечно, в тканях животных, которые питаются этими растениями. Внешний вид растений в таких случаях меняется, они приобретают либо гигантский вид, либо угнетённый, низкорослый. Изменяется и их цветовая гамма. Это отражается и на животных. Помните, у Бажова ящерки у Медной горы — ярко зелёные, необычайно красивые. Вот по таким признакам раньше, когда ещё не было учёных-геологов, люди, обладавшие наблюдательностью, находили месторождения различных руд. Людей таких называли рудознатцами.

Вот, например, вы знаете, что такое чага? Его ещё называют берёзовый гриб чага. Он целебный. И действительно «растёт» на стволе берёзы. Но вот учёные-биологи до сих пор не знают, что это такое. На гриб-трутовик он не похож. Это какое-то инородное образование с целым спектром микроэлементов, и в первую очередь марганца. Так вот, чага образуется на берёзе в том случае, если в почве, на которой растёт дерево, наблюдается повышенное содержание марганца. И если на каком-то участке на берёзах часто наблюдается чага, это означает, что на этом участке присутствует месторождение марганца. Таким образом, в природе всё взаимосвязано, и надо обязательно развивать в себе наблюдательность. На всё необычное надо обращать внимание, задавать себе вопрос: «А почему так?» И уметь отвечать на него, анализировать. Если вы заметите что-то необычное и не сможете сами объяснить, приходите ко мне, вместе разберёмся.

Викторина по горным породам  Приложение 1

Учитель

- Павел Бажов говорил: «Пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку».

Старик

- Э – хе- хе…Много сказов знает дед Слыш – ко. Вижу, и вы любите слушать и читать. Я не ошибся?

Дети

Отвечают

Старик

- Сейчас проверю. Вот шкатулка малахитовая с камнями – самоцветами. Да и у Вас уже смотрю камушки появились. За правильный ответ камушек – самоцвет получите. Кто больше самоцветов наберёт, тот и победил.

Викторина по героям Бжова «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР СКАЗОВ БАЖОВА» Приложение 2

Учитель (литературы):  Ребята вы уже поняли, что одной из особенностей сказов П.П.Бажова является присутствие рассказчика – человека из народа, весёлого дедушки Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «Слышь-ко». Что означает: «Знаешь ли?» Речь дедушки Слышко передаёт его взгляд на мир, оценку людей, событий. Одними он восхищается, другими возмущается, над третьими смеётся за их злобу.

Следующее наше ипытание так и называется «Слышь-ко…» и проводит его сам дедушка Слышко.

( входит дедушка Слышко и проводит испытание) Приложение 3

  1. Слышь-ко, из какого камня была сделана знаменитая шкатулка? ( из малахита)
  2. Слышь-ко, а на каком музыкальном инструменте играл Данила? (на рожке)
  3. Слышь-ко, а как звали кошку Дарёнки? (Мурёнка)
  4. Слышь-ко, чем занимался старик Кокованя? (охотой)
  5. Слышь-ко, какой колдовской цветок  цветёт на Иванов день? (папоротник)
  6. Слышь-ко, как звали Данилку за его тихий нрав? (Тихоход)
  7. Слышь-ко, из кого состояло войско Хозяйки Медной горы? ( из ящериц)
  8. Слышь-ко, какое наследство оставила бабка Лукерья Илье?  (перья)

Хозяйка Медной горы: 

Ну, молодцы, ребята. Ой, а куда же  все мои каменья подевались из шкатулки малахитовой? Неужто хитники какие ограбили меня? Что же я дарить теперь вам буду? Вот мой сказ: « Кто найдёт каменья мои драгоценные да вернёт их мне, тому они и достанутся».

УЧИТЕЛЬ (литературы): Вам предлагаются индивидуальные задания в паре.

1 группа – игра  Собери название сказки

2 группа – кроссворд Сказы Бажова

3 группа – викторина по биографии

4 группа – викторина кому принадлежат предметы

5 группа – с Уральского на русский

7 группа – тест по произведению Серебряное копытце

Учителя объясняют парам задания

5 – 10 минут

ИТОГИ с презентацией

УЧИТЕЛЬ (географии)  – проводит рефлексию.

В путешествие по местам, самобытным в природном, этнографическом, геологическом и литературно-фольклорном смысле, связанным с творчеством уральского писателя Павла Петровича Бажова, приглашает сайт «Бажовских сказов дивные места» (http://uralring.eunnet.net/bazhov/index.html).

Выражение «живинка в деле» стало широко употребляемой поговоркой, оно означает  творческий подход к труду. Вы тоже показали сегодня свою «живинку в деле», в деле приобщения к творчеству великого мастера  слова П.П.Бажова. Спасибо за урок.


Приложение 1

Следующее наше ипытание так и называется «Слышь-ко…» и проводит его сам дедушка Слышко.

  1. Слышь-ко, из какого камня была сделана знаменитая шкатулка? ( из малахита)
  2. Слышь-ко, а на каком музыкальном инструменте играл Данила? (на рожке)
  3. Слышь-ко, а как звали кошку Дарёнки? (Мурёнка)
  4. Слышь-ко, чем занимался старик Кокованя? (охотой)
  5. Слышь-ко, какой колдовской цветок  цветёт на Иванов день? (папоротник)
  6. Слышь-ко, как звали Данилку за его тихий нрав? (Тихоход)
  7. Слышь-ко, из кого состояло войско Хозяйки Медной горы? ( из ящериц)
  8. Слышь-ко, какое наследство оставила бабка Лукерья Илье?  (перья)

Приложение 2

Викторина по биографии П.П.Бажова:

  1. В каком городе прошло детство П.П.Бажова?
  2. Где учился П.П.Бажов?
  3. Кем работал П.П.Бажов по окончании семинарии?
  4. Как называется сборник сказов П.П.Бажова, за которое он получил Государственную премию?
  5. Назовите первую публикацию П.П.Бажова.
  6. От чьего имени ведётся повествование большинства довоенных сказов П.П.Бажова?
  7. Назовите псевдонимы П.П.Бажова

В каком году был написан последний сказ П.П.Бажова?


Приложение 3

КОНКУРС «ПУТАНИЦА»

МЕДНОЙ

ГОРЫ

ОГНЕВУШКА-

ПОСКАКУШКА

ГОЛУБАЯ

ЗМЕЙКА

МАЛАХИТОВАЯ

ШКАТУЛКА

ТАЮТКИНО

ЗЕРКАЛЬЦЕ

СЕРЕБРЯНОЕ

КОПЫТЦЕ

КАМЕННЫЙ

ЦВЕТОК

ХОЗЯЙКА

ПОДОШВЫ

ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ

КОШАЧЬИ

УШИ

ПРО

ВЕЛИКОГО

ХРУПКАЯ

ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ

ВОЛОС

СИНЮШКИН

КОЛОДЕЦ

ГОРНЫЙ

МАСТЕР


Приложение 4

Кроссворды

СКАЗЫ ПАВЛА БАЖОВА

5

2

11

3

7

12

1

9

10

14

16

4

6

8

13

15

С

К

А

З

Ы

П

А

В

Л

А

Б

А

Ж

О

В

А

По вертикали: дополни слово в название сказа Бажова:

  1. «Огневушка - …»
  2. «Две…»
  3. «…лебеди»
  4. «…след»
  5. «…цветок»
  6. «Приказчиковы …»
  7. «…шкатулка»
  8. «Хрупкая …»
  9. «…змейка»
  10. «… ходок»
  11. «… копытце»
  12. «… уши»
  13. «… в деле»
  14. «Медной горы …»
  15. «Про … Полоза»
  16. «… гора»

БОГАТСТВА УРАЛА

4

5

2

7

9

14

1

10

12

13

8

11

3

6

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

А

У

Р

А

Л

А

Угадай, как называются сокровища Урала, если буквы в названиях переставлены:

1.БУНИР

2.ТОНИДОР

3.И 4 НОРГЫЙ ЛЬТУРСАХ

5.ОТОЗОЛ

6.ЛОСЬ (НАМЕНКАЯ)

7.ТАПИНАЛ

8.РАНАВЮТИН

9.ХАЛИТАМ

10.МИЗУДУР

11.ЦОЛЕР

12.РАМРОМ

13.ЛАТЬК

14.ШАЯМ


Приложение 5

Причтелось –

Щегар –

Слышок –

Толмить –

Тулово-

Листвянка -

Пословные –

Ремье –

Бассенька –

Хитник –

Сойкнул –

Обуя –

Обратать –

Плести –

Вожгаться –

Пимы –

Запончик –

Зарукавье –

Сноровлять –

Провинка -

Скудаться –

Голк –шум

Сурьмяной –

Балодка –

Подлеток –

Помучнеть –

Похаять -

Мараковать –

Папора –

Пировля –

Причтелось – пришлось

Щегар – горный мастер

Слышок – слух

Толмить – твердить

Тулово- туловище

Листвянка - лиственница

Пословные – послушные

Ремье – лохмотья

Бассенька – красивая

Хитник – вор

Сойкнул – крикнул

Обуя – обувь

Обратать – подчинить

Плести – сплетничать

Вожгаться – трудиться

Пимы –валенки

Запончик – фартук

Зарукавье – браслет

Сноровлять – помогать

Провинка - ошибка

Скудаться – болеть

Голк –шум

Сурьмяной – чёрный

Балодка – молоток

Подлеток – подросток

Помучнеть – побледнеть

Похаять - осудить

Мараковать – понимать

Папора – папоротник

Пировля – пир


Приложение 6


Приложение 7

Тест по произведению П. П. Бажова

«Серебряное копытце»

  1. Сколько лет было Дарёнке?

А) 8

Б) 6

В) 7

  1. Какого цвета была кошка Мурёнка?

А) серая

Б) белая

В) бурая

  1. Из скольких веточек были рога у козлика?

А) 5

Б) 2

В) 6

  1. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) левая передняя

Б) правая передняя

В) обе передние

  1. Какое полное имя у Дарёнки?

А) Дарья Григорьевна

Б) Дарёнка Григорьевна

В) Даша Георгиевна

  1. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

А) 5

Б) 3

В) 2

  1. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

А) зелёные

Б) фиолетовые

В) голубые


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бажов, П.П. Уральские были. Зелёная кобылка. Дальнее — близкое (Автобиографические произведения) // Бажов П.П. Сочинения в 3-х тт. Т. 3. — М.: Худож. лит., 1952.—        С. 7—199.
  2. Бажов Павел Петрович // Русские писатели, XX век. Биобиблиогр. слов. В 2 ч. Ч. 1 А—Л. — М.: Просвещение, 1998. — С. 122— 124.
  3. Бажова-Гайдар, А.П. Глазами дочери. — М.: Сов. Россия, 1978.
  4. Батин, М.А. Павел Бажов. — М.: Современник, 1976. — 262 с.
  5. Ерёмин, В. Послесловие // Бажов П.П. Уральские сказы. — М.: Моск. рабочий, 1976. — С. 427—439.
  6. Ключ от малахитовой шкатулки: Интервью с Ариадной Павловной Бажовой-Гайдар // Библиотека в школе. — 2005. — № 20. — С. 20—21.
  7. На родине П.П. Бажова: Дополнительный материал // Читаем, учимся, играем. — 2003. — № 11. — С. 37.
  8. Павел Бажов. Воспоминания о писателе.—        М.: Советский писатель, 1961.
  9. Полозова Т.Д. Праздник в самом себе. Чтение — творческая деятельность, гармонично развивающая человека растущего. Вехи жизни и творчества Бажова // Бажов П.П. Уральские сказы. — М.: Синергия, 2007. — С. 6—18, 308—317.
  10. Бажов Павел Петрович // Что такое. Кто такой: В 3-х тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1990.—        С. 122—124.
  11. Павел Петрович Бажов // Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература. — М.: Изд-во АСТ. — Л999. — С. 37—41.
  12. Пермяк, Е. Долговекий мастер: 0 жизни и творчестве Павла Бажова. К 100-летию со дня рождения. — М.: Дет. лит., 1978. — 207 с., с фото ил.
  13. Пермяк, Е. Об авторе этой книги. // Бажов П.П. Хрупкая веточка. — М.: Дет. лит., 1967. — С. 3—4.
  14. Савушкина, Н.И. «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. — М.: Просвещение, 1985. — С.5—18.
  15. Уральских гор сказочник: П.П. Бажов. — Жили-были: Сказочная газета. — 1997. — № 1. — С. 4—5.
  16. Ахметова, Г.Л., Ахметов, С.Ф. От авантюрина до яшмы. — М.: Знание, 1990. — 176 с.
  17. Геолог. — Горные породы. — Горы. — Железо // Что такое. Кто такой: В 3-х тт. — М.: Педагогика, 1990. — Т.1. С. 278, 300— 302, 303—304. Т. 2. С. 9—10.
  18. Дижур, Б. От подножия до вершины. — М.: Дет. лит., 1967. — 64 с. Екатеринбург. — Полевской. — Сысерть // Города России. — М.: Дрофа, 2003. — С. 129—133, 359, 452—453.
  19. Маар, Е. О простом железе// Маар Е. Что из чего. — М.: Дет. лит., 1968. — С. 179—236.
  20. Пермяк, Е. Сказка-присказка про родной Урал // Пермяк Е. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 4. — Свердловск, Средне-Уральское книжн. изд-во, 1979. — С. 151—152.
  21. Полезные ископаемые. — Детская энциклопедия.(журнал). — 2004. — № 9. — 96 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛЫШКО

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР СКАЗОВ БАЖОВА викторина

Слайд 3

«У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо-чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо-невидимо, и все разные: зелёные, голубые , некоторые в синеву отдают, а то как глина или песок с золотыми крапинками, одни как слюда блестят, а другие узорами изукрашены». Кто это?

Слайд 5

«Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: « Фи-и-ть ! Й-ю-ю-у ... И никакой девчонки не стало». Кто это?

Слайд 7

«Ростом козёл не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая, рожки у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток, а ещё у него на правой передней ноге серебряное копытце». Кто это?

Слайд 9

«Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная». Кто это?

Слайд 11

«Голова большая, глаза по гусиному яйцу, шея змеиная, туловище огромного змея выходит кольцами из-под земли, и им конца нет». Кто это?

Слайд 13

«Вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Словно кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. А между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы». Кто это?

Слайд 15

«Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька , да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос как у молоденькой». Кто это?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадки

Слайд 2

В глубинах гор, чудесных гор Гудит руда, звенит хрусталь, В палитре огнецветных зорь Пылают золото и сталь. Что это за горы?

Слайд 3

Путь его далёк и долог Ищет залежи ...

Слайд 4

Он был когда-то деревом могучим И трепетал весёлою листвой. Теперь лежит в земле чернее тучи - Лежит окаменевший, неживой... Но прошлой жизни он хранит следы И нужен людям, как глоток воды.

Слайд 5

Чудесно зелена и знаменита Та чаша из резного ...

Слайд 6

Маленькая, лёгонькая, А за хвост не подымешь.

Слайд 7

Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки.

Слайд 8

Кто на своей голове лес носит?

Слайд 9

шарады

Слайд 10

В игре, что требует уменья, Начало наше ты прочтёшь. К нему прибавь местоименье — И сразу место назовёшь, Где добывают руды, уголь, камни.

Слайд 11

К торжественному крику Прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы С севера на юг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интергированный урок по литературе и географии. (8 класс)

Методическая разработка урока + презентация. Тема "Сверху взгляд на Россию брось - рассинелась речками Русь.." Цель урока: Обобщить материал политературе и географии...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс

Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал п...

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс

Интегрированный урок обществознание - литература "Межнациональные отношения" 11 класс имеет цель -показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространс...

Интегрированный урок по литературе и географии "Урал - сказочный край"

Данный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”, с разнообразием горных пород....