Рабочая программа по географии 8 класс, Поточно-групповое обучение, базовый уровень
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Демидова Елена Александровна

Рабочая программа по географии, ПГО, базовый уровень, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_8_baza_15-16.docx102.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественнонаучного профиля

Руководитель ШМО

_________/С.А. Тебенькова                                                                              

Протокол  №_______от

«___» ________20      г.

                                     

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР____________

«___» ________20      г.

                                                                                                                                                                                                                                                             

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

«СОШ № 132»г.Перми                                            

_____________________ /Л.И.Рябова

«___» _________20      г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету

География,  8 класс

(поточно-групповое обучение, базовый уровень)

2015-16 учебный год

Составитель:

Демидова Елена Александровна,

 учитель химии первой

 квалификационной категории

Пермь, 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «География России. Природа» для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX  классы), на основе «Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2012 год.

Учебный предмет «География России» существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура учебного предмета, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде учебных предметов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс).        

        Учебный предмет «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств обучающихся. Учебный предмет «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Данная программа рассчитана на реализацию в поточно-групповом обучении в рамках муниципальной модели основной школы (учебная группа – базовый уровень). Основанием для деления на группы является уровень сложности.

Цели программы:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире;
  • воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
  • выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
  • развитие географического мышления.

Основные задачи:

  • сформировать географический образ своей страны ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода;
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью учебного предмета является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        География на уровне основного общего образования — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение содержания учебного предмета осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

В структурном отношении курс состоит из введения и 3 разделов: I - «Особенности природы и природные ресурсы России», II - «Природные комплексы России», III -  «Особенности природы Пермского края».

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Методы обучения (по традиционной классификации)

  1. словесные
  2. наглядные
  3. практические
  4. работа с источниками информации
  5. видеометоды

Принципы и подходы обучения

  1. Учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
  2. Интерактивность (работа в малых группах, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем);
  3. Личностно – деятельностный подход,
  4. Применение здоровьесберегающих технологий.

 

Формы обучения

  1. уроки усвоения новой учебной информации;
  2. уроки формирования практических умений и навыков обучающихся;
  3. уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
  4. уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  5. уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
  6. практические работы.

Важными формами деятельности обучающихся являются:

  • практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

В преподавании учебного предмета «География России» используются следующие формы работы с обучающимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических работ.

В рабочей программе представлена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки. Контроль образовательных результатов обучающихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.  

Формы контроля:

  1. контрольная работа, рейтинговая работа;
  2. дифференцированный индивидуальный письменный опрос;
  3. самостоятельная проверочная работа;
  4. тестирование, диктант, письменные домашние задания;
  5. работа с контурными картами;
  6. анализ практических работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы, уроки - практикумы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении данного курса.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и в 9 классах), из расчета 2 часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы: Программа для 8 класса имеет 3 содержательных раздела и введение.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «География» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания учебного предмета «География», является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
  • осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;
  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;
  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли,  материков, их крупных районов и стран;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм,  принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Личностным результатом обучения географии на уровне основного общего образования является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Личностные:

  • осознание себя как члена общества;
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование патриотической и гражданской позиций;
  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные:

  • уметь объяснять значение понятий: «государственная территория», «территориальные воды», «воздушное пространство страны», «навигация», «международный статус», «часовые пояса», «поясное время», «декретное время», «линия перемены дат»;
  • определять по карте географическое положение России, называть его основные особенности и делать выводы о влиянии географического положения и величины территории на природу и освоение территории России; показывать по карте крайние точки страны; определять особенности географического положения территории своего проживания (города, субъекта Федерации и т. д.);
  • характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны; решать задачи по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать границы России и пограничные страны; приводить примеры значения границы для связей с другими странами; давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • приводить примеры различных видов районирования;
  • объяснять значение понятий: «геохронологическая шкала», «платформа», «плита», «щит», «тектоническая карта», «геологическая карта», «месторождение», «подземный способ добычи», «открытая разработка», «рекультивация», «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «области постоянного и переменного давления», «западный перенос воздушных масс», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «типы климатов», «агроклиматические ресурсы», «комфортность климата», «уклон реки», «падение реки», «расход воды», «годовой сток», «твердый сток», эстуарий», «многолетняя мерзлота», «водные ресурсы»,«регулирование стока», «единая глубоководная система»,«почвы», «земельные ресурсы», «типы почв», «зональное размещение почв», «агротехнические мероприятия», «мелиорация», «природный территориальный комплекс», «ландшафт», «природное районирование», «устойчивость ПТК»,«антропогенный ландшафт», «природно-антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт», «низинное болото», «верховое болото», «природно-антропогенная зона», «исчерпаемые ресурсы», «неисчерпаемые ресурсы», «рекреационные ресурсы», «эстетические ресурсы»;
  • показывать по карте крупные природные объекты;
  • выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края; показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа; на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов; показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
  • называть меры безопасности при стихийных явлениях; давать характеристику рельефа своей местности; прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду;
  • читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
  • приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей; сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла; определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации; давать оценку климатических особенностей России;
  • читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания;
  • составлять географические описания климата, в том числе климата своей местности; устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью; выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности; показывать реки России на карте;
  • объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей; давать описание реки своего края; давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования; показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты; давать характеристику наиболее крупных озер страны;
  • давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края; приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия; называть факторы почвообразования; объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края; называть главные свойства основных типов почв; определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России; давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве; давать характеристику почв своей местности, анализируя
  • условия их формирования; приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий; объяснять необходимость охраны почв;
  • приводить примеры рационального и нерационального использования земель; объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель; приводить примеры природных комплексов различных рангов; устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
  • объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК; приводить примеры свойств ПТК;
  • прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
  • приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей; анализировать карту устойчивости ПК; приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды;
  • прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека; объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории;
  • оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей; объяснять хрупкость природного равновесия в горах; анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;
  • приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов; приводить примеры разных видов природных ресурсов; анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России; описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • показывать природные зоны на карте; объяснять причины формирования природных зон;
  • описывать по картам природные условия природных зон; называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;
  • объяснять смену природных зон; показывать по карте районы наибольшего распространения болот; объяснять механизм их образования; прогнозировать последствия полного уничтожения болот;
  • называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
  • определять причины и следствия геоэкологических проблем;
  • анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
  • определять по картам местоположение географических объектов.
  • формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
  • выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
  • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы географических районов страны;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы географических районов и их частей;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,  геоэкологических явлений и процессов на территории России.


КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, невсегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Учитель имеет право поставить обучающемуся отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа. Отметки с анализом доводятся до сведения обучающихся, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используются линии градусной сетки, речные системы, береговая линия и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов наносятся вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Необходимо точно выполнять предложенные задания (следует избегать нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписываются с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой

1. Подбираются материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделяется главное.

2. Ранжируются показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков выполняется задание, условные знаки отображаются в легенде карты.

4. Географические объекты – названия городов и поселков располагаются по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делаются по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) подписывается название выполненной работы.

6. Внизу карты подписывается работа.

7. В контурных картах запрещается работать фломастерами и маркерами.

В течение четверти по условиям обучения в смешанных учебных группах  поточно-группового метода обучения проводится рейтинговая работа.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(2 часа в неделю)

Введение (6 часов)

Что изучает география России. Источники географических знаний. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического, военно-стратегического положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца 16 – начала 17 веков.

Открытия нового времени (17-18 века).

Исследования 19-20 веков. Экспедиции Русского географического общества.

Практические работы:

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2. Моря, омывающие Россию.
  3. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (24 часа)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическая история и геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Практическая работа:

  1.  Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  2. Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы (6 часов)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климатические пояса. Полюс холода Северного полушария.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Синоптическая карта. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта.

Практические работы:

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.
  2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  3. Определение состояния погоды по синоптической карте

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Искусственные водоемы.

Практические работы:

  1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Практическая работа:

  1. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

ООПТ. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа:

  1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел 2. Природные комплексы России (25 часов)

Тема 1: Природное районирование (7 часов)

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Практическая работа:

  1. Сравнительная характеристика двух ПЗ России.
  2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2. Природа регионов России (18 часов)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. ПК Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны. Природные ресурсы и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Севера-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практическая работа:

  1. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел 3. Особенности природы Пермского края (10 часов)

 Географическое положение Пермского края. Тектоническое и геологическое строение территории. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Пермского края.

Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование человеком водных ресурсов.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Природные зоны Пермского края.

Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

В эту тему включены уроки: подготовка к итоговой контрольной работе, итоговая контрольная работа, анализ итоговой контрольной работы.

Практическая работа:

  1. Знакомство с образцами почв своей местности.
  2. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

Тематическое распределение часов

(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 1 час  - резервное время)

Название темы

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы

Введение

6

3

1

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

7

2

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

6

3

1

Тема 3. Внутренние воды и внутренние ресурсы

5

1

1

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

4

1

1

Тема 5. Растительный и животный мир

4

1

1

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 1. Природное районирование

7

2

1

Тема 2. Природа регионов России

18

1

4

Раздел 3. Особенности природы Пермского края

10

3

2

ИТОГО

67 часов (+ 1 час резерв)

17

13


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п

Тема урока

Основные понятия, используемые на уроке

Планируемый результат

Практические работы

Введение (6 часов)

1

Что изучают в курсе „Природа России“. Источники географической информации

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

Называть:

- предмет изучения географии России

- основные средства и методы получения географической информации

Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

2

Географическое положение России

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Государственная территория России. Государственные границы России, их виды, значение.

Акватория. Морские и сухопутные границы.

Понимать: связь между географическим положением и другими компонентами природы 

Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам.

Наносить эти объекты на к/к.  Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ  с другими государствами.

Работа на контурной карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России

3

Моря, омывающие территорию России

Моря, омывающие территорию РФ. Бассейны Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океана. Внутренние и окраинные моря.

Показывать на карте моря, омывающие Россию

Наносить моря на карту

Объяснять их значение

Определять: к какому бассейну относятся моря;  типы морей

Работа на контурной карте: нанести на карту моря, омывающие Россию

4

Россия на карте часовых поясов

Россия на карте часовых поясов. Поясное, декретное, местное время. Линия перемены дат.

Определять  положение РФ на карте часовых поясов;

поясное время для разных городов России по карте часовых поясов.

Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

Решение задач на определение поясного времени

5

Как осваивали и изучали территорию России

Формирование и освоение государственной территории России. Изменение границ страны на разных исторических этапах.

Знать результаты географических открытий.

Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных  исторических этапах.

6

Обобщение и систематизация знаний по теме

Модуль I.  ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ  (24 ч.)

Тема 1.Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 часов)

7

Особенности рельефа России

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу

Выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт

Показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов Показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений Объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей

Показывать месторождения полезных ископаемых

Оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства и условия добычи.

8

Геологическое летоисчисление

9

Геологическое строение территории нашей страны

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры

10

Минеральные ресурсы России

Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений

11

Развитие форм рельефа

12

Обобщение и систематизация знаний по теме

13

Рейтинговая работа

Тема 2. Климат и климатические ресурсы  (6 часов)

14

Факторы, определяющие особенности климата России

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

 

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

15

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

16

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.

17

Типы климатов России

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей.

18

Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы

Определение состояния погоды по синоптической карте

19

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тема 3. Внутренние воды и внутренние ресурсы (5 часов)

20

Разнообразие внутренних вод России.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход,  годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

21

Реки

Характеристика одной из рек России по плану.

22

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

23

Водные ресурсы. Охрана вод

24

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тема 4.Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

25

Образование почв и их разнообразие

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Закономерности распространения почв. Почвообразование

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.

26

Закономерности распространения почв

27

Почвенные ресурсы России

28

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тема 5. Растительный и животный мир (4 часа)

29

Растительный мир России

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

30

Животный мир России

Составление прогноза изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК

31

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

32

Природно-ресурсный потенциал России. Обобщение и систематизация знаний по теме

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ  (25 часов)

Тема 1. Природное районирование  (7 часов)

33

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России

34

Моря как крупные природные комплексы

35

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

36

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

Характеристика одной из природных зон.

37

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

38

Высотная поясность

39

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тема 2. Природа регионов России  (18  часов)

40

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

41

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

42

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

43

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России

44

Природные комплексы Северного Кавказа

45

Урал - „Каменный пояс“ земли Русской

46

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

47

Западносибирская низменность: особенности природы

48

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

50

Природные районы Восточной Сибири

51

Жемчужина Сибири – Байкал

52

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

53

Дальний Восток – край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения

54

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного региона

56

Обобщение и систематизация знаний по теме

57

Контрольная работа

РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ  (10 часов)

58

Географическое положение Пермского края

Особенности ГП края, размеры территории, протяженность границ

Определять особенности ГП края, влияние ГП на природу региона; объяснять зависимость рельефа территории от строения земной коры; определять и называть главные климатообразующие факторы, знать и уметь объяснить особенности климата своей республики; объяснять особенности  размещения внутренних вод. Составлять  комплексную характеристику природных зон своей местности. Объяснять особенности природно-ресурсного потенциала.

59

Тектоническое и геологическое строение территории Пермского края

Основные геологические эры, структуры земной коры.

60

Особенности рельефа и полезные ископаемые

Особенности рельефа. Месторождения полезных ископаемых. Особенности их залегания.

61

Климат края

Климатообразующие факторы, влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.

62

Внутренние воды и использование их человеком

Особенности внутренних вод края, главные речные системы: питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим. Использование в хозяйственной деятельности.

Оценка обеспеченности водными ресурсами, составление прогноза их использования

63

Почвы и природные зоны края

Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование.

Знакомство с образцами почв своей местности

64

Растительный и животный мир. Экологические проблемы края

Растительность и животный мир Пермского края. Особо охраняемые территории. Экологические проблемы Особенности природно-ресурсного потенциала; территориальная концентрация разных видов природных ресурсов и особенности их использования.

Оценка природных условий и ресурсов Пермского края. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека

65

Обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка к итоговой контрольной работе

66

Итоговая контрольная работа

67

Анализ контрольной работы

Итого: 67 часов + 1 час резервное время


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
  2. Примерные программа по географии основного общего образования
  3. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2012 год.
  4. Дронов В.П. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Дронова В.П. в двух книгах. М. Дрофа. 2011 год.
  5. География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

Материально- техническое обеспечение

  1. Учебно- практическое  и учебно-лабораторное оборудование:
  • Наборы минералов и горных пород, почв, коры деревьев
  • Коллекции металлов и сплавов
  • Гербарии растений различных природных зон
  1. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
  • Компьютер
  • Мультимедиа-проектор
  • Выход в Интернет
  • Электронная карта мира (физическая, климатические пояса и области, природные зоны, океанические течения)
  1. Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий
  • Карты по физической географии: физическая карта России, физическая карта Восточно-Европейская равнина,  физическая карта Кавказ, физическая карта Урал, физическая карта Западная Сибирь и Дальний Восток, почвенная карта России
  • Политическая карта мира, политическая карта полушарий, федеральные округа  РФ
  • Климатическая карта России, климатические пояса и области  России, природные зоны России, карта строения земной коры, тектоническая карта России, геологическая карта России, часовые пояса, водные ресурсы России, почвенная карта России  
  •  Таблицы: происхождение горных пород и минералов,  образование теплого фронта, образование холодного фронта,  природные ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

- основная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
  2. Примерные программа по географии основного общего образования
  3. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2012 год.
  4. Дронов В.П. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Дронова В.П. в двух книгах. М. Дрофа. 2011 год.
  5. География России. 8 кл.: Атлас с комплектом контурных карт, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

- дополнительная литература:

  1. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Тестовые задания, 8 клас, Подготовка к ЕГЭ. Изд.:Вентана- Граф, 2011г
  2. Майерова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы» Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2006
  3. «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997
  4. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1и 2 части) / С.Н. Грушина. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

Интернет-ресурсы:

  1. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября»
  2. Научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс

Литература для обучающихся

- основная литература:

  1. Дронов В.П. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Дронова В.П. в двух книгах. М. Дрофа. 2011 год.
  2. География России. 8 кл.: Атлас с комплектом контурных карт, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.

- дополнительная литература:

  1. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. М.: Аванта плюс.
  2. Ю.П. Пармузин. Словарь по физической географии. М.:Просвещение.1994
  3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» 8 класс. (1 год обучения) Базовый уровень

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» 8 класс. (1 год обучения) Базовый уровень...

Рабочая программа по географии для основного общего образования. (Базовый уровень).2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по географии для основного общего образования.(Базовый уровень).2014-2015 учебный год. Статус документа: Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основно...

Рабочая программа биология 10 класс 2015-2016 год базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  по биологии для 10 класса (базовый уровень) ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и професс...

Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс

   Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,  на о...

Рабочая программа среднего общего образования по курсу истории (базовый уровень) 10-11 класс

Рабочая программа среднего общего образования  по курсу истории (базовый  уровень) 10-11 класс...

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 5-9 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда". Базовый уровень. 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС....