Презентация + конспект урока по теме "Ориентирование"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Конспект урока и презентация по теме "Ориентирование" География 5 класс к учебнику Дронова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Ориентирование на земной поверхности

Цель  урока: Формирование навыков ориентирования  на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи:
Обучающая: раскрыть содержание понятий «ориентация на местности» и «стороны горизонта» ,«азимут» обучить приёмам определения сторон горизонта по компасу и местным признакам, хождению по азимуту.
Развивающая: расширить знания о приборах и способах ориентирования, выделить различие между основными и промежуточными сторонами горизонта.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способностей ориентирования на  местности;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение  взаимодействовать в паре и группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: умение применять навыки ориентирования для определения своего положения в пространстве с помощью плана местности, компаса и топографической карты.

    
Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.                  

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.                                                                                      

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.                                                                     

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

      Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

      
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

     Техническое оборудование: проектор, атласы,  компасы, транспортир.
    Литература: учебник, Сухаревская «Занимательное естествознание» стр.24-28 (О древнем компасе)

    Тип урока: «открытие» новых знаний

План-конспект урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

 

Приветствует учеников, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительное отношение к учителю и одноклассникам

2.Актуализация опорных знаний

3.Создание проблемной ситуации

Постановка проблемной ситуации.

- Представьте такую ситуацию, что вы пошли в лес и заблудились.

- Что делать? Сразу вспоминаются строки из сказки Слайд 1

налево пойдёшь – коня потеряешь,

направо пойдёшь – жизнь потеряешь,

прямо пойдёшь – счастье найдёшь.

- Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

 - Каковы Ваши действия?

- Есть ли выход из данного положения?

- Объясните, почему важно уметь ориентироваться и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

- Где вам в жизни это может пригодиться?

- Итак, тема нашего урока «Ориентирование на земной поверхности» Слайд 2

Учитель ставит задачу научиться определять стороны горизонта.

Вспоминают ранее изученный материал. Вступают в диалог, проговаривают, осознают. Определяют, каких знаний им не хватает.

Анализируют предложенную ситуацию, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

 Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

 Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П). 

Вступают в диалог (К), выявляют противоречие, осознают, каких знаний не хватает (П). 

Осознают цель предстоящей деятельности. Называют тему. (Р,П,К)

4.»Открытие» новых знаний

5.Применение нового знания

6. Продолжение новой темы

- Что значит ориентироваться? Прочитайте определение в учебнике стр.44 и запишите его в тетради стр.25, задание 1.

(Ориентироваться – значит определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта) Слайд 3

- Ещё в далёком прошлом занятия людей - охота, рыбалка, сбор ягод и грибов - заставляли уходить всё дальше, а потом находить дорогу домой. Так человек учился ориентироваться в незнакомой местности.

Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки. Охотники, грибники, сборщики орехов и ягод в знакомой местности дорогу находили по хорошо знакомым и заметным предметам или местам: по кусту, дереву, роднику, берегу, обрыву, оврагу и так далее. Эти заметные тела природы называются ориентирами.

Проблемная ситуация

А если человек уехал на лошади за много километров, уплыл в море далеко и не увидел берега?

Если вокруг ровная степь, пустыня, лес, льды, вода без заметных ориентиров? Заблудился?! Смерть?!

Люди стали искать заметные ориентиры, которые есть всегда на любом горизонте - их не было. Их стали искать над горизонтом, и нашли. Кто догадался, что это могло быть? Слайд 4

Да, солнце! Солнце - лучший ориентир. Оно всегда появляется утром в одной стороне - восходит. Сторону его появления из-за линии горизонта, назвали востоком. Солнце всегда исчезает (западает) за линией горизонта вечером - в одном направлении. Эту сторону назвали западом.

Солнце совершает свой путь по небу в виде дуги. Выше всего оно бывает между востоком и западом в полдень. Эту сторону называли на Руси полуденной - юг. Напротив юга - север (полуночная сторона). В полдень тень от предмета в Северном полушарии самая короткая и направлена с юга на север.

- Как быть, если человека в пути застала ночь? Ждать утра? Это не всегда возможно, т. к. ночью холодно. Слайд 5

На помощь человеку придут звезды. (Атлас стр.18). Среди них часто можно встретить группы звёзд - созвездия. Одно из самых ярких - созвездие Ковша: семь звезд образуют по фигуре ковшик с ручкой. Если мысленно провести линию через крайние две звезды Ковша и отложить вверх примерно пять таких отрезков, как расстояние между этими звёздами , мы почти упрёмся в Полярную звезду - она будет чуть правее линии.

Под полярной звездой - север. Ковш на небосводе бывает в разных положениях, но Полярная звезда всегда стоит на месте

Итак, поиск надежных ориентиров на горизонте привёл к открытию сторон горизонта. Это стало большим достижением в жизни людей. Оно позволило смело уходить на очень большие расстояния в незнакомой местности и возвращаться назад.

- Итак мы выяснили, что основными сторонами горизонта являются (с, ю, з, в). (схема на слайде и в атласе на стр.18.) Слайд 6

Задания

  1. Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться?
  2. Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться?
  3. Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?

Север, юг, запад и восток - основные стороны горизонта. Но если человеку нужно идти по направлению между севером и западом, как обозначить эти направление? (Северо - запад). В каком направлении человек будет возвращаться? Слайд 6 (щелчок)

Направления между основными сторонами горизонта называются промежуточными.

Назовите все промежуточные стороны горизонта, (учитель чертит на схеме - дети отвечают). (с-з, с-в, ю-з, ю-в)

Слайд 6 (щелчок 2)

- Запишите полученную информацию в тетради стр.25, задание 2

 Отгадайте загадку

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.        

Невелик, зато смышлён -

Все дороги знает он.

Если с ним пойдёшь в поход -

Никогда не подведёт. (Компас) Слайд 7

 - Конечно компас. Солнце и Звезды это хорошо, но все таки самый надежный способ ориентирования – это ориентирование по компасу.

 - Скажите, кто умеет пользоваться компасом?

 

 

(Если не умеют, учитель рассказывает и показывает сам)

 

 

- Чтобы определить точное направление на объект, нужно определить азимут. Что такое азимут? Прочитайте определение в учебнике стр.45 и запишите его в тетради стр.26, задание 4.

     Слайд 8   Учитель рассказывает как определять азимут (рис 46)

Работают с учебником, читают, находят ответ, записывают определение в тетради.

Высказывают предположения

Находят в атласе и на слайде нужную информацию, отвечают.

Записывают в тетрадь.

Отгадывают загадку.

  1. Ученики демонстрируют умение работы с компасом.
  2. Работают с компасом, учатся определять стороны горизонта, работают индивидуально или в парах.

Записывают в тетрадь.

Слушают

Л: готовность к самообразованию; поиск необходимой информации.

М: умение работать с различными источниками информации Работают с текстом учебника, анализируют полученную информацию (П)

Обмениваются полученной  информацией (К), запоминают новое понятие (П).

Просматривают (П), сравнивают изображение в учебнике и модель (Р) принимают участие в диалоге с учителем (К)

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

7.Применение нового знания

8. Продолжение новой темы

Выполнение заданий по рис. 37 стр. 47 в учебнике.

 В парах  с компасом на месте (по заданию учителя)

 

- Итак, мы с вами научились ориентироваться с помощью компаса. А что делать, если его нет?

-Ребята отправились в лес за ягодами. По рассеянности они не взяли с собой компас, но хорошо знали, что лес находится к западу от села. «Ничего, - сказал Алёша, - домой можно дойти и по солнцу. Смотрите, какое оно сегодня яркое». Пока собирали ягоды, небо закрыли тучи. «Как же мы теперь найдём дорогу?» - почти хором спросили приунывшие ребята. А тут ещё маленькая Лена расплакалась и стала проситься к маме. Вдруг Алёша воскликнул: «А ну, ребята, идите сюда. Будем искать дорогу домой».  Алеша вспомнил, что ещё в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Слайд 9

В самом деле, давайте подумаем и объясним, с какой стороны холма появляются первые проталины? А с какой стороны холмов, деревьев, камней задерживается последний снег? А в горах?

С какой стороны холма трава растёт гуще и выше? В обычное лето или засушливое?

С какой стороны отдельно у стоящих деревьев ветки бывают гуще? Почему? Где кора светлее? (С южной выгорает.) Где больше смолы на коре? (С южной.)

Мох и лишайник растут на северной стороне деревьев, пней, камней, скал (их с южной угнетает солнце - они теневыносливые).

Многие цветы «смотрят» на Солнце, хотя его и не видно: утром на восток, в полдень на юг, к вечеру на запад, (но поздним вечером на - восток как, например, подсолнух.)

Грибы чаще растут в тени (с северной стороны.).

Ягоды быстрее будут созревать на южных склонах холмов, а более поздние на северных.

В мире животных есть хорошие ориентиры: муравейники чаще сооружаются с южной стороны предметов, пологий склон муравейника обращен, как правило, к югу - он лучше прогревается.

Бабочки сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу, они повёрнуты ребром. Даже если Солнца не видно, они его чувствуют, (такое положение крыльев создаёт наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

Итак, в пасмурную погоду, когда не видно Солнца, или звёзд, ориентироваться можно по траве, проталинам, остаткам снега, коре и веткам деревьев, мхам и лишайникам, грибам, цветам, муравейникам, бабочкам.

Выполняют задания

 

 

Отвечают, высказывают свою точку зрения.

Л: выполняют действия по заданному образцу

9.Закрепление

1. У доски: Поставьте  точку А. Нарисуйте от нее направление на С, ЮЗ. (подобные примеры)

2. Практикум на компьютере (приложение)

Демонстрируют знания, понимание (П). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

10.Рефлексия

На экране слова, с помощью которых ученики оценивают свою работу на уроке: Слайд 10

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Оценивают свою работу на уроке

Самооценка, саморегуляция

11. Д/ з.

§12, задания в тетради 3, 5,6 стр.26 Слайд 11

Записывают д/ з

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока

1. Урок-викторина  позволяет осуществить интегрированный подход к изучению предмета,помогает установить контакт с учащимися, стимулирует их самостоятельность, концентрирует внимание, создает ситу...

Презентация конспекта урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Кнопки"

Разработка урока для школьников с тяжелой умственной отсталостью...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждениюУрок- размышление   "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оц...

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

Приглашаю к обсуждению Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оценками Бородинско...

Разработка урока (презентация, конспект урока)

Тема урока "Разговор о странах, национальностях, языках"Биболетова М.З. "Enjoy English" 7 класс...