2.Актуализация опорных знаний
3.Создание проблемной ситуации | Постановка проблемной ситуации. - Представьте такую ситуацию, что вы пошли в лес и заблудились. - Что делать? Сразу вспоминаются строки из сказки Слайд 1 налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – жизнь потеряешь, прямо пойдёшь – счастье найдёшь. - Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? - Каковы Ваши действия? - Есть ли выход из данного положения? - Объясните, почему важно уметь ориентироваться и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? - Где вам в жизни это может пригодиться? - Итак, тема нашего урока «Ориентирование на земной поверхности» Слайд 2 Учитель ставит задачу научиться определять стороны горизонта. | Вспоминают ранее изученный материал. Вступают в диалог, проговаривают, осознают. Определяют, каких знаний им не хватает. Анализируют предложенную ситуацию, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П). Вступают в диалог (К), выявляют противоречие, осознают, каких знаний не хватает (П). Осознают цель предстоящей деятельности. Называют тему. (Р,П,К) |
4.»Открытие» новых знаний
5.Применение нового знания
6. Продолжение новой темы | - Что значит ориентироваться? Прочитайте определение в учебнике стр.44 и запишите его в тетради стр.25, задание 1. (Ориентироваться – значит определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта) Слайд 3 - Ещё в далёком прошлом занятия людей - охота, рыбалка, сбор ягод и грибов - заставляли уходить всё дальше, а потом находить дорогу домой. Так человек учился ориентироваться в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки. Охотники, грибники, сборщики орехов и ягод в знакомой местности дорогу находили по хорошо знакомым и заметным предметам или местам: по кусту, дереву, роднику, берегу, обрыву, оврагу и так далее. Эти заметные тела природы называются ориентирами. Проблемная ситуация А если человек уехал на лошади за много километров, уплыл в море далеко и не увидел берега? Если вокруг ровная степь, пустыня, лес, льды, вода без заметных ориентиров? Заблудился?! Смерть?! Люди стали искать заметные ориентиры, которые есть всегда на любом горизонте - их не было. Их стали искать над горизонтом, и нашли. Кто догадался, что это могло быть? Слайд 4 Да, солнце! Солнце - лучший ориентир. Оно всегда появляется утром в одной стороне - восходит. Сторону его появления из-за линии горизонта, назвали востоком. Солнце всегда исчезает (западает) за линией горизонта вечером - в одном направлении. Эту сторону назвали западом. Солнце совершает свой путь по небу в виде дуги. Выше всего оно бывает между востоком и западом в полдень. Эту сторону называли на Руси полуденной - юг. Напротив юга - север (полуночная сторона). В полдень тень от предмета в Северном полушарии самая короткая и направлена с юга на север. - Как быть, если человека в пути застала ночь? Ждать утра? Это не всегда возможно, т. к. ночью холодно. Слайд 5 На помощь человеку придут звезды. (Атлас стр.18). Среди них часто можно встретить группы звёзд - созвездия. Одно из самых ярких - созвездие Ковша: семь звезд образуют по фигуре ковшик с ручкой. Если мысленно провести линию через крайние две звезды Ковша и отложить вверх примерно пять таких отрезков, как расстояние между этими звёздами , мы почти упрёмся в Полярную звезду - она будет чуть правее линии. Под полярной звездой - север. Ковш на небосводе бывает в разных положениях, но Полярная звезда всегда стоит на месте Итак, поиск надежных ориентиров на горизонте привёл к открытию сторон горизонта. Это стало большим достижением в жизни людей. Оно позволило смело уходить на очень большие расстояния в незнакомой местности и возвращаться назад. - Итак мы выяснили, что основными сторонами горизонта являются (с, ю, з, в). (схема на слайде и в атласе на стр.18.) Слайд 6 Задания - Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться?
- Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться?
- Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?
Север, юг, запад и восток - основные стороны горизонта. Но если человеку нужно идти по направлению между севером и западом, как обозначить эти направление? (Северо - запад). В каком направлении человек будет возвращаться? Слайд 6 (щелчок) Направления между основными сторонами горизонта называются промежуточными. Назовите все промежуточные стороны горизонта, (учитель чертит на схеме - дети отвечают). (с-з, с-в, ю-з, ю-в) Слайд 6 (щелчок 2) - Запишите полученную информацию в тетради стр.25, задание 2 Отгадайте загадку И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас за собой. Невелик, зато смышлён - Все дороги знает он. Если с ним пойдёшь в поход - Никогда не подведёт. (Компас) Слайд 7 - Конечно компас. Солнце и Звезды это хорошо, но все таки самый надежный способ ориентирования – это ориентирование по компасу. - Скажите, кто умеет пользоваться компасом?
(Если не умеют, учитель рассказывает и показывает сам)
- Чтобы определить точное направление на объект, нужно определить азимут. Что такое азимут? Прочитайте определение в учебнике стр.45 и запишите его в тетради стр.26, задание 4. Слайд 8 Учитель рассказывает как определять азимут (рис 46) | Работают с учебником, читают, находят ответ, записывают определение в тетради.
Высказывают предположения
Находят в атласе и на слайде нужную информацию, отвечают.
Записывают в тетрадь.
Отгадывают загадку.
- Ученики демонстрируют умение работы с компасом.
- Работают с компасом, учатся определять стороны горизонта, работают индивидуально или в парах.
Записывают в тетрадь. Слушают | Л: готовность к самообразованию; поиск необходимой информации. М: умение работать с различными источниками информации Работают с текстом учебника, анализируют полученную информацию (П) Обмениваются полученной информацией (К), запоминают новое понятие (П). Просматривают (П), сравнивают изображение в учебнике и модель (Р) принимают участие в диалоге с учителем (К) Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) |
7.Применение нового знания 8. Продолжение новой темы | Выполнение заданий по рис. 37 стр. 47 в учебнике. В парах с компасом на месте (по заданию учителя) - Итак, мы с вами научились ориентироваться с помощью компаса. А что делать, если его нет? -Ребята отправились в лес за ягодами. По рассеянности они не взяли с собой компас, но хорошо знали, что лес находится к западу от села. «Ничего, - сказал Алёша, - домой можно дойти и по солнцу. Смотрите, какое оно сегодня яркое». Пока собирали ягоды, небо закрыли тучи. «Как же мы теперь найдём дорогу?» - почти хором спросили приунывшие ребята. А тут ещё маленькая Лена расплакалась и стала проситься к маме. Вдруг Алёша воскликнул: «А ну, ребята, идите сюда. Будем искать дорогу домой». Алеша вспомнил, что ещё в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Слайд 9 В самом деле, давайте подумаем и объясним, с какой стороны холма появляются первые проталины? А с какой стороны холмов, деревьев, камней задерживается последний снег? А в горах? С какой стороны холма трава растёт гуще и выше? В обычное лето или засушливое? С какой стороны отдельно у стоящих деревьев ветки бывают гуще? Почему? Где кора светлее? (С южной выгорает.) Где больше смолы на коре? (С южной.) Мох и лишайник растут на северной стороне деревьев, пней, камней, скал (их с южной угнетает солнце - они теневыносливые). Многие цветы «смотрят» на Солнце, хотя его и не видно: утром на восток, в полдень на юг, к вечеру на запад, (но поздним вечером на - восток как, например, подсолнух.) Грибы чаще растут в тени (с северной стороны.). Ягоды быстрее будут созревать на южных склонах холмов, а более поздние на северных. В мире животных есть хорошие ориентиры: муравейники чаще сооружаются с южной стороны предметов, пологий склон муравейника обращен, как правило, к югу - он лучше прогревается. Бабочки сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу, они повёрнуты ребром. Даже если Солнца не видно, они его чувствуют, (такое положение крыльев создаёт наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов). Итак, в пасмурную погоду, когда не видно Солнца, или звёзд, ориентироваться можно по траве, проталинам, остаткам снега, коре и веткам деревьев, мхам и лишайникам, грибам, цветам, муравейникам, бабочкам. | Выполняют задания
Отвечают, высказывают свою точку зрения.
| Л: выполняют действия по заданному образцу |