Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"
    опыты и эксперименты по географии (6 класс) по теме

    Савина Анастасия Геннадьевна

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"

    Конспект урока в 6 классе на тему "Жизнь рек"

    Видеофрагмент https://yadi.sk/i/-CFdx_u_3Pj932

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    учителя географии

    Савиной Анастасии Геннадьевны

    Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках географии посредством использования инновационных технологий

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    В соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта нового поколения в современном образовании становится актуальным  создание эффективных условий для формирования и развития УУД. Важнейшей задачей каждого педагога является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

    Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.

    Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в «Концепции модернизации российского образования», является ориентация образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

    Предмет география призван  не только расширить кругозор учащихся, комплексное и системное представление о Земле, но и сформировать у школьников умения и навыки ориентации и социально – ответственного поведения в окружающем мире. Выполнения данного требования возможно  благодаря использованию инновационных технологий.

    1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Наступивший XXI век требует от учителя географии обучения умениям самостоятельно получать нужные географические знания, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования

    Цель педагогического опыта:  формирование высокого качества знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса.

    Задачами педагогического опыта являются следующее:

    • формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности;
    • передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
    • формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии;
    • формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.

    Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности.

    Становление опыта осуществлялось в условиях МОУ «Гимназии №20» города Саранска Республики Мордовия. Начав свою педагогическую деятельность в 2011 году, мною было отмечено снижение интереса учащихся к предмету география. К причинам данного явления можно отнести следующие: всеобщая доступность интернета, необходимость сдачи ЕГЭ по географии в качестве вступительного экзамена на небольшое количество факультетов; занижение значимости географии как предмета в обществе.

    Толчком для начала работы по данной теме стало исследование, проведенное учащимися в летнем лагере «Одаренные дети» в секции «География» под моим руководством. Мы исследовали «Географическую грамотность населения города Саранска». Результаты показали, что дети и молодежь знают географию в разы хуже, чем более старшее поколение. Это является следствием снижения познавательной активности учащихся. Итоги этой работы привели к выводу, что необходимо применять современные технологии в учебном процессе.

    Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература, ноутбук, проектор, колонки.

    1. Теоретическая база опыта.

    В основе педагогического опыта лежит концепция модернизации Российского образования. Кроме того были проанализированы педагогические идей ряда выдающихся педагогов таких, как А. Дистервега,  И. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, и др.  Они говорят о том, что  успешное обучение и воспитание невозможно без  развития  познавательной активности учащихся, их творческих способностей. Также в основу своего опыта мною было положено предложение Ю.К.  Бабанского об усилении мотивации учения школьников и целенаправленном интенсивном развитии личности, её творческого потенциала и технология развивающего обучения В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой.

    1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Учитывая возрастные особенности детей, в различных классах я использую следующие инновационные технологии или их элементы:

    1. Технологии исследовательского обучения (обучение основам исследовательской деятельности).

    2. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

    3. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учеников).

    4. Информационные технологии (обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию).

    1. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

     Исследовательское обучение мною используется как на уроках так и в процессе внеурочного обучения. В современных условиях информатизации  и больших потоков информации именно предмету география уделяется большое значение в формировании у учащихся навыков и умений работы с данной информацией, ориентирования  в ее пространствах. Самостоятельно добывать знания и использовать их для решения различных жизненных задач учащимся  помогает метод исследования.

    При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

    • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
    • Работа должна быть адресована всему классу.

    Примерные темы исследования: «Грозит ли планете перенаселение?» 7 класс, «Перспективы развития угольной промышленности в России» 9 класс, «Выявление особенностей естественного прироста населения России» 8 класс, «Выделение наиболее ресурсообеспеченных регионов мира» 10 класс.

    В 9 классе, например, при изучении темы «Природа Западной Сибири» использую технологию  исследовательской деятельности, при которой дети самостоятельно выявляют особенности природы различных экономических районов (урок изучения нового материала).

    Класс делится на исследовательские группы: геоморфологов, климатологов, гидрологов и биологов:

    –        геоморфологи исследуют рельеф;

    –        климатологи определят климат;

    –        гидрологи проектируют картину внутренних вод;

    - биологи дают характеристику природным зонам данного района.

    Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы данного экономического района.

    Темы исследовательских работ, написанных моими учениками: «Этнический и конфессиональный состав учащихся МОУ «Гимназии №20», «Географическая грамотность населения города Саранска», «Сохранение исчерпаемых природных ресурсов: вклад современного гимназиста (на основе топливных)», «География – основа многих профессий», «Имидж города Саранска», «Экологическая безопасность газового топлива», «Экологическая грамотность населения города Саранска в области ….», «Бедность населения города Саранска»,  «Научное обоснование народных примет в области погоды в Республике Мордовия», «Религиозный туризм в Приволжском федеральном округе», «Современная пенсионная реформа России глазами сограждан».

    Технологии проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя  проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащиеся. Проблемный вопрос можно  использовать на различных этапах урока.  В одних случаях проблемная ситуация возникает в самом начале урока во время объяснения  материала, в других — в процессе практической   работы  или демонстрации   опыта. 

    Урок «Географическая карта» в 6 классе можно начать словами из книги К. Паустовского: «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности». В 5 классе тему «Великие географические открытия»  после постановки задач я продолжаю следующим вопросом: «Великие открытия совершались как до этой эпохи так и после нее. Почему же эта эпоха была названа «Великие географические открытия»?

    Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении природных зон можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы:

    «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии».

    При изучении темы «Температура воздуха» в 6 классе предлагаю учащимся небольшую информацию в форме сказки: «Жил был старый гном, и всегда ему было холодно на земле. Однажды гном решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет гном по горе – холодно, но ничего, вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, тем должно быть теплее. Так он думал и полз, пока не замерз». Учащиеся из жизненного опыта знают, что Земля получает тепло от Солнца, следовательно, чем ближе к Солнцу, тем теплее. Показываю картину с изображением заснеженных вершин в летнее время. Почему даже летом на вершинах высоких гор лежит снег? У детей появляется непонимание: как же так, чем ближе к солнцу, то должно быть теплее. Почему замерз гном? В результате диалога в форме дискуссии дети самостоятельно формулируют проблему в форме вопроса: «Так ли это, что чем ближе к солнцу, тем теплее?». Поставив проблемный вопрос, подходим последовательно к выводу: воздух нагревается не от Солнца, а от поверхности Земли. Моделью организации учебного процесса на данном уроке является обучение через открытие.

    В процессе изучения и закрепления новой темы учащимся также можно предложить ответить на проблемные вопросы. Например: «Над пустынями, как и везде, бывают облака. Почему из них никогда не выпадают осадки?»; «Богата ли Россия природными ресурсами?»;  «Япония – страна, проигравшая Вторую мировую войну. Сейчас она является ведущим государством в мировой экономике. Почему»

    В результате проблемного обучения у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, творческое воображение.

    Таким образом, в вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии. При проблемном обучении учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.          

    Технологии проведения коллективных творческих дел. Я разделяю класс на несколько групп по 4-5 человек (в зависимости от цели урока). Им дается опережающее задание. Например, в 7 классе в начале темы «Южная Америка» дается задание: дать описание  одной из стран Южной Америки по плану:

    1.    Географическое положение.

    1. Каковы особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
    2. Каковы климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Каковы различия по территории  и по сезонам.
    3. Какие крупные реки и озера расположены.
    4. Какие представлены природные зоны. Каковы их основные особенности.
    5. Какие народы населяют страну. Каковы их основные занятия

    Необходимым условием защиты проекта является презентация. Тем самым учащиеся знакомятся заранее с данным государством, выполняют коллективную работу и представляют свой результат одноклассникам.

    В 11 классе на уроке «Население Азии» я разбиваю учащихся на 7 групп. Они получают творческие задания, в результате которых получается определенный продукт: диаграмма или картосхема. В конце урока, после того как все группы выступили на доске образуется своеобразный кластер на тему «Население Азии». Примеры заданий:

    Задание группы 1.

     1. Составить картосхему “Крупнейшие страны Азии по численности населения”.  Для этого, используя статистические материалы, нанести на контурную карту страны Азии, входящие в 20 крупнейших стран по численности населения.

    1. Сделать вывод по картосхеме. Объяснить причины высокой численности населения.

    Задание группы 2.

    1. Составить картосхему “Крупнейшие языки мира”. Для этого, используя статистические материалы, нанести на контурную карту страны, где проживают носители основных языков мира, штриховкой выделить наиболее распространенные языки. Выделить страны Азии.

    2. Сделать вывод по картосхеме.

    3. Проанализировать карту “Народы мира” в атласе. Определить языковые семьи к которым принадлежат народы Азии.

    Задание группы 3.

    1. Составить схему “Религиозный состав Азии”. Для этого, используйте материалы карт атласа.

    2. Составить картосхему “Религиозный состав Азии”. Для этого, используйте текст “Религии Азии”.

    3. Почему именно в Азии возникли все мировые религии? Какие проблемы возникают в связи с пестрым религиозным составом Азии?

    Информационные технологии  являются неотъемлемой частью современного образования. В современном мире информации и технологий для того чтобы развить познавательную деятельность у учащихся не достаточно просто подготовить презентацию к уроку, поскольку это не ново и уже не удивляет.

    Трудно создавать образ природного объекта, страны, своей Родины имея только текст в учебнике и картинки, пусть даже они размещены на слайде. На картинке водопах Анхель не выглядит таким уж большим, другое дело, если включить видеофрагмент, показывающий водопад с различных ракурсов.

    На различных этапах урока ЭОР преследует свои цели:  

    На этапе актуализации знаний  использование ЭОР помогает обучающимся сформировать умение получать новые навыки, самообразовываться, делать выводы, анализировать, обосновывать свое мнение, стимулирует к самосовершенствованию и самостоятельному обучению. Активизация познавательной деятельности на этапе изучения нового материала  реализуется за счет элемента новизны, которая отвлекает детей от сложностей на уроке и увлекает их. При закреплении темы можно использовать различные он-лайн тесты, которые сразу выдают оценку и не надо ждать следующего урока. Осуществить контроль знаний можно благодаря флеш-тренажрам. При этом происходит личностное включении учащегося. При подготовке  домашнего задания учащиеся могут использовать различные ЭОР ресурсы. Возможно задание следующего типа: Посмотреть видео-фрагмент (дается ссылка на это видео) и подготовить рассказ на заданную тему.

    Метод проектов. Практика показывает, что усвоение материала происходит лучше, если перед учащимися ставить конкретные познавательные задачи. Это позволяет сделать метод проектов. Он используется мной как на уроках, так в процессе внеклассной работы. Поскольку за 45 минут сложно создать достаточно полноценный проект, поэтому наиболее глубокие и осмысленные проекты создаются во внеурочной деятельности.

    На уроках я реализую следующую проектную деятельность:

    5 класс: «Метеориты – непрошенные гости Земли»

    «Как создать единую систему отсчета времени?»

    «А все-таки она вертится…»

    6 класс: «Путешествие капельки»

    «Что произойдет на планете Земля через 1000 лет (вы пессимист/оптимист)»

    7 класс: «Глобальное потепление – миф или реальность?»

    «Тайны Бермудского треугольника»

    «Особенности кухни различных государств»

    8 класс: «Заповедники России»

    «Последствия влияния человека на рельеф/ климат/ водные ресурсы»

    9 класс: «Золотое кольцо России»

    «Декоративно-прикладное творчество Центральной России»

    «Перспективы развития Дальнего Востока»

    10-11 класс: «Экономико-географическая характеристика государства»;

    «Глобальные проблемы человечества»

    В результате проектной деятельности активизируется познавательный интерес учащихся.

    В настоящее время существует много технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

    Современный урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

    1. Анализ результативности

    В результате использования  вышеописанных методов удается:

    1. Вовлекать в процесс изучения и закрепления нового материала практически всех учащихся класса;

    2. Оптимизировать использования времени и применения форм и методов работы на  уроке через подготовленные заранее опорные схемы.

    3. Повысить учебную мотивацию учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков.

    4. Оптимизировать процесс восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от их способностей.

    О результат моей деятельности могут говорить следующие показатели:

    - учащиеся МОУ «Гимназии №20» ежегодно с большим удовольствием участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, а также в  других дистанционных олимпиадах  и становятся призерами;

    - в исследовательской деятельности по географии  в 2016-2017 уч. году принимали участие 15 человек, из них 5 стали призерами научно-исследовательских конференций различных уровней;

    - ОГЭ по географии в 2016-2017 учебном году сдавали 28 человек, что составляет 50% учащихся 9-ых классов. На 2018 год сдавать ОГЭ по географии уже решили 30 человек или  44% учащихся 9-ых классов.

    Можно сделать вывод, что познавательный интерес к географии растет.

    Данные методы обучения повышают эффективность преподавания, развивают творческие способности учащихся, повышают учебную мотивацию школьников. А это и есть главный результат работы каждого учителя.

    1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    Среди трудностей, которые возникают при использовании данных технологий можно выделить:

    1. Возможность перегрузки учащихся при создании проектных работ;

    2. Сложность вовлечения каждого члена группы в работу при выполнении исследования в классе;

    3. Разный уровень способностей учащихся при решении проблемных вопросов;

    4. Не перейти границу на уроках с использованием ЭОР между активизацией познавательной деятельности и пассивным просмотром.

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта

    Данный опыт может быть использован любым учителем-географом заинтересованным в данной проблеме.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока география на тему «Жизнь рек»

    1. Ф.И.О. учителя:  Савина Анастасия Геннадьевна

    2. Класс   ___6 ___ Предмет           география   

    3. Тема урока:  «Жизнь рек» ______________________

    4. Тип урока:  Урок усвоения новых знаний________________________________________________________________

    5.Цель урока:  способствовать  формированию понятий о речной  долине  и ее составных частях, о порогах, водопадах, питании и режиме рек,  навыкам определять и объяснять влияние  рельефа и климата на реки,

    Планируемые результаты:

    Личностные - формирование представлений о едином географическом пространстве, готовность и способность к саморазвитию на основе  мотивации к обучению и познанию.

    Регулятивные  – анализировать и обосновывать применение полученных знаний для решения учебных задач. Познавательные – выделять признаки сходства и различия  двух или нескольких предметов или явлений; объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Коммуникативные – принимать позицию собеседника, умение организовать сотрудничество, соблюдать нормы публичной речи.

    Метапредметные: - развитие устной и письменной речи, обобщение полученной информации, анализ и сравнение объектов на карте.

    Предметные: - знать понятия – речная долина, пойма, порог, водопад, режим реки, питание; сравнивать реки и объяснять причины различия в питании и характере течения, влиянии рельефа и климата на жизнь реки

    6. Методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

    7. Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

    8. Средства обучения:  мультимедийное сопровождение,  физическая карта мира,  атласы для 6 класса, учебник.

    9. Учебник: География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 283 с.

    10. Основные понятия, изучаемые на уроке: речная долина, пойма, горная река, равнинная река, порог, водопад, режим реки,  виды питания рек

    Дидактическая структура урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Ресурсы

    Планируемые результаты

    предметные

    УУД

    1. Организационный  этап

    1

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

    Приветствие учителя, подготовка рабочего места

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Коммуникативные: умение слушать

    2. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

    4

    - Давайте посмотрим фрагмент фильма

    -Чем отличаются представленные реки друг от друга?

    -Если отправиться по ним в путешествие, одинаковое ли оно будет? Почему?

    -Что могло повлиять на характер течения реки?

    -Может ли отличаться жизнь этих рек?

    Таким образом, формулируем тему нашего урока «Жизнь рек»

     Исходя из темы урока, какие мы поставим перед собой задачи?

    Смотрят фрагмент видео

    Посмотрев видео, отвечают «не одинаковое»

    -Одни река горные, с бурным течением, другие – равнинные – с размеренным течением

    - Рельеф, климат

    -Да

    Записывают в тетрадь тему урока «Жизнь рек»

    1. Как рельеф влияет на жизнь рек;
    2. Как климат влияет на жизнь рек;
    3. Чем отличаются горные и равнинные реки.

    Презентация

    https://www.youtube.com/watch?time_continue=91&v=a24ZataXFKo

    определять и сравнивать скорость течения по видео, сопоставлять эту информацию с рельефом

    Познавательные: классифицировать и обобщать факты и явления

    Регулятивные: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

    Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, слушать других

    1. Актуализация знаний

    3

    Но прежде чем решать поставленные задачи, давайте вспомним, что мы изучали ранее:

    - Какую оболочку Земли мы изучаем?

    - Что включает в себя гидросфера?

    -К какой из этих групп мы отнесем реки?

    - Найдите и покажите самую полноводную реку мира. Что это за река? Какая она по характеру течения?

    - Почему?

    - Найдите в Африке р. Конго. Какой характер течения у этой реки? Почему?

    -Гидросфера

    -Мировой океан, воды суши, воды атмосферы

    -Воды суши

    Работа по карте и атласу

    - Это Амазонка,

    - спокойное течение,

    - течет по равнине

     - бурный

    - потому что течет по горной местности

    карта, атлас

    определять по цвету карты рельеф, скорость течения рек, находить и показывать крупнейшие реки мира

    Познавательные:  поиск нужной информации по карте и ее обработка

    Регулятивные: 

    анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

    Коммуникативные: умение выслушать мнение других, прийти к общему выводу

    1.  Первичное усвоение новых знаний

    20

    Используя учебник стр. 202-204 дадим характеристику горным и равнинным рекам по плану:

    1. Скорость течения
    2. Долина
    3. Глубина
    4. Русло

    1 вариант характеризует горные реки, 2 вариант – равнинные.

    - Исходя из результатов таблицы, скажите, на что в жизни реки влияет рельеф?

    - Посмотрите на р. Волгу, в каком направлении течет река?

    Почему?

    - Посмотрите на р. Обь, а она в каком направлении течет?

    - От чего зависит направление рек?

    - Значит рельеф на что влияет?

    - У равнинных рек есть пойма (показ по схеме) прочитайте определение на стр. 203

    -Посмотрите на фото, что это, почему река в некоторых местах бурлит?

    - это пороги, прочитайте в учебнике, что такое порог.

    - В каких реках они бывают?

    - В горных реках бывают очень впечатляющие объекты – фото водопада. Что это?

    - Как вы думаете, почему образуются водопады?

    -Самый высокий водопад в мире находится на севере Южной Америки. Попробуйте его сами найти. Как называется? Как отмечается?

    -Мы выяснили, на что влияет рельеф.

     

    - Давайте прочитаем высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата»

    - Как вы думаете, что он имел в виду?

    Наводящие вопросы:

    -Напомните еще раз: какая река самая полноводная?

    -Почему она является таковой?

    -Посмотрите теперь на реки Австралии. Почему они изображены пунктирами?

    -Делаем вывод, на что влияет климат?

    -За счет чего увеличивается водность реки?

    -Или это называется питанием реки. Давайте прочитаем определение в учебнике.

    - Давайте определим источники питания рек. Чем реки могут питаться?

    - От чего зависит питание рек?

    -Ребята, а что происходит с реками зимой?

    -Что происходит с реками весной?

    - Как называется ежегодный разлив рек?

    - Как можно назвать  распорядок действий реки в течение года?

    Читают параграф, заполняют таблицу. Результат оформляют в виде таблицы:

    Признак реки

    Горная

    Равнинная

    Скорость течения

    Быстрая

    Медленная

    Долина

    Глубокая, узкая

    Широкая, извилистая

    Глубина

    Река неглубокая, с порогами

    Глубокая, судоходная

    Русло

    Слабоизвилистое

    Извилистое

    - На течение реки

    - На форму долин

    - На глубину

    -На пороги и водопады

    - Находят и определяют – на юг.

    - Уклон к югу

    - Находят и определяют – на север.

    - От рельефа

    - На направление рек

    -Находят, читают

    Читают

    -В горных

    - Водопад

    Высказывают свое мнение: Образуются водопады в тех местах, где в русле реки чередуются твердые и рыхлые породы.

    Ищут в карте, находят водопад Анхель, обозначается «вдп. Анхель»

    Читают со слайда

    Высказывают свои предположения.

    -Амазонка.

    -За счет осадков

    -Пересыхающие реки

    -На водность реки

    высказываются

    Читают определение

    -Дождевое, снеговое, ледниковое, подземное

    - От климата

    - Замерзают

    - Они разливаются

    - Половодье

    - Режим реки

    учебник

    Карта, атлас

    презентация

    атлас

    Карта,

    атлас

    презентация

    атлас

    учебник

    презентация

    Определять по карте направление течения, представлять форму речных долин по характеру течения рек, знать понятия – порог, пойма, водопад, знать и уметь показывать по карте самый высокий водопад; знать понятия -питание рек, режим, виды питания; объяснять зависимость питания  и режима от климата

    Познавательные: сравнивать и сопоставлять информацию, ориентироваться в содержании текста

    Регулятивные:  анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

    Коммуникативные: выбирать, информационную модель для передачи своих мыслей в соответствии  условиями коммуникации, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности

    1.  Первичная проверка понимания

    2

    -Теперь мы знаем, как рельеф и климат влияют на жизнь рек.

    Вспомните, на что влияет рельеф?

    Вспомните, на что влияет климат?

    - Теперь мы можем отправиться в самостоятельное плавание.

    -На характер течения, на направление реки, форму долины, наличие порогов и водопадов

    - замерзание рек, водность, питание, режим

    атлас, карта

    повторение влияние рельефа и климата на реки

    Познавательные: обобщать факты и явления

    Регулятивные: осуществлять самоконтроль своей деятельности

    Коммуникативные: выбирать, информационную модель для передачи своих мыслей

    1. Физкультминутка

    1

     Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический  (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.

    выполняют задания учителя

    Формирование ответственного отношения к здоровью

    1.  Первичное закрепление

    4

    Теперь в тетради давайте выполним следующее задание по вариантам самостоятельно.

    1в р Конго

    2 в. р. Амазонка

    По плану охарактеризуйте их, план на бортике корабля

    1. Материк, на котором расположена  река ___________
    2. Исток__________________
    3. Устье______________________
    4.  Характер течения_____________
    5.  Питание_____________________

    - Поменяйтесь тетрадями и оцените по критериям ответ, поставьте оценку

    Выполняют задание

    Соотносят с критериями и ставят оценку

    атлас кораблик

    самостоятельно вспомнить и охарактеризовать по плану и карте реку

    Познавательные: создавать реальный образ предмета на основе условий задачи

    Регулятивные: свободно пользоваться выработанными критериями оценки

    Коммуникативные: строить позитивные отношения, принимать позицию товарища

    8. Рефлексия

    3

    О реках можно говорить бесконечно. Давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Что вам запомнилось больше всего.

    - Итак, продолжите предложения

    1. Сегодня я узнал ….

    2. Было интересно ….

    3. Было трудно …

    4. Мне запомнились задания…

    5. Я понял, что …

    6. Я научился ….

    7. Меня удивило …

    8. Урок дал мне для жизни…

    9. Мне захотелось…

    Делятся впечатлениями, продолжают предложения

    Регулятивные: оценивать реальные результаты индивидуальной деятельности

    Коммуникативные: доброжелательно относиться к окружающим

    1. Информирование о домашнем задании

    2

    Домашнее задание: 1. §48 учить определения

    2. на контурной карте – обозначить крупные реки мира и России.

    Записывают д/з

    дневник

    записать  д/з

    Познавательные: выделять частное из общего

    Регулятивные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

    Коммуникативные: принимать позицию другого


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения

      Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии  развивающего  обучения»  является актуальным и перспект...

    Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

    Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

    Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

    Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

    Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

    Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

    Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством ИКТ

    Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, п...