Статья "Роль музеев в экологическом воспитании школьников"
статья по географии по теме

Кузнецова Мария Васильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzeev_v_ekologicheskom_vospitanii_shkolnikov.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова М.В.

Экологическая проблематика должна стать неотъемлемой частью общего образования и культуры, направленной на формирование у людей сопричастности ко всему происходящему вокруг.

Главные задачи экологического образования – формирование взглядов и убеждений, способствующих ответственному отношению к природе, переход от простой подачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, учиться предвидеть возможные последствия предпринимаемых действий [2].

Важную роль в процессе формирования экологического сознания, экологической культуры населения занимают естественнонаучные музеи (зоологические музеи, ботанические сады, заповедники и так далее). Они создают определенную социокультурную развивающую среду; дают возможность через мир предметов познакомиться с постоянно меняющейся окружающей средой, с результатом антропогенного воздействия на природу; помогают получить набор необходимых комплексных, реальных знаний и представлений о животном и растительном мирах, природных ландшафтах [4].

Андерсен К. (1989) считает, что привитие экологической культуры музейными средствами подразумевает воспитание новой этики, ценностных ориентаций, выработку новых стереотипов поведения общества и каждого отдельного человека в отношениях с различными природными объектами и сообществами. Образовательная среда естественнонаучного музея создает благоприятные условия для развития творческой активности личности, способствует воспитанию гуманизма, формированию представлений о нравственно-этических нормах поведения в обществе и природе [1].  

Как справедливо указывают многие педагоги-экологи (Венгерова Э.В., Иксанова И.В., Гвоздева О.А., Клюкина А.И. и др.), знания, полученные в музее, гораздо лучше усваиваются и надолго запоминаются детьми. Специфика работы музея дает возможность объединить в единое целое информацию по биологии, экологии, истории родного края, географии, рассмотреть с исторической точки зрения особенности местной фауны. Благодаря этому синтезу, раскрываются связи между развитием живой природы и человеческого общества, дети осознают необходимость охраны уникальных природных ландшафтов, мест обитания животных [1].

Музеи природы предоставляют возможности для оптимального сочетания научного изложения материала с предельной наглядностью музейных экспонатов, выступают в роли посредников между биологической наукой и ребенком, устанавливая контакты особого рода, которые в большинстве случаев невозможны в других условиях, что также открывает огромные возможности в области экологического воспитания [3].

Посещение музея позволяет  показать ученику всё многообразие живого мира, а при изучении сложных теоретических вопросов конкретизировать их наглядными примерами, демонстрацией опытов, проведением сложных и интересных лабораторных работ.

Одним из главных центров экологического воспитания в условиях большого города, каким и является город Санкт-Петербург, выступает именно музей. Северная столица с его огромной музейной базой (Зоологический музей Российской академии наук; Ботанический сад Петра Великого; Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева; Музей Горного института; Российский государственный музей Арктики и Антарктики и другие) и накопленным в них уникальным материалом представляет собой огромный ресурс для любого учителя. Кроме проведения обзорных или тематических экскурсий, на базе музеев возможно посещение различных фестивалей и конференций, участие в выставках и конкурсах и так далее.

Таким образом, музей играет большую роль в формировании личности учащегося, способствует привлечению его внимания к проблемам охраны природы, помогает ощутить красоту и гармонию природу, раскрыть ее роль как источника творчества и вдохновения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аксенова П.В. Музейная экскурсия как форма экологического воспитания дошкольников // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. – 2013. – № 4 (22)

[2] Марфенин Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Охрана окружающей среды и природопользование. – 2006. - №33.

[3] Носова Т.М., Шведов В.Г. Образовательный потенциал музея в развитии экологической культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – №2-4 (14).

[4] Суслов В.Г. Актуальные вопросы школьного географического образования // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - М.: ООО "Ар-Консалт". -  2014. - С. 61 - 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

Экологическое воспитание школьников

Сегодня экологическое образование и  воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Роль библиотек и музеев в экологическом воспитании обучающихся

Доклад о роли библиотеки в экологическом воспитании в школе....

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников.

Патриотическое воспитание формируется  на изучении  исторического прошлого  через музей, который существует в любом горо...