Гидросфера- интегрированный урок.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Семёнова Светлана Александровна

Интегрированный урок по теме гидросфера в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidrosfera_6_klass-integrirovannyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема урока

«Гидросфера»

2. Программа УМК используемая для подготовки и проведения урока

  Учебник А.А.Лобжанидзе География.Планета Земля. 5-6 класс.- Просвещение

3. Необходимые ресурсы

Физическая карта мира; запись «Звуки природы. Шум воды»; раздаточный материал: карточка №1 текст «Кто я?», карточка №2 «Умные советы», карточка №3 алгоритм синквейна; оборудование для опытов: штатив, колба, газоотводная трубка с пробками, пробирка, фильтровальная бумага, активированный уголь, вода, гуашь; на доске: столбиковая диаграмма  «Соотношение воды в океанах», пазл частей урока.

4. Ведущая идея урока

Взаимодействие природы и социума.

5. Планируемые образовательные результаты:

- личностные 

  • формирование целостного мировоззрения;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • формирование ценности здорового образа жизни.
  • метапредметные 
  • умение оценивать правильность выполненной учебной задачи;
  • владение основами самооценки;
  • умение определять понятия, строить логическое рассуждение.
  • предметные 
  • знания о гидросфере и ее составе;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни;
  • приобретение опыта проведения несложных химических экспериментов
  •  формирование умений устанавливать связь между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами в жизни.

        6. Интегратор урока   -  взаимосвязь человека и воды.

        7. Описание этапов урока:

- мотивационный этап

Фаза вызова (определение темы урока)

 Текст №1: «Кто Я?» ( раздаточный материал). Учащиеся должны прочитать текст и ответить на поставленный вопрос.

- Мы с вами уже изучали оболочки Земли: литосферу и атмосферу. Сегодня мы поговорим о водной оболочки – гидросфере, «гидро» (в переводе с  греческого языка) – вода,  «сфера»- шар.

-содержательно -  технологический этап

- Рассмотрим, из каких трех главных частей состоит гидросфера.

  1. Мировой океан составляет – 96%.  Учащиеся перечисляют и показывают на физической карте мира океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Сев. Ледовитый

На доске указано процентное содержание воды в разных океанах. Задание: соотнесите цифру и океан.

  1. Воды суши.  Перечислите, какие воды суши вы знаете? (Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, многослойная мерзлота)
  2. Вода в атмосфере. В каком агрегатном состоянии может находиться вода? (Твердое, жидкое, газообразное).  И все три состояния находится в атмосфере  - капельки, пар, льдинки

- Будет ли существовать жизнь на планете без воды? Почему?  (Рассуждения учащихся).

- В глубокой древности крупнейшие цивилизации на Земле развивались вблизи воды. Если вода исчезала, то целые племена или даже народы приходили в движение и переселялись. Крупнейшие водоемы на нашей планете издавна привлекали человека, умевшего ценить и беречь воду. Но не всегда вода бывает чистой и пригодной для питья. Сейчас мы экспериментально докажем, как можно очистить и собрать воду.

Опыт №1: «Перегонка воды». (Этот эксперимент проводят учащиеся 8-го класса)  Т.к. этот опыт требует время, параллельно ученики в классе работают в паре и проводят опыт №2:  «Фильтрование грязной воды»

- Мы получили чистую воду, но можно ли ее пить? (нет) А какой метод вы знаете, чтобы чистую непригодную воду сделать питьевой? Правильно – надо прокипятить. Точка кипения воды составляет 100 градусов «по Цельсию» – предел существования для многих живых организмов.  Вода – самая популярная из всех жидкостей, существующих на Земле. Но многие люди забывают о пользе чистой питьевой воды.  (Ребята знакомятся с текстом №2 «Добрые советы»)

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

Высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете.

     Антуан де Сент- Экзюпери

Какой вывод можно сделать в итоге нашего урока?

Вода – это ЖИЗНЬ!

- рефлексивный этап (подведение  итогов)

  • Составление пазла «Сосуд жизни» (повторение, что проходили на уроке, о чем говорили, что узнали)
  • Ребята проводят самооценку (по критериям – знание и понимание)
  • Под звуки природы  «Шум водопада» учащимся предлагается составить синквейн по теме «Гидросфера», желающие зачитывают.
  • Домашнее задание
  1. по выбору:

-Эссе  (проза, сказка) «Путешествие капельки»

- Рисунок (комикс) – «Путешествие капельки»

  1.  Домашний эксперимент:

  В  стакан №1 налить 100мл  водопроводной воды, опустить железный гвоздь. В стакан №2 налить 100мл водопроводной воды, добавить 1чайную ложку морской соли и опустить железный гвоздь. Через неделю принести таблицу наблюдений за опытами. Сделать выводы по эксперименту.

           Приложение к уроку.

  • Соотношение океанов: Тихий-49%, Атлантический-26%,Индийский-21%, Северный Ледовитый-4%.
  • Текст №1  «Я у древних химиков самым главным веществом считалась. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси, у меня жили русалки и водяные. А у народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит… Кто Я?»
  • Текст №2 «Добрые советы:
  1. Кипяченую воду полезно переливать из стакана в стакан, чтобы обогатить ее кислородом.
  2. Утром натощак полезно выпивать стакан умеренно горячей воды, это поможет очистить кишечник.
  3. Оставшуюся в чайнике воду не кипятите второй раз, она уже вредная для здоровья.
  4. Пейте воду по ¼ стакана каждые 30-40 минут в перерывах между едой.
  5. Когда делаете домашнее задание, пейте маленькими глотками воду, это улучшает работоспособность.
  6. Помните! Регулярное питье воды маленькими глотками – одно из главных условий здоровья!»
  • «Пазл урока» :

- океаны

- воды суши

- воды атмосферы

- «Добрые советы»

-  эксперименты

  • Алгоритм составления синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

         8. Заключение

В процессе урока учащиеся усвоили понятие гидросфера, ее состав. Научились экспериментально проводить очистку воды, получили советы по разумному употреблению воды с пользой для здоровья. Приобрели знания о взаимодействии природы и социокультуры личности. Увидели взаимосвязь между разными областями знаний. Продолжили формировать целостную картину мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Гидросфера и её эстетическое воздействие на человека"

Обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте, раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидрос...

6 класс. Гидросфера 1 урок. "Вода на Земле"

Методическая разработка уроков для 6 класса к разделу Гидросфера...

6 класс. Гидросфера 2 урок. "Части мирового океана"

Методическая разработка уроков для 6 класса к разделу Гидросфера...

6 класс. Гидросфера 3 урок. "Части мирового океана"

после слайда №17 желательно включить релакс минутку http://nsportal.ru/node/540125...

6 класс. Гидросфера 4 урок. "Движение вод в Мировом океане"

методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...