ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природопользование. (Технологическая карта)
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Иноземцева Татьяна Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природопользование.Учебник 8 класс. География.Природа и народы России.  Н.Н.Петрова,Н.А.Максимова. Издательство «Мнемозина».

8. Цель  урока:

-  сформировать представления учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании,о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах и культурных ландшафтов;

– формировать умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v8_kl._prirodopolzovanie.sostavitel_inozemtseva.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природопользование. 

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

2. Место работы ГБООУ «Санаторная школа –интернат г.Петровска»

3. Должность учитель

4. Предмет география

5. Класс 8

6. Тема 4. Урок № 47

7. Базовый учебник 

Учебник 8 класс. География.Природа и народы России.  Н.Н.Петрова,Н.А.Максимова. Издательство «Мнемозина».

8. Цель  урока:

-  сформировать представления учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании,о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах и культурных ландшафтов;

– формировать умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный потенциал учебного материала темы  для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

9. Задачи:

- развивать логическое мышление,

- развивать  работу  с информацией, учебного материала;

 -   воспитывать  личностные  качества  учащихся, способность работать в коллективе.

10 Тип урока Урок открытия нового знания по технологии критического мышления

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах.

12Необходимое техническое оборудование карта,учебник, карточки сорбонки,

13 Структура и ход  урока

1.Этап мотивации учебной деятельности;

2.этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

6.Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы;

8.Этап включения в систему знаний;

9.Этап рефлексии.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии 8 класс. Тема «Природопользование», учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимова, Издательство «Мнемозина».

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1 Этап мотивации учебной деятельности.

Вы познакомились с народами России. С крупными природными районами России и их народами.

Что необходимо человеку для его жизнедеятельности и как происходит взаимодействие с природой.

Сформулируйте цель урока

Учащиеся высказывают свои мнения.

Человеку для жизнедеятельности нужен сон, еда, воздух и т.д. 

Я считаю, что человек очень уж сильно взаимодействует с природой, например газ, древесная промышленность и т. п. -это всё есть у нас благодаря природе.... человек собирает грибы, выращивает овощи-всё это и есть взаимодействие с природой

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
2. В Древней Греции география становится наукой.
3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

Самоопределение Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные: 

- Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

 - осознают познавательную деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопрос.

 -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные:

- проговаривают  последовательность действий на уроке;

Определяем тему урока. О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Предлагают свои варианты темы урока. Озвучивают тему урока. Определяют цели урока.

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Речь пойдет о природопользовании.

Формулирование темы и цели урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы,  формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

1этап.  Вызов.

Выполняется просмотровое чтение пар.47. Скажите о чем мы будем говорить на уроке?

Отвечают на вопрос.

Сегодня на уроке будем говорить о природных ресурсах, о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах, об  увеличении объемов используемых ресурсов, о нефтяной и газовой отрасли хозяйства России. О рациональном и нерациональном природопользовании. Рассмотрим определение природопользовании. Рассмотрим традиционные виды прородопользования и культурные ландшафты.

 Личностные результаты: Формирование мотивационной основы учебной деятельности

 

Анализируют свою деятельность

Познавательные: Осуществляют просмотровое чтение.

Давайте заполним таблицу три колонки Что знаю? Что хочу узнать нового? Что хотел узнать?

Заполните первую колонку. Что Вы знаете о природопользовании?

Заполнение первой колонки таблицы.

Вписывают в первую колонку таблицы свои знания о природопользовании.

Регулятивные:

- определять степень успешности выполнения работы

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

2стадия - осмысление

Сейчас мы с Вами будем работать с новой информацией. Используя метод активного чтения. Читаем осмысленно текст параграфа и ведем записи главного  материала из текста на карточки сорбонки. Затем будем работать по вашим записям на карточках.

Учащиеся читают текст выписывают главное.

1карточка. Природные ресурсы. Земля,недра,воды,леса находятся в собственности государства.В недрах открыты разные полезные ископаемые – минеральные ресурсы.Леса и лесные богатства,составляют лесные ресурсы.Ресурсы океана и пресных вод объединяются понятием «водные ресурсы», сельскохозяйственные угодья относятся к земельным ресурсам. Ресурсы разделены на

 неисчерпаемые – климатические,водные;

Исчерпаемые – минеральные, земельные, растительный животный мир. Подразделяют на возобновляемые (животный и растительный мир)  и невозобновляемые (полезные ископаемые)

2карточка. Влияние на природу хозяйственной деятельности

Человек и его хозяйственная деятельность оказывают как положительное так и отрицательное влияние на окружающую природу, в связи с этим актуальной задачей является охрана природы,рациональное использование и восстановления ее ресурсов, строят очистные сооружения, разрабатываются технологии  когда отходы перерабатываются другим предприятием, загрязненные воды используются вновь,

3 карточка. Экологические проблемы.

Добыча, транспортировка, переработка и использование минерального топлива вызывают целый ряд острых экологических проблем. Это загрязнение атмосферы продуктами сжигания топлива, комплексное нарушение земель, загрязнение вод суши,  почв, деградация лесов – широкомасштабная вырубка, расширение городской черты, строительство автомобильных дорог. Для сохранения лесного хозяйства производятся возобновление лесов (посев и посадка саженцев, уход за ними, но все равно этого не достаточно, леса восстанавливаются медленно. Эффективность такой работы очень мала, в сравнении со Швецией,Финляндией,Канадой.

4карточка. Природопользование.

Природопользование - это деятельность человека, направленная на использование природных ресурсов для удовлетворения  своих потребностей. Оно включает:

-извлечение и переработку природных ресурсов;

- их возобновление и воспроизводство;

-использование и охрану окружающей среды;

Рациональное природопользование подразумевает полное использование природных ресурсов ,их восстановление, многократное применение отходов производства и как результат – уменьшение загрязнения окружающей среды, ее сохранение.

Нерациональное природопользование приводит к снижению качества и истощению природных ресурсов, производству большего количества, отходов, ухудшению и загрязнению окружающей среды.

5карточка. Традиционные виды прородопользования. Проблема традиционных видов природопользования требует пристального внимания. Народ исторически проживающий на определенной территории устраивает свою жизнь в гармонии с природой, старается сохранить среду обитания. Современному человеку нужно изменить свой образ жизни и отношение к природе. За длительный период человек улучшал свою среду обитания, облагораживая ландшафты – сады, парки, которые служат местом отдыха.Каждый ландшафт уникален.  

Личностные: приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

Познавательные

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Включение в систему знаний

Теперь давайте разделимся на три группы  текст  учебника разделим на три части  рассчитайтесь на 1,2,3 поменяйтесь местами и сейчас вы работаете в группе рассказываете, друг другу материал,  по карточкам сорбонкам который вы самостоятельно добыли из учебника.

Работают в группах.

оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Внимательно изучают задания, стараются воспроизвести информацию урока, консультируются друг с другом.  Анализируют, дополняют, делают выводы.

-осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Сейчас давайте поменяемся местами  все кто первые номера садятся в одну группу, кто вторые во вторую и т.д. И каждый номер рассказывает друг другу материал с карточки сорбонки.

Делятся  исследуемой информацией друг с другом.

Личностные;

Формирование уважительного отношения к иному мнению

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- самоопределение, самосознание

- передают материал в словесной форме с карточек сорбонок друг другу. Работают в группе.

- учебно-познавательный интерес,

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

3стадия - осмысление Пробное учебное действие и выявление мест затруднений

Молодцы с заданием справились, давайте подведем итог  дозаполнив таблицу,  которая была  в начале урока, что я узнал нового? Что хочу узнать?

Учитель анализирую таблицу ,отвечает на вопросы детей, Что хотят узнать.

Соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, высказывают свое мнение по пройденному материалу

Личностные:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Работают в группах, заполняют таблицу, общий вывод.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные:

- уметь устно, графически и письменно выражать свои мысли, идеи.

4.Рефлексия.

Ребята о чем мы говорили сегодня с Вами на уроке?

Что такое природопользование?

Какие виды природных ресурсов вы узнали?

Приведите примеры рационального природопользования в вашей местности?

Какие новые слова и выражения вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, по карточкам. Мы говорили о природных ресурсах, о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах, об  увеличении объемов используемых ресурсов, о нефтяной и газовой отрасли хозяйства России. О рациональном и нерациональном природопользовании. Рассмотрим определение природопользовании. Рассмотрим традиционные виды прородопользования и культурные ландшафты.

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. (Источники знаний: учебник)

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Д\З, выставление оценок.

Учитель дает домашнее задание и комментирует его. 

-  Усвоить содержание текста учебника параграф 47. Ответить на вопросы после параграфа.

- Выполнить задание  № 2на стр.61 учебника .Эратосфен и Птолемей входят в число знаменитых ученых древности. Пользуясь текстом учебника и другими источниками информации, подготовьте краткое (7-10 предложений) сообщение о вкладе одного из этих ученых в науку.

Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Записывают, задают вопросы

Дополнительный материал к уроку.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.  ПРИМЕРЫ РАЦИОНАЛЬНОГО И НЕРАЦИОНАЛЬНОГО  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Какова взаимосвязь человека с природой?

Вся история человеческого общества – это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует ее в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

Каковы этапы влияния общества на природную среду?

Этапы влияния общества на природную среду:

– около 30 тысяч лет назад – собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял ее;

– 6–8 тысяч лет назад – сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов;

– средние века – увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов;

– 300 лет назад – промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов, рост масштабов воздействия человека на окружающую среду;

– с середины XX века – современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства, наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество – природная среда».

Дать определение термина «природопользование».

В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

Природопользование – совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Назовите виды природопользования и охарактеризуйте их.

В и д ы   п р и р о д о п о л ь з о в а н и я:

– рациональное;

– нерациональное.

Рациональное природопользование – отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и которым полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики «вглубь», за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т. п.

К  с в е д е н и ю:

– в мире насчитывается более 2,5 тысячи крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2,7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске;

– в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

Нерациональное природопользование – отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе).

Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т. е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот все новых и новых географических районов и природных ресурсов.

П р и м е р ы  такого отношения:

– уничтожение лесов;

– процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

– истребление некоторых видов растений и животных;

– загрязнение вод, почв, атмосферы и т. п.

К  с в е д е н и ю:

– подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т. д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1,5 млн кубометров древесины;

– на каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300–320 кг мусора, в странах Западной Европы – по 150–300 кг, в США – по 500–600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования: созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

И самое главное, что человек должен усвоить при своем взаимодействии с природной средой, – это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, с нарушением равновесия на одном из них происходит изменение и на другом. Лозунг «Природа – мастерская, а человек в ней – работник» сегодня потерял смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и план-конспект урока к УМК "Forward\'\' для 5 кл. по теме "Детские стихи"

Методическая разработка урока \'\'Nursery Rhymes\'\' к учебнику \'\'Forward\'\'для 5 класса под редакцией профессора М.В. Вербицкой написана с учётом требований к уроку нового ФГОС РФ.  Основной акцент у...

Рабочие программы по физической культуре, технологические карты, планы-конспекты уроков, презентации.

Рабочие программы, технологические карты, планы-конспекты уроков. Презентации....

"Образование в Великобритании". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.

Материал подготовлен для студентов 4 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Преподавание в начальных классах"согласно требованиям к аттестации педагогических работников...

Отличия плана-конспекта урока от технологической карты

Отличия плана-конспекта урока от технологической карты...

План-конспект урока с технологической картой по теме:"Степени сравнения прилагательных"

Подробный план - конспект урока с технологической картой по теме: "Степени сравнения прилагательных" для учащихся 4 класса.Конкурсная работа. Авторская разработка. С презентацией....