Общие особенности природы южных материков
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Общие особенности природы южных материков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_osobennosti_prirody_yuzhnyh_materikov.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №    географии в 7-м классе по теме «Общие особенности природы южных материков».

Планируемые результаты

Личностные: Воспитание чуткого, бережного отношения к природе, доброжелательного отношения к одноклассникам и учителю, уважения к их мнению.

Метапредметные: Развитие навыков анализа учебного материала, формирование умений выделять закономерности, устанавливать причинно–следственные связи, сравнивать и делать выводы.  

Предметные: знакомство с  особенностями южных материков. Выделение  общих особенностей  южных материков.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование интереса к изучению живой природы через непосредственное общение с живыми организмами.

Методы обучения

 объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока

Урок  изучения  нового материала

Оборудование

мультимедийное оборудование, атласы для 7 класса, учебник, дидактический материал


Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Организационный момент (1 мин)

Цели для учащихся:

- включиться в деловой ритм урока.

Цели и задачи для учителя:

-включить учащихся в деловой ритм урока, привлечь внимание.

Приветствие

Приветствие учителя. Приготовиться к уроку.

Организация внимания, настрой учащихся в рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины.

Проверка знаний 5 мин

Цель: проверить уровень знаний по теме «Океаны»

Тест по географии в 7 классе по теме «Океаны»

1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн.км2? 
А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый; ; Г) Индийский. 
2.Какой океан омывает берега 4 материков? 
А) Атлантический; Б) Индийский В) Южный; ; Г) Тихий. 
3. В Атлантической океане находится течение: 
А) Куросио; Б ) Гольфстрим;  В) Сомалийское. 
4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): 
А) Зондский желоб; Б ) Гренландское море;  В) Марианский желоб. 
5. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Тихого океана;  В) Индийского океана. 
6. Теплое Мозамбикское течение является частью: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана;  В) Индийского океана. 
7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? 
А) Тихий; Б ) Атлантический;  В) Индийский. 
8. Про Тихий океан можно сказать: 
А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; 
Б Он протянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод; 
В) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 
9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? 
А) Атлантический; Б ) Индийский;  В) Тихий. 
10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах: 
А) Атлантический; Б ) Тихий;  В) Индийский. 

Взаимооценка

Ответы: 1.Б; 2.Г; 3.Б; 4.В; 5.А; 6.В; 7.В; 8.А; 9.А; 10.А;

Метапредметные: Развитие навыков анализа учебного материала

Личностные: самоопределение, самоорганизация.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)

Цель для учащихся:

-сформулировать цель и задачи урока.

Цели и задачи для учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся;

-сообщить тему урока;

- посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока;

-подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

Методы организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.

Согласно теории  литосферных плит на Земле когда-то был один материк, окруженный океаном. Со временем на нем возникли глубинные  разломы и образовалось два континента – в Южном полушарии Гондвана, а в Северном – Лавразия. Впоследствии  эти материки были разбиты новыми разломами. Лавразия раскололась на северные материки: Северная Америка, Евразия. Гондвана – Африку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду.

Все эти материки условно относят к южным материкам.

Какова же тема урока?
Какую цель мы поставим?

Высказывают свои предположения, решают проблемный вопрос.
Называют тему урока.
Определяют, какую цель  урок.

Записывают тему и цель урока в  технологическую карту урока.

Тема урока: «Общие особенности природы южных материков».
Цель: выделить общие особенности южных материков.
Задачи:
 

1.Предметные

  • Выявлять общие особенности южных материков.
  • Совершенствование работы  с различными источниками  информации.

2. Метапредметны

  • Развивать умения извлекать информацию из различных источников информации.
  •  Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  •  Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Формировать умение работать в паре.
  • Умение  представлять результат своей работы;

3. Личностные результаты:

  • Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
  •  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Выделяем общие черты у большинства южных материков. Особенности Антарктиды.

Личностные: самоопределение, самоорганизация.

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать.

Предметные:

Развитие познавательного интереса к географии.

3.Актуализация знаний
Цель для учащихся:

- Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Цели и задачи для учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся;

-подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

Методы организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.

Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны.

Каким образом мы можем найти доказательства общих особенностей природы?
Природа материка зависит от того, в какой части земной поверхности находится материк?
Какой источник информации нам поможет это сделать?

Отвечают на вопрос. Атлас поможет привести доказательства общих особенностей природы материка.  Природа материка зависит от того, в какой части земной поверхности находится материк. Адрес географического объекта – географическое положение.
Выполняют задание 1 (первая строчка таблицы)

Признак сравнения/Задание

 Общие черты

Географическое положение

(Пользуясь  физической картой мира, определите, как располагаются материки по отношению к экватору, южному тропику)

По отношению экватору

расположены в северном и

южном полушарии.

Южный тропик пересекает.

Личностные: самоопределение, самоорганизация.

Метапредметные:

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать.
Предметные:

Активизация мышления учащихся для последующей учебной деятельности. Развитие познавательного интереса к географии.

4. Усвоение новых знаний- 20 мин.

Цели и задачи для учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся;

-подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

Методы организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.

Цели для учителя:

- познакомить учащихся с особенностями географического положения, рельефом, климата, внутренних вод, природных зон южных материков;

-развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

-работа  с различными источниками информации

 - при коллективном выполнении заданий создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности;

- наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.

 Методы организации работы:

Практическая работа с атласом и учебником.

Формы организации работы: индивидуальная, групповая

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

-объяснить особенности  географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон;

-выделить черты сходства и отличия в южных материках;

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:

-активность в ответах на вопросы;

-наличие уточняющих вопросов в сложных местах.

Методы мотивирования учебной активности учащихся:

Эмоциональная поддержка ,установка на перспективу.

Помощь и консультирование при

выполнении практической работы.

Выполняют практическую работу, используя карты атласа, текст учебника, заполняют таблицу в технологической карте урока.

Рельеф

(Пользуясь физической картой мира, определите какие формы рельефа  преобладают у южных материков.
Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.  И на дне океанов,  и на материкее выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины)

В рельефе материков

выделяют две главные

 части

– обширные равнины

и горы.

Большую часть континента занимают

 равнины. Горные системы находятся на

 окраинах материка.

Климат
(Пользуясь картой климатические пояса и области мира,  какие теплые климатические пояса преобладают на территории южных материков)

Экваториальный

субэкваториальный

 тропический

субтропический

Внутренние воды (реки , ,подземные воды)

(Пользуясь физической картой мира, текстом учебника пункт «Внутренние воды»  на стр.105 учебника, определите:

1)от чего зависит направление и течения рек?

2) зависят ли реки от климатических условий?
3) как обеспечены подземными водами?
Найдите и покажите на физической карте мира реки: Нил, Амазонка, Конго)

1)Направление и течение

рек зависит от рельефа.
2)  Реки зависят от климатических

условий. Наиболее густая речная

сеть экваториальном и

субэкваториальном поясе.

 Очень мало рек и  в

 тропическом поясе.

3) Материки хорошо

 обеспечены подземными водами.

Природные зоны
(Пользуясь картой природных зон определите: какие природные зоны преобладают на территории южных материков)

Влажных экваториальных лесов,

Переменно – влажных (в том числе

муссонных)  лесов,

саванн и редколесий,
пустынь и полупустынь,

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Метапредметные

Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. 
Предметные:
выполнение практической работы

5.Первична проверка понимания
Цели для учащихся:

-выполняя тренировочные задания, применить полученные знания ;

- первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала

Цели и задачи для учителя:

-помощь учащимся осмыслить полученные знания;

- осуществить первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала ;

- организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность со сверстниками.

Формы организации работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы организации работы:

фронтальная беседа, работа с картами атласа

Помощь и консультирование при

выполнении практической работы.

Анализ таблицы. Проверка работы учащимися. Перекрестная проверка.

 6.Закрепление материала

Цели для учащихся:

-выполняя тренировочные задания, применить полученные знания ;

- правильно решить задания и получить хорошую оценку.

Цели и задачи для учителя:

-помощь учащимся осмыслить полученные знания;

- осуществить первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала;

- организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность со сверстниками.

Формы организации работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы организации работы:

фронтальная беседа, работа с картами атласа

Помощь и консультирование при

выполнении практической работы.
Задание:

1.​ Самый маленький материк Земли. (Австралия)

2.​ Самый большой по площади из южных материков. (Африка)

3.​ Самый высокий материк Земли. (Антарктида)

4.​ Материк с самой большой в мире пустыней. (Африка)

5.​ Материк с самой длинной в мире рекой. (Африка)

Выполняют задания в технологической карте.

 1 вариант выполнения заданий. Задание 1.Синквейн.
1.Материки
2. Южные, теплые
3. Открывались, заселялись, осваивались.
4.  Южные материки  очень  интересные.
5. Континенты.

Выполняют задания в группах.
Каждой группе необходимо выполнить задание: « Ваша группа туристическое агентство,  которое участвует в конкурсе рекламных туров  по южным материкам. Вы должны убедить туристов и строгих членов жюри, что экскурсионные маршруты в направлении  ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ  (Африка,  Австралия, Южная Америка) будут интересными и увлекательными. Используя таблицу «Общие особенности природы южных материков»,  карты атласа приведите     несколько доказательств.      

Например, Южные материки расположены в теплых климатических поясах и т.п.»

Метапредметные:

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Познавательные: анализ, синтез

Коммуникативные : отстаивать свою точку зрения ,приводить аргументы и

ошибки самостоятельно.
Предметные:

выполняют задания

7. Домашнее задание - 1 мин.

Цель для учащихся:  

-уметь применить все полученные знания  на практике.

Цели для учителя:

-объяснить выполнение домашнего задания.

Творческое задание «Кроссворд южные материки», «Путешествие по южным материки», привести примеры  «Интересные факты о южных материках»

Личностные: самоопределение, самоорганизация.

Метапредметные:

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных путей достижения познавательной цели.

8. Рефлексия -2 мин.

-установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами;

-проверить психоэмоциональное  состояние учащихся, эффективность мотивации деятельности.  

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

   П

М

И

 

 

 

Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку.

Личностные: самоопределение

Метапредметные:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные: аргументация своего мнения

Тест по географии в 7 классе по теме «Океаны»

1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн.км2? 
А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый; ; Г) Индийский. 
2.Какой океан омывает берега 4 материков? 
А) Атлантический; Б) Индийский В) Южный; ; Г) Тихий. 
3. В Атлантической океане находится течение: 
А) Куросио; Б ) Гольфстрим;  В) Сомалийское. 
4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): 
А) Зондский желоб; Б ) Гренландское море;  В) Марианский желоб. 
5. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Тихого океана;  В) Индийского океана. 
6. Теплое Мозамбикское течение является частью: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана;  В) Индийского океана. 
7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? 
А) Тихий; Б ) Атлантический;  В) Индийский. 
8. Про Тихий океан можно сказать: 
А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; 
Б Он протянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод; 
В) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 
9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? 
А) Атлантический; Б ) Индийский;  В) Тихий. 
10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах: 
А) Атлантический; Б ) Тихий; 
В) Индийский. 

Тест по географии в 7 классе по теме «Океаны»

1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн.км2? 
А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый; ; Г) Индийский. 
2.Какой океан омывает берега 4 материков? 
А) Атлантический; Б) Индийский В) Южный; ; Г) Тихий. 
3. В Атлантической океане находится течение: 
А) Куросио; Б ) Гольфстрим;  В) Сомалийское. 
4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): 
А) Зондский желоб; Б ) Гренландское море;  В) Марианский желоб. 
5. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Тихого океана;  В) Индийского океана. 
6. Теплое Мозамбикское течение является частью: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана;  В) Индийского океана. 
7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? 
А) Тихий; Б ) Атлантический;  В) Индийский. 
8. Про Тихий океан можно сказать: 
А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; 
Б Он протянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод; 
В) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 
9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? 
А) Атлантический; Б ) Индийский;  В) Тихий. 
10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах: 
А) Атлантический; Б ) Тихий; 
В) Индийский. 

Тест по географии в 7 классе по теме «Океаны»

1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн.км2? 
А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый; ; Г) Индийский. 
2.Какой океан омывает берега 4 материков? 
А) Атлантический; Б) Индийский В) Южный; ; Г) Тихий. 
3. В Атлантической океане находится течение: 
А) Куросио; Б ) Гольфстрим;  В) Сомалийское. 
4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): 
А) Зондский желоб; Б ) Гренландское море;  В) Марианский желоб. 
5. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Тихого океана;  В) Индийского океана. 
6. Теплое Мозамбикское течение является частью: 
А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана;  В) Индийского океана. 
7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? 
А) Тихий; Б ) Атлантический;  В) Индийский. 
8. Про Тихий океан можно сказать: 
А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; 
Б Он протянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод; 
В) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 
9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? 
А) Атлантический; Б ) Индийский;  В) Тихий. 
10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах: 
А) Атлантический; Б ) Тихий; 
В) Индийский. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока в 7 классе по теме " Особенности природы южной, юго-западной и центральной Азии"

Данная презентация поможет сформировать у учеников понятия о нахождении данных регионов Евразии и познакомит с особенностями их природы....

Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.

 Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...

Урок географии в 7 классе на тему: "Особенности природы и населения южных материков"

На данном уроке уделяется большое внимание  работе с тематическими картами....

Презентация - конспект урока по географии "Особенности природы Южной Америки". 7 класс

Презентация - конспект урока по географии "Особенности природы Южной Америки". Презентация-конспект  - это очень удобный формат подготовки учителя к уроку, особенно при его большой часо...

Особенности природы Южной Америки

Конспект открытого урока по географии в 7 класса....

Особенности природы Южной Америки

материал для дистанционного просмотра...

Открытый урок по географии "Особенности природы материка Южная Америка"

Общее представление об особенностях природы материка Южная Америка...