Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1. Организационный момент (1 мин) Цели для учащихся: - включиться в деловой ритм урока. Цели и задачи для учителя: -включить учащихся в деловой ритм урока, привлечь внимание.
| Приветствие | Приветствие учителя. Приготовиться к уроку. | Организация внимания, настрой учащихся в рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины. |
Проверка знаний 5 мин Цель: проверить уровень знаний по теме «Океаны» | Тест по географии в 7 классе по теме «Океаны» 1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн.км2? А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый; ; Г) Индийский. 2.Какой океан омывает берега 4 материков? А) Атлантический; Б) Индийский В) Южный; ; Г) Тихий. 3. В Атлантической океане находится течение: А) Куросио; Б ) Гольфстрим; В) Сомалийское. 4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): А) Зондский желоб; Б ) Гренландское море; В) Марианский желоб. 5. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое: А) Северного Ледовитого океана; Б ) Тихого океана; В) Индийского океана. 6. Теплое Мозамбикское течение является частью: А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана; В) Индийского океана. 7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? А) Тихий; Б ) Атлантический; В) Индийский. 8. Про Тихий океан можно сказать: А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; Б Он протянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод; В) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? А) Атлантический; Б ) Индийский; В) Тихий. 10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах: А) Атлантический; Б ) Тихий; В) Индийский. | Взаимооценка
Ответы: 1.Б; 2.Г; 3.Б; 4.В; 5.А; 6.В; 7.В; 8.А; 9.А; 10.А;
| Метапредметные: Развитие навыков анализа учебного материала Личностные: самоопределение, самоорганизация.
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) Цель для учащихся: -сформулировать цель и задачи урока. Цели и задачи для учителя: -создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся; -сообщить тему урока; - посредством деятельности детей сформулировать цели и задачи урока; -подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес. Методы организации работы: беседа. Форма организации работы: фронтальная.
| Согласно теории литосферных плит на Земле когда-то был один материк, окруженный океаном. Со временем на нем возникли глубинные разломы и образовалось два континента – в Южном полушарии Гондвана, а в Северном – Лавразия. Впоследствии эти материки были разбиты новыми разломами. Лавразия раскололась на северные материки: Северная Америка, Евразия. Гондвана – Африку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду. Все эти материки условно относят к южным материкам.
Какова же тема урока? Какую цель мы поставим?
| Высказывают свои предположения, решают проблемный вопрос. Называют тему урока. Определяют, какую цель урок. Записывают тему и цель урока в технологическую карту урока. Тема урока: «Общие особенности природы южных материков». Цель: выделить общие особенности южных материков. Задачи: 1.Предметные - Выявлять общие особенности южных материков.
- Совершенствование работы с различными источниками информации.
2. Метапредметны - Развивать умения извлекать информацию из различных источников информации.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Формировать умение работать в паре.
- Умение представлять результат своей работы;
3. Личностные результаты: - Развивать умение высказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Выделяем общие черты у большинства южных материков. Особенности Антарктиды. | Личностные: самоопределение, самоорганизация. Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать. Предметные: Развитие познавательного интереса к географии. |
3.Актуализация знаний Цель для учащихся: - Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Цели и задачи для учителя: -создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся; -подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес. Методы организации работы: беседа. Форма организации работы: фронтальная.
| Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны. Каким образом мы можем найти доказательства общих особенностей природы? Природа материка зависит от того, в какой части земной поверхности находится материк? Какой источник информации нам поможет это сделать? | Отвечают на вопрос. Атлас поможет привести доказательства общих особенностей природы материка. Природа материка зависит от того, в какой части земной поверхности находится материк. Адрес географического объекта – географическое положение. Выполняют задание 1 (первая строчка таблицы)
Признак сравнения/Задание | Общие черты | Географическое положение (Пользуясь физической картой мира, определите, как располагаются материки по отношению к экватору, южному тропику) | По отношению экватору расположены в северном и южном полушарии. Южный тропик пересекает.
|
| Личностные: самоопределение, самоорганизация. Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать. Предметные: Активизация мышления учащихся для последующей учебной деятельности. Развитие познавательного интереса к географии. |
4. Усвоение новых знаний- 20 мин. Цели и задачи для учителя: -создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся; -подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес. Методы организации работы: беседа. Форма организации работы: фронтальная. Цели для учителя: - познакомить учащихся с особенностями географического положения, рельефом, климата, внутренних вод, природных зон южных материков; -развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы; -работа с различными источниками информации - при коллективном выполнении заданий создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности; - наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей. Методы организации работы: Практическая работа с атласом и учебником. Формы организации работы: индивидуальная, групповая Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: -объяснить особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод, природных зон; -выделить черты сходства и отличия в южных материках; Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу: -активность в ответах на вопросы; -наличие уточняющих вопросов в сложных местах. Методы мотивирования учебной активности учащихся: Эмоциональная поддержка ,установка на перспективу.
| Помощь и консультирование при выполнении практической работы. | Выполняют практическую работу, используя карты атласа, текст учебника, заполняют таблицу в технологической карте урока. Рельеф (Пользуясь физической картой мира, определите какие формы рельефа преобладают у южных материков. Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности. И на дне океанов, и на материкее выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины) | В рельефе материков выделяют две главные части – обширные равнины и горы. Большую часть континента занимают равнины. Горные системы находятся на окраинах материка. |
Климат (Пользуясь картой климатические пояса и области мира, какие теплые климатические пояса преобладают на территории южных материков)
| Экваториальный субэкваториальный тропический субтропический
|
Внутренние воды (реки , ,подземные воды) (Пользуясь физической картой мира, текстом учебника пункт «Внутренние воды» на стр.105 учебника, определите: 1)от чего зависит направление и течения рек? 2) зависят ли реки от климатических условий? 3) как обеспечены подземными водами? Найдите и покажите на физической карте мира реки: Нил, Амазонка, Конго) | 1)Направление и течение рек зависит от рельефа. 2) Реки зависят от климатических условий. Наиболее густая речная сеть экваториальном и субэкваториальном поясе. Очень мало рек и в тропическом поясе. 3) Материки хорошо обеспечены подземными водами.
|
Природные зоны (Пользуясь картой природных зон определите: какие природные зоны преобладают на территории южных материков) | Влажных экваториальных лесов, Переменно – влажных (в том числе муссонных) лесов, саванн и редколесий, пустынь и полупустынь,
|
| Личностные: самоопределение, смыслообразование. Метапредметные Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Предметные: выполнение практической работы |
5.Первична проверка понимания Цели для учащихся: -выполняя тренировочные задания, применить полученные знания ; - первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала Цели и задачи для учителя: -помощь учащимся осмыслить полученные знания; - осуществить первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала ; - организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность со сверстниками. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы организации работы: фронтальная беседа, работа с картами атласа
| Помощь и консультирование при выполнении практической работы. | Анализ таблицы. Проверка работы учащимися. Перекрестная проверка. |
|
6.Закрепление материала Цели для учащихся: -выполняя тренировочные задания, применить полученные знания ; - правильно решить задания и получить хорошую оценку. Цели и задачи для учителя: -помощь учащимся осмыслить полученные знания; - осуществить первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материала; - организовать учебное сотрудничество, совместную деятельность со сверстниками. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы организации работы: фронтальная беседа, работа с картами атласа
| Помощь и консультирование при выполнении практической работы. Задание: 1. Самый маленький материк Земли. (Австралия) 2. Самый большой по площади из южных материков. (Африка) 3. Самый высокий материк Земли. (Антарктида) 4. Материк с самой большой в мире пустыней. (Африка) 5. Материк с самой длинной в мире рекой. (Африка)
| Выполняют задания в технологической карте. 1 вариант выполнения заданий. Задание 1.Синквейн. 1.Материки 2. Южные, теплые 3. Открывались, заселялись, осваивались. 4. Южные материки очень интересные. 5. Континенты.
Выполняют задания в группах. Каждой группе необходимо выполнить задание: « Ваша группа туристическое агентство, которое участвует в конкурсе рекламных туров по южным материкам. Вы должны убедить туристов и строгих членов жюри, что экскурсионные маршруты в направлении ЮЖНЫХ МАТЕРИКОВ (Африка, Австралия, Южная Америка) будут интересными и увлекательными. Используя таблицу «Общие особенности природы южных материков», карты атласа приведите несколько доказательств. Например, Южные материки расположены в теплых климатических поясах и т.п.» | Метапредметные: Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез Коммуникативные : отстаивать свою точку зрения ,приводить аргументы и ошибки самостоятельно. Предметные: выполняют задания
|
7. Домашнее задание - 1 мин. Цель для учащихся: -уметь применить все полученные знания на практике. Цели для учителя: -объяснить выполнение домашнего задания. |
| Творческое задание «Кроссворд южные материки», «Путешествие по южным материки», привести примеры «Интересные факты о южных материках» | Личностные: самоопределение, самоорганизация. Метапредметные: Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных путей достижения познавательной цели. |
8. Рефлексия -2 мин. -установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами; -проверить психоэмоциональное состояние учащихся, эффективность мотивации деятельности.
| Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. - В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
| Активно включаются в беседу, высказывают свои мнения, отношения к уроку. | Личностные: самоопределение Метапредметные: Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные: аргументация своего мнения |
|
|
|
|