Игра-общественные слушания "Какое будущее ждет Соловки?"
методическая разработка по географии на тему

Скворцова Ираида Юрьевна

    2017 год -  год 100-летия заповедной системы России. Соловецкому государственному музею-заповеднику как особо охраняемой природной территории исполняется 50 лет.  В ближайшем будущем возможно изменение статуса музея-заповедника Соловецких островов. Разные мнения общественных и официальных организаций отражены в статье, опубликованной в №4 за 2017 год в журнале "География и экология 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakoe_budushchee_zhdet_solovki.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Экология регионов России»

Игра – общественные слушания:

«Какое будущее ждет Соловки?»

И.Ю. Скворцова, учитель географии АНО НОО «Наши традиции»

ЗАО, Москва

К 50-летию музея-заповедника

     Общественные слушания – комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС),направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учёта в процессе оценки воздействия.

     Цель игры – формировать умение принимать решение по изменению формы ООПТ на примере Соловецкого музея-заповедника.

Участникам слушаний, зрителям в зале по итогам слушаний предоставляется возможность проголосовать за оптимальный вариант изменения существующего статуса Соловецкого музея-заповедника на:

1. Государственный заказник,

2. Национальный парк,

3. Достопримечательное (религиозно-историческое) место.

Планируемые результаты

Предметные :учащиеся научатся излагать и обосновывать свою точку зрения,

получат возможность научиться определять пути решения поставленных проблем, прогнозировать последствия развития территории при изменении законодательной базы, определяющей ее статус.

Метапредметные:

познавательные – учащиеся научатся выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

коммуникативные – учащиеся научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для эффективного

решения коммуникативных задач;

регулятивные – учащиеся научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

вырабатывают целостный, социально-ориентированный взгляд на решение проблем комплексной охраны природы и историко-культурного наследия.

В игре могут принять участие до 5 групп от 1 до 3 человек каждая. Возраст участников – 14-15 лет (8-9 класс).

Группы сформированы заранее, задача каждой группы - кратко изложить свою позицию и убедить присутствующих в эффективности своего варианта при смене статуса музея-заповедника.

Игра проходит в виде поочередных выступлений представителей групп, с последующим голосованием всех присутствующих за один из вариантов изменения статуса Соловецкого историко-архитектурного музея-заповедника. Продолжительность – до 1,5 ч.

     Краткая информация от каждой группы может быть следующей.

Соловецкие острова – самый крупный по площади архипелаг Белого моря (347 км2). Состоят из шести крупных островов: Большой Соловецкий –246 км2, Анзер – 47 км2, Большая Муксалма – 17 км2, Малая Муксалма –0,57 км2, Большой Заяцкий – 1,25 км2,Малый Заяцкий – 1,02 км2. В архипелаг входит также более 100 малых островков.

Острова административно подчинены Приморскому муниципальному району Архангельской области. Имеют статус сельского поселения. Население – 900 человек.

Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря, включены в состав особо охраняемой территории – Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (СГИАМПЗ). На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности.

     Главной достопримечательностью и духовным центром островов является Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.

В 1992 г. произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 г. – в Государственный свод особо ценных

объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

     Проблема в том, что с 2005 г. существенно изменился профиль СГИАПМЗ, а именно:

1. В состав музея-заповедника не входит природный ландшафт 6 островов Соловецкого архипелага и окружающая акватория.

2. Понятие о территории СГИАПМЗ как охраняемой территории Соловецких островов исчезло.

3. Территория Соловецкого архипелага теперь не состоит из 4-х функциональных зон охраны, её охранный режим в нормативных документах вообще не упоминается .

4. Музей-заповедник не несёт ответственность за сохранность природной среды архипелага, за исключением зон окружающего ландшафта памятников, земли которых отведены музею-заповеднику.

5. Музей-заповедник не осуществляет контроль за соблюдением режима природопользования на островах.

      Предложение: управление островами нужно доверить организации, статус и форма которой уже разработаны и прописаны в действующем законодательстве. Эта организация

должна нести ответственность за охрану природно-культурного наследия и иметь полномочия эту охрану обеспечить. Это может быть «федеральный заказник» или «национальный парк».

1. Группа географов

     Для справки: В 1963 г. в Архангельской области были созданы первые государственные охотничьи заказники областного значения (видовые), один из первых -Соловецкий, на территории островов Соловецкого архипелага (для охраны и увеличения численности гаги и северного оленя). В 1966 г. было принято Решение Архоблисполкома

о превращении острова Анзерский Соловецкого архипелага в комплексный заказник. Одновременно было утверждено и «Положение об охране природных богатств острова Анзер». Положением запретили свободное посещение этого острова туристами.

В общесоюзных Правилах промысла морских растений и водных беспозвоночных от 1966 г. появился пункт о Правилах промысла водорослей в Белом море, в том числе о запрете промысла в Долгой губе Большого Соловецкого острова. Правилами запрещалась добыча ламинарии от ледостава по 15 июня, фукуса – по 1 июля. Камни, к которым были прикреплены водоросли (субстрат), предписывалось возвращать в море сразу на месте промысла и пр. В этот же период решались вопросы об охране памятников архипелага – в 1967 г. создали Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник – филиал Архангельского краеведческого музея. В том же году были утверждены областные правила охоты, где выделен отдельный пункт о Соловецких островах. В частности, правилами была запрещена всякая охота на острове Анзерский, на остальных островах запрещена весенняя охота, а в местах гнездовий гаги запрещены сбор водорослей, заготовка древесины и другие хозяйственные работы, а также экскурсии до 10 июля.

Через 2 года после утверждения этих правил на Соловках была запрещена всякая охота на всех островах архипелага.

     В 1974 г. в Совете министров РСФСР поддержку получила идея создания новой формы охраняемой территории – природный музей-заповедник. Предполагалось, что этот

вид охраны территорий, наряду с заповедниками и заказниками, сможет совместить охрану памятников и охрану природы наподобие национальных парков других государств, и в Генплане развития территории будут выделены зоны разного функционального назначения – от строгой охраны до хозяйственной. Поскольку к началу туристического сезона Постановление ещё не было готово, 26 июня 1974 года приняли Решение «О запрещении въезда неорганизованных туристов» – разрешалось приезжать на Соловки только в составе экскурсионных групп по путёвкам, либо по приглашениям местных жителей и организаций.

     В 1974 г. вышло Постановление СМ РСФСР и ВЦСПС «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры и природного ландшафта Соловецких островов». Фактически СГИАПМЗ начал действовать в 1975 г. С 2005 г. Соловки вошли в состав Приморского района, поэтому исчезли и районные должности по контролю

за природной средой – районный охотовед, инспектор комитета охраны природы.

Существует надежда на то, что охрана природы на Соловках будет восстановлена на новом уровне, т.к. есть Поручение Президента Российской Федерации № Пр-1625 от

25.06.2012 об определении правового статуса Соловецкого архипелага. Сейчас готовятся материалы для создания федерального комплексного Ландшафтно-морского заказника на Соловецких островах.

 

2. Группа музейных работников

   2017 год – юбилейный для Соловецкого музея-заповедника: ему исполнилось 50 лет. Как филиал Архангельского областного краеведческого музея, Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник был учреждён распоряжением Совета Министров РСФСР № 69-р от 10 января 1967 г.

     Соловецкий музей-заповедник сегодня – это федеральное государственное учреждение культуры, один из крупнейших музеев-заповедников России. В его оперативном управлении находятся более 1000 объектов культурного наследия в хронологических границах от V тыс. до н.э. до XX в. Это динамично развивающийся институт, международный культурный, образовательный и туристский центр, ведущий субъект социально-экономического развития территории Соловецких островов.

Свою деятельность музей-заповедник реализует при поддержке органов государственной власти, в тесном взаимодействии со специализированными организациями и учреждениями, туристическим бизнесом, российскими и международными общественными организациями, частными инициативами.

     Группа считает целесообразным расширение экскурсионной деятельности, без изменения существующего статуса музея-заповедника.

     Для справки: Соловецкий музей–заповедник известен не только памятниками каменного зодчества. Собрание музейных предметов рассказывает о многовековой истории Соловецкого монастыря, о культуре и быте Поморья.

Основные темы комплектования:

археологические материалы, дающие представление о древнейшей истории освоения человеком Соловецких островов с середины V тыс. до н.э. –XV вв.;

предметы, связанные с историей Соловецкого монастыря (иконы, храмовое убранство, документы, книги, предметы быта, ремесленные изделия, строительные материалы и т.д.) XV –XX вв.;

предметы, связанные с историей Соловецких лагерей особого назначения 1923–1937 гг. (фотографии, документы, предметы быта заключенных и т.д.);

предметы, связанные с историей Соловецкой школы юнг, 1941–1945 гг. (личные вещи и предметы военного быта юнг, оружие, корабельные приборы, детали вооружения и  т.д.);

предметы, связанные с историей создания Соловецкого музея-заповедника и реставрацией памятников Соловецких островов (планы, обмеры, документы, фотографии, негативы и т.д.);

предметы, связанные с современной историей Соловков (картографический материал, открытки и фотографии, картины, сувениры, буклеты и т.д.)

     3. Группа, представляющая информацию о позиции Русской Православной Церкви

     20 августа 2016 г. в Соловецком ставропигиальном монастыре состоялось рабочее совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага, на котором присутствовали Святейший Патриарх Кирилл, министр культуры РФ  В.Р. Мединский и губернатор Архангельской области И.А. Орлов, а также другие представители органов власти

региона и страны. На совещании обсуждались, в частности, наиболее актуальные вопросы реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 163-р, которым утвержден перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.

     Предстоятель Русской Церкви Патриарх Кирилл считает необходимым ускорить процесс присвоения Соловецкому архипелагу статуса религиозно-исторического места. Патриарх Кирилл считает, что сегодня совместная задача Церкви и Министерства культуры – «ускорить процесс» формирования того экологического, исторического и культурного облика архипелага, который он должен в итоге обрести с присвоением ему соответствующего статуса.

     Глава юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) подтвердила, что Церковь заинтересована в законодательном закреплении такого статуса для монастырей и храмов, которые являются объектами культурного наследия и возведены до 1917 г. «Это не только Соловки, но и Валаам, Псково-Печерский монастырь, Прилуцкий монастырь, таких православных мест в России около десятка», – отметила она. По словам инокини, статус «религиозно-историческое место» будет означать охрану

духовного наследия, сохранение и защиту особого уклада жизни монастырей. Это значит, что на территории (даже туристической) не будет позволено возводить и открывать развлекательные заведения, проводить шумные мероприятия. Доступ к объектам культуры для туристов будет согласован с монастырской жизнью. Подобный режим существует на Афоне.

     25 июня 2012 г. Владимир Путин подписал поручение Президента Российской Федерации № Пр-1625, в котором было указано на необходимость «…разработки и реализации комплекса организационных, финансовых и иных необходимых мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага с четким определением ответственных исполнителей и сроков реализации, сбалансированных по объемам и источникам финансирования с включением в соответствующую государственную программу Российской Федерации».

     Совместно с Русской Православной Церковью началась разработка Стратегии развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия. В 2014 г. Правительство РФ утвердило комплекс организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага.

4. Группа представителей администрации Архангельской области

     В 2016 г. Правительство РФ приняло распоряжение № 163-р, в котором был утвержден перечень конкретных мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага. Речь идет о строительстве причала, реконструкции соловецкого аэродрома, восстановлении дорог, электроснабжения и прочей инфраструктуры жизнеобеспечения поселка и монастыря. Сейчас архипелаг имеет правовой статус сельского поселения, на территории островов находится также Соловецкое лесничество. В архангельской администрации считают, что острова нуждаются в особом статусе, который позволил бы охранять и уникальную природу, и памятники культурного наследия, и святыни, учитывая интересы местных жителей (900 человек). Пока единого мнения об утверждении нового статуса Соловецкого архипелага нет.

5. Группа юристов

     Информирует об изменениях в ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и в ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” от 25.06.2002 N 73 , по состоянию на декабрь 2016 года. В частности,в последнем появилась новая категория памятников – «религиозно-историческое место», на присвоении которого Соловкам настаивает РПЦ. Поскольку требуется комплексная охрана природы и исторических памятников, при выборе новой формы ООПТ необходимо выбрать наиболее точную юридическую формулировку.

      ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

«Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов

государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

     Основные задачи национальных парков:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

     На территориях национальных парков запрещается любая деятельность,

которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

     Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или

их компонентов и поддержания экологического баланса.

     Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: 

     памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;

     произведения монументального искусства;

     объекты науки и техники, включая военные;

     объекты археологического наследия; 

     ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

      достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;

     памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;

     места совершения религиозных обрядов;

     места захоронений жертв массовых репрессий;

      религиозно-исторические места.

     На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях».

     В заключение игры проводится голосование среди присутствующих, оглашение итогов возможно после небольшого перерыва, в течение которого может быть показан небольшой фильм (видеоролик, мультфильм, презентация и др.) о Соловках.

Используемые ресурсы:

1.www.solovki.ca/book_03_index.php

2. www.solovki_land.ru/priroda_solovkov/

new/genplan_solovki_2015_materialy.html

3.www.solovky.ru/reserve/collections/

4.www.docs.cntd.ru/document/ 901820936

5.www.oopt.info/oopt_statut.html

6. www.ru.wikipedia.org/wiki/Соловец_

кие_острова

7.www.patriarchia.ru/db/text/3978985.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «О тех, кто всегда нас любит и ждет».

Конечно, каждый из вас вправе утверждать, что именно его мама самая лучшая на свете. Сегодня мы с вами и поговорим о ваших самых лучших в мире мамах. Но сначала послушайте сказку....

Сценарий выпускного вечера в 9 классе "Что ждет нас впереди!"

Впереди выпускные вечера. Я хочу предложить сценарий выпускного вечера «Что ждет нас впереди!» связанного материалами астрологического гороскопа. Оригинальность и необычность сценария дает возможность...

Конспект урока в 11 классе, учебник Spotlight 11. Тема: «Тема: Что ждет нас в будущем? Чтение и обсуждение литера-турного отрывка из стихотворения Р. Киплинга «Если…».

Данное занятие способствует:-развитию лексических навыков по теме "Что ждет нас в будущем?",   -развитию интереса учащихся к культурному наследию Великобритании...

Сценарий праздника "Ждет нас 5 класс"

Сценарий праздника окончания начальной школы....

Внеклассное мероприятие : "О тех, кто нас любит и ждет."

Воспитательное мероприятие "О тех, кто нас любит и ждет."...

Общешкольное мероприятие "Страна от края и до края ждет Святого Николая"

Цель: познакомить воспитанников с праздником Святого Николая Чудотворца.Задачи:·                   ...

«Почему нам важно знать, что нас ждет в будущем?»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (коммуникативно-познавательный).Класс: 7 «В»Цель урока: формирование языковой и коммуникативной компетенций у обучающихся 7 к...