Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 5 класса.
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа    и тематическое планирование  составлена на основе примерной программы по географии ( Программа основного общего образования по географии, 5 класс, И,И.Баринова, В.П. Дронов , и др, М: "Дрофа", 2014 г.), которая по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует  "классической " линии. Уровень программы изучения предмета --базовый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Документ Word/29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету "География"

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)

1   уровень программы    базовый      

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)

Учебный год: 2017 - 2018

Класс:  5

Учитель:  Астапенко Ирина Александровна.

                                                 2017 г.

   

 

     

   Рабочая программа по географии  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами основного  общего образования», авторской программой авторов  И. И. Бариновой, В.П. Дронова «Программа основного общего образования по географии. 5 класс»

                   Место предмета в базисном учебном плане.

     Предмет «География» включен в область общественно-научных дисциплин.

В соответствии с примерной программой и учебным планом  МБОУ

СОШ №  для изучения предмета  география  в основной школе отведено  276 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах. Таким образом, в 5 классе на изучение курса «География. Начальный курс» отведено 35 часов в год - 1 час в неделю, (в т. ч. 1 диагностическая работа, 3 теста, 5 практических работ, 1 контрольная работа.

    При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 4 классе при изучении  предшествующего  курса «Окружающий мир», включающего определенные географические сведения.

    УМК: обучение ведется по учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина  «География. Начальный курс»,  учебник  для общеобразовательных  учреждений.– М.: Дрофа, 2014,  атласа и контурной карты «География». 5 класс,  М.: Дрофа 2017 год.

   В МБОУ СОШ № выбрана данная программа, т.к. именно в структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений  учащихся  из разных областей наук о Земле, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс географии направлен на достижение следующих целей:

-знакомство  с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;

-пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

-формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

География  как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

-познакомить  с одним из интереснейших  школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;

-формировать  умения внимательно смотреть на окружающий мир, понимать  язык живой природы;

-развивать понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

-развивать чувства уважения и любви к своей малой родине через активное понимание и сохранение родной природы.

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

  Воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

   - умения работать с географических текстом   (структуирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя географическую терминологию, развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию географических объектов; объяснять, для чего изучают географию.

  - овладения  базовым понятийным аппаратом: план местности, географическая карта, горизонт, ориентирование, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, рельеф, горные породы, море, погода, почва и т.д.

   - умения  наблюдать за погодой, водой и почвами  своей местности, - для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

   - овладение навыками использования  одного из «языков» международного общения – географической карты.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты, «географическая карта», «меридианы», «параллели», «экватор», «северный и южный полюс», «начальный меридиан», «180й меридиан», шкала высот и глубин», «отметки высот и глубин»;

-определять глубины и высоты точек по географической карте;

-наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта.

- навыкам работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности.

-показывать по карте маршруты путешествий разного времени;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их,

работать с компасом,

- наблюдать за погодой, водой и почвами  своей местности, - для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

- находить и называть сходства и различия в изображении градусной сети на карте и глобусе;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

-участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; -  использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

Личностными результатами изучения географии в 5 классе являются: осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность  нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения географии в 5 классе являются: способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Формы организации и виды учебной деятельности

Для более эффективного достижения планируемых результатов в своей деятельности мы применяем такие формы и виды работы как: дидактическая игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультации, экскурсии. Все они важны, поскольку позволяют разнообразить учебную деятельность школьников и создают условия для включения детей в новые виды деятельности.  В частности программой предусмотрены разнообразные экскурсии, которые позволяют расширить представления учащихся об окружающем их мире.

Основными формами работы на уроке является:

- фронтальная работа;

- групповая работа;

- парная работа;

- индивидуальная работа.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, беседа, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание рефератов и докладов, вывод и доказательство формул, программирование, систематизация учебного материала; наблюдения за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций; работа с раздаточным материалом, проведение исследовательского эксперимента.

В процессе изучения предмета «География. Начальный курс» организуется проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся. Обучающимся будут предложены на выбор различные темы из курса 5 класса, которые могут быть оформлены в виде: сообщения, выставки, презентации или мини-представления. Свою работу обучающиеся могут защищать на уроках, по выбранной теме, на последних уроках, данного курса, на общешкольных предметных конференциях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

5 КЛАСС  (35 Ч).

Что изучает география. (1 ч)

Мир, в котором мы живем.  Науки о природе. География — наука о Земле.

Методы географических исследований. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Как люди открывали Землю. (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Географические открытия Средневековья. Открытия русских путешественников.

                                      Земля во Вселенной. (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.  Соседи Солнца. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Мир звезд. Уникальная планета — Земля. Современные исследования космоса. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Виды изображения поверхности Земли. (4 ч )

Стороны горизонта.  Компас. Ориентирование. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Природа Земли. (11 ч )

Как возникла Земля. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам.  Вода на Земле. Мировой океан. Воды суши. Воздушная одежда Земли. Облака. Движение воздуха. Погода. Климат. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема

Количество часов

1.

Что изучает география.

5

2.

Как люди открывали Землю.

5

3.

Земля во Вселенной

9

4.

Виды изображения поверхности Земли

4

5.

Природа Земли

11

Контрольная работа

1

Итого:

35 часов

            Тематическое планирование по географии,   5 класс

№ урока

Тема урока

                            Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)

1.

Мир, в котором мы живем.

2.

Науки о природе.

3

География – наука о Земле

4.

Методы географических исследований

5.

Обобщение знаний.  Тест №1 «Что изучает география». 

Раздел  2. Как люди открывали Землю (5 ч.)

6.

Географические открытия древности и

Средневековья. Пр. работа №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»

7.

Важнейшие географические открытия.

8.

Открытия русских путешественников

9.

Открытия русских путешественников.

Пр. работа № 2 «Важнейшие географические открытия русских путешественников».

10.

 Презентация проектов по разделу 2.

Раздел 3. Земля во Вселенной ( 9 ч.)

11.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

12.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

13.

Соседи Солнца.

14.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

15.

Астероиды. Кометы. Метеоры.

16.

Мир звезд.

17.

Уникальная планета – Земля.

18.

Современные исследования космоса.

19.

Обобщение знаний. Тест №2  «Земля во Вселенной».

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли ( 3 ч).

20.

Стороны горизонта.

21.

Ориентирование.  

Пр. работа №3  «Ориентирование по компасу»

22.

План местности и географическая карта.

Пр. работа №4.  «Построение простейшего плана местности»

Раздел 5. Природа Земли. (11 ч)

+ 1 природная экскурсия

23.

Как возникла Земля. 

24.

Внутреннее строение Земли.

25.

Землетрясения и вулканы.

Пр. работа №5  Обозначить на к/к действующие вулканы.

26.

Путешествие по северным материкам.

27.

Путешествие по южным материкам.

28

Вода на Земле.

29

Воздушная одежда Земли.

30.

Живая оболочка Земли.

31.

Почва – особое природное тело.

32.

Человек и природа. Презентация проектов.

33.

Обобщение знаний и умений.  Тест №3  «Природа Земли»

34.

Итоговый урок по курсу «География». Контрольная работа.

35.

Экскурсия

           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа+ тематическое планирование по математике 5 класс

Данная рабочая программа и тематическое планирование составленно для 5 классов, обучающихся по учебнику Виленкина, с расчётом 6 часов в неделю...

Рабочая программа и тематическое планирование в 11 классе

Материал ориентирован на преподавание геометрии в 11 классе на базовом уровне по учебнику Л.С. Атанасяна. Содержит рабочую программу и развернутое тематическое планирование....

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» (с календарно-тематическим планированием) 6,7 класс

Рабочая программа предметного кружка по математике может служить хорошим подспорьем при составлении тематического планирования кружка для начинающих педагогов....

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс

Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 1-4 классы 5-9 классы ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 1-4 классы 5-9 классы, ФГОС Автрор В.И. Лях . Модуль Самбо...

Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК

Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...