Внеклассное мероприятие " Путешествие в страну мастеров"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Терентьева Ираида Алексеевна

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное мероприятие29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по географическому краеведению

для учащихся 8 класса

«Путешествие в страну Мастеров»

Рукоделие и ремесла  населения Ульяновской области.

Учитель географии

МБОУ СОШ № 63

г. Ульяновска

Терентьева И.А.

Цели и задачи:

- развитие творческих способностей, воспитание чувства уважения и бережного отношения к народным традициям, распространение образцов традиционного народного искусства.

- приобщение к истокам национальной культуры через возрождение видов русского

народного творчества,

- создание условий для успешной реализаций достижений детей и педагогов, популяризация различных видов рукоделия.

Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. На сцену выходят ведущие.

 Первый.Добрый день всем собравшимся в этом зале! Для каждого из нас любовь к Родине начинается с отчего края, с неповторимости родной природы, быта, обрядов, безымянных, но дорогих сердцу песен, сказок, многообразия традиционного народного искусства...

Второй. Праздник у нас сегодня необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса. К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое.


Первый. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня.


Второй. Приглашаем всех в горницу .      

Открывается занавес. Участники посиделок поют песню "В низенькой светёлке".

Первый. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували.


Второй. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит". Летом, как учит пословица, каждый день год кормит, крестьянину сидеть некогда. Но вот все работы на полях, лугах и огородах закончены; урожай собран, припасы сделаны. Теперь вроде бы торопиться некуда, но и без дела сидеть тоже не приходится.

Первый Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды.


Второй. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретёна для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.
Первый. В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. Потом развивается машинное прядение. Нам уже  известны электрические прялки.
Второй .Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками прялке. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

1 девочка (   Кристина  ) Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.   Прясть учились с детства; для девочки – подростка делали кудельки поменьше, для ребенка-совсем маленькие, игрушечные.

2 девочка(  Альбина   ) Пряли только в свободное время. В скупых и слишком строгих семьях был обычай: ходили прясть к соседям, потому что на людях за работой не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Суровый обычай неожиданно оборачивался развлечением. Собираясь вместе, девицы пряли и пели, рассказывали сказки, на эти беседы приходили и парни с балалайками. Труд и веселье тесно переплетались, не мешая друг другу.

3девочка  (  Настя ) Выходит в центр круга.(хоровода)  Игра "Прялица"
Прялица, кормилица моя.
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку поглядывать.
По беседы нет весельица,
Моя милая не сердится.
Моя милая по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била, барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька.(Хоровод , танец « Ручеек» )


 Второй. Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть.


Первый. А что делают из ниток?

Гости в горнице (все): Вяжут и ткут.


Второй. А о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две весёлые сестрицы -
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавичечки. (Спицы)


Первый. Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания - точно неизвестно. Овцы были одомашнены ещё за 9000 лет до н.э., а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.
Вязальщица 1: (   Яна    7б) Посиделки начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе , обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц - хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки или носочки - их нужно пять. А для большого свитера - только две.
Вязальщица2: (Амина  7б   ) Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.

Нет милей для женщин дела, чем вязание на спицах.

Отрешенны и серьезны их внимательные лица.

Головы поклон спокоен, и как будто спят ресницы.

Только кисти рук подобны в облаках летящим птицам.

Второй - В мире происходит настоящая вязальная революция. Вяжут молодые и старые, богатые и бедные, опытные и начинающие. Конечно, у каждого на то свои причины. Для одних вязание – хобби, для других – возможность общения.. Сегодня  вязать стало модно. Современное ручное вязание – это творчество, и творчество в самом высоком смысле – «от кутюр» .

Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.)


Первый.  А наш подарок – сказка « Клубок»      ( инсценированная сказка) уч-ся 5 а класса

Второй. А теперь настала очередь нового ремесла.
Ткачиха   (  Василина   ) Из дальнего угла достается огромный ткацкий стан и начинается монотонная, на первый взгляд, работа. Много полотна надо было наткать за зиму, чтобы хватило и на рубахи, и на полотенца, и на многое другое. Работа это требовала сноровки и терпения. На ткацком станке можно было выткать и грубую холстину; обычно это могла делать любая женщина в селе. Но чтобы изготовить такое или особо нарядное полотно-требовалось очень высокое мастерство. Слова о таких мастерицах летела далеко за пределы села.

Первый  Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст. - Из чего изготавливали холст?   - Да, правильно, изо льна.

1 девочка (    Настя      ). Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество - одно из самых древних ремёсел. Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма (демонстрируются вещи на столах).


2 девочка ( Полина       )  Тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь. Да и верхнюю носили много лет. Полотенца, скатерти тоже служили нескольким поколениям  Вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимым и богатым орнаментом, разнообразием переплетений    По-настоящему за ткачество брались с Евдокии (14 марта) и занимались им до посевных работ .И ещё бабы верили, что на Евдокию "все подземные ключи" закипают, поэтому начинали белить холсты.. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно, и пели веснянки.

Второй.

Погоди, честной народ, отдохни немножко,

 Вот потешница идёт, поразвлечь немножко!

Потешница. (  Лиза 8 а)   Здравствуйте ребята, гости. А хорошо ли вы знаете пословицы?

Я начинаю пословицу, а вы  должны продолжить.

– Длинная нитка, (ленивая швея).

– За всякое дело (берись умело).

– Штопай дыру, (пока не велика).

– Каков мастер, (такого и дело).

– Семь раз отмерь, (один раз отрежь).

– Поспешишь – (людей насмешишь).

– Делу время – (потехе час).

Потешница.

Молодцы, пословицы вы знаете.

А загадки умеете отгадывать?

Отгадав загадку, вы узнаете, о каком ремесле дальше пойдёт речь.

Быстрая, блестящая,

 мастерица настоящая,

 за труд не требует наград,

 весь мир ее обновкам рад. (Иголка.)

Потешница.      Правильно, иголка – инструмент для вышивания. Мы познакомим вас с вышивкой. 

Первый - Искусство вышивания имеет многовековую историю. На Руси вышивка бытовала еще в до монгольский период. Археологи при раскопках славянских курганов и поселений находят обрывки ткани со следами вышивки. Изобретение вышивания золотом относится уже к 130 году до Рождества Христова.

Второй - Испокон веков вышивка была любимым занятием величественных цариц, томных принцесс и романтических барышень. Умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ремеслу начинали с 4 – 5 лет. Крестьянская девочка к 14 – 15 годам сама себе должна была приготовить приданное, а это до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек.

1-й ученик. ( Света    ) Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в IX-XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.

    Вышивальщица 1– ( Гульназ  )  Особенно популярной в 19 веке становится вышивка крестом по канве цветными нитками. Шов крестом или так называемый русский шов, самый распространенный, он употреблялся еще в глубокой древности.

   Выцветший вышивки

   Крестик цветной

 Крестит и крестит нас

 Женской рукой.

 То на батисте,  То на холсте

 Истину крестит  О красоте....      Показ различных вышивок.

Вышивальщица2  (  Анастасия   ) Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву - и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительность. . Работы вышивальщиц удивляют нас своим мастерством и сегодня. Полюбуйтесь и вы, дорогие гости, на изделия с вышивкой.

Второй. Подходят к концу посиделки в нашей горнице. Дорогие гости, мы совсем не хотим, чтобы вы думали, что настоящие мастера у нас только женщины. Немало их и среди мужчин. Но о мужском ремесле - другой разговор.


 Первый. А мы заканчиваем наш праздник частушками.


1.(Все)Мы Заволжские ребята,
Интересно все живём,
Про народные ремёсла,
Вам частушки пропоём.

2.Дайте лён, дайте лён,
Дайте 40 веретён.
Стану прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.

3.Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!

4.Не стругает мой рубанок,
Не пилит моя пила,
Ко мне милка не приходит -
И работа не мила.

5.Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно, долго сердится.

6.Шила, шила сарафан -
Исколола пальчики.
А надела сарафан -
За мной гурьбою мальчики.

7.Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь .
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.

8.(Все)Мы пропели вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки ,
Затанцуют старики.


Второй – Вместе с возвращением к нашим людям Веры в добро, Любви к прошлому

растёт Надежда на то, что будут возрождены порою забытые виды русского народного творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"

Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Информатика" (5-6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия - игры по станциям "Путешествие в страну "Информатика" для учащихся 5-6 классов.Цели:Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.Создать условия для...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Конспект открытого мероприятия "Путешествие в страну мастеров"

Цель данного мероприятия развитие мотивации к творчеству и самостоятельности у детей. Мероприятие позновательное, проводится в игровой форме (путешествие по станциям). На данном мероприятие ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Мастеров"

Цель. Расширить знания учащихся младших классов о многообразии профессий. Формировать коммуникативные качества учащихся. Прививать интерес к рабочим профессиям, труду....