Методическая разработка урока «Атлантический океан»
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Методическая разработка урока на тему «Атлантический океан» для 7 класса, с помощью которой учитель познакомит учеников с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atlanticheskiy_okean.docx18.66 КБ
Файл atlanticheskiy_okean1.pptx809.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: 

«Атлантический океан»

7 класс

Цель:

Изучение географического положения, истории исследования Атлантического океана, его особенностей природы и хозяйственное использование.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

2. Развивать умение работать с разными источниками знаний – картами атласа, учебником, умение выделять главное, анализировать, выявлять причины особенностей природы океана;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: 

комбинированный

Формы работы: 

индивидуальные, фронтальные, групповые

Методы работы:

объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, поисковые

Используемые технологии: 

наглядно-иллюстративные, информационные, коммуникативные, проблемного обучения

Оборудование урока: 

географический атлас за 7 класс, контурная карта, презентация к уроку, проектор, компьютер учителя, учебник «География материков и океанов» 7 класс: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев.

Ожидаемые результаты:

знать/понимать

- историю исследования, происхождение океана, рельеф дна, хребты и котловины, особенности природы, экологические проблемы;

уметь

- находить в разных источниках информацию о природе океана, уметь ее анализировать;

- выделять особенности компонентов природы;

- объяснять хозяйственную деятельность человека и использование богатств океана;

- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.

Ход урока:

Вводная часть, актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Фронтальный письменный опрос по теме:  «Тихий  и  Индийский  океаны»

Запишите ниже на листке в первой строке – Тихий океан, во второй – Индийский океан. Прочитав   утверждение, определите, о  каком  океане  идет  речь.  Запишите  соответствующую цифру к океану.

1)    Этот океан  занимает 1/3 поверхности планеты;

2)     название  океану  дал  Ф. Магеллан;

3)     северной  частью  океан  омывает  материк  Евразия.

4)  в южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа;

5)     одно  из  морей  океана  имеет  самую  высокую  соленость  в мире.

6)     этот  океан  соединен  с  Северным  Ледовитым  океаном  Беринговым  проливом;

7)     богатейшее  месторождение  нефти  на  шельфе  Персидского  залива;

8)     самый  теплый  океан  по  температуре  поверхностных  вод;

9)     через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы;

10)   в  северной  части  океана – мощное  Муссонное  течение;

11)   этот  океан  занимает  почти  ½ площади Мирового океана;

12)   западной  частью  омывает  Африку;

13)   на востоке этого океана  расположен  Марианский  желоб;

14)   занимает третье место  по  величине;

15)   здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна , весом до 250 кг;

16)   берега океана слабо изрезаны. Островов мало;

17)   срединно - океанические хребты делят ложе океана на три части 

18) на  западе  океан  омывает  Евразию,  на  востоке – Америку.

Правильность  выполнения   диктанта:

Тихий океан:  1,2,4,6,8,11,13,15,18

Индийский океан:  3,5,7,9,10,12,14,16,17

Критерии  оценок:

«5»  -  16 - 18  правильных  ответов;

«4»  -  13 - 15   правильных  ответов;

«3»  -  9 - 12    правильных  ответов;

«2»  -  0 - 8    правильных  ответов.

Изучение нового материала (см. прикрепленную презентацию)

Закрепление материала, тест:

1.  В Атлантическом океане имеются следующие острова (отметьте  правильное утверждение):

1)  Куба, Азорские, Мадейра.

2)  Гавайские, Новые Гебриды, Каролинские.

3)  Шри-Ланка, Мадагаскар, Ява.

2.  Атлантический  океан  омывает берега:

1)  Китая.

2)  Австралии.

3)  Алжира.

4)  Бразилии.

5) Индии.

6) России.

3.  В  каких  широтах  расположена  наиболее  широкая  часть  Атлантики?

1)  в  полярных.

2)  в  тропических.

3)  в  умеренных.

4)  в  экваториальных.

4.  «Эти  два течения Атлантического  океана  теплые, переносят  воду  из  тропических  широт   в  умеренные  и проходят   вдоль восточных  берегов  материков».  Какие это течения?

1)  Канарское  и  Бенгальское;

2)  Гвианское  и  Бразильское;

3)  Гольфстрим  и  Бразильское;

4)  Северо-Атлантическое  течение  и  течение  Западных  ветров.

5.  Где в Атлантическом океане интенсивно  добывают  нефть?

1)  в  Балтийском море и Гудзоновом заливе;

2)  в  Саргассовом;

3)  в  море  Уэдделла;

4)  в  Северном море и Мексиканском заливе.

6. Течения в Атлантике  в отличие от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте, а  почти вдоль меридианов. Выберите правильное объяснение:

1) Ветры над океаном направлены с севера на юг.

2)  Большая вытянутость океана с севера на юг.

7. Через какие проливы и каналы Атлантический океан соединяется с Тихим:

1) Берингов;

2) Мозамбикский;

3) Дрейка;

4) Ла-Манш;

5) Панамский;

6) Магелланов.

Поставьте  себе  оценку, согласно  критериям:

«5»  -       7       правильных  ответов

«4»  -     5-6    правильных  ответов

«3»  -     3-4    правильных  ответа

«2»  -     0 - 2    правильных  ответа

Домашнее задание:   

1. Параграф №19;

2. Заполнить контурную карту, выполнив задание в ней.

3. Подготовить сообщение о природе океана (по желанию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные характеристики Атлантического океана Второй по величине океан Площадь – 91, 6 млн. км 2 Объем - 329,7 млн. км 3 Средняя глубина - 3 600 м Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико)

Слайд 2

Географическое положение океана Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору

Слайд 3

История исследования океана Первыми Атлантику пересекли викинги Х.Колумб – первый море- плаватель эпохи Великих географических открытий, который отважился пересечь Атлантический океан Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIX века

Слайд 4

Происхождение Атлантического океана Атлантический океан - самый молодой, образовался около 160 млн. лет назад при распаде Гондваны

Слайд 5

Рельеф дна океана Почти посередине океана проходит Срединно-Атлантический хребет На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков

Слайд 6

Температура и соленость океана Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰. Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется ?

Слайд 7

Трагедия «Титаника» , который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов. Течения выносят айсберги в открытый океан до 40 0 с.ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства.

Слайд 8

Органический мир океана Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

Слайд 9

Хозяйственная деятельность в Атлантическом океане Транспортные пути Рыбный промысел Добыча полезных ископаемых Рекреационные ресурсы

Слайд 10

Экологические проблемы Ежегодно в Атлантический океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ

Слайд 11

Вопросы

Слайд 12

1. Укажите особенность ГП Атлантического океана: 1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом. 2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается начальным меридианом. 3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом. 4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни начальным меридианом.

Слайд 13

2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: 1) Северной и Южной Америки; 2) Южной Америки и Африки; 3) Африки и Европы; 4) Европы и Северной Америки.

Слайд 14

3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики? 1) в полярных и умеренных; 2) в тропических и умеренных; 3) в умеренных; 4) в экваториальных.

Слайд 15

4. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане? Выберите ответ с правильным объяснением: 1) нет, так как Атлантический океан очень узкий; 2) нет, так как береговая линия материков в Северном полушарии сильно изрезана; 3) да, так как течения возникают в результате общей циркуляции атмосферы; 4) да, так как водные массы находятся в постоянном движении.

Слайд 16

5. «Эти два течения Атлантического океана теплые, переносят воду из тропических широт в умеренные и проходят вдоль восточных берегов материков». Какие это течения? 1) Канарское и Бенгальское; 2) Гвианское и Бразильское; 3) Гольфстрим и Бразильское; 4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров.

Слайд 17

6. Почему в северной части Атлантического океана айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах? 1) на эти широты их выносят течения; 2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут; 3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах; 4) климат в сороковых широтах очень суровый.

Слайд 18

7. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть? 1) в Балтийском; 2) в Саргассовом; 3) в море Уэдделла; 4) в Северном.

Слайд 19

8. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: 1) уступает Индийскому, но превосходит Северный Ледовитый; 2) превосходит Тихий и Индийский океаны; 3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому; 4) уступает Тихому и Индийскому океанам.

Слайд 20

Ответы 3 5) 2 4 6) 1 2 7) 4 3 8) 2

Слайд 21

Спасибо за Внимание

Слайд 22

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл .: учебник. – М.: Дрофа, 2009. http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geologiya/ATLANTICH ESKI_OKEAN.html http://www.privateers.ru/notorious-persons/columbus.html https://olkpeace.org/forum/viewtopic.php?f=51&t=63808&start=30 http://planetolog.ru/map-ocean-zoom.php?ocean=AT&id=2 http://www.just-facts.ru/morya_okean/index.html http://planet.iitp.ru/Oper_pr/Water_Atlantic.html http://realnoeblyndelo.ucoz.com/news/2011-01-2 http://www.calend.ru/event/5010/ http://www.zoopage.ru/stat.php?idstat=237 http://informing.ru/economics/ http://www.what-this.ru/nature/morya-i-okeanyi/lyudi-i-more.php http :// www.oceanology.ru / plastic-rubbish-blights-atlantic-ocean /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Мировой океан"

Обобщающий урок по теме "Мировой океан" с использованием групповой работы....

Презентация к уроку "Атлантический океан"7 класс

Презентация к уроку "Атлантический океан"7 класс...

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...

Презентация к уроку "Атлантический океан"

Презентация к уроку "Атлантический океан"...

Урок " Атлантический океан"

презентация к уроку...