Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Белавская Марина Владимировна

Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._kruzhka_podg_k_olimpiadam.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное цчреждение

Вознесенская средняя общеобразовательная школа

Программа кружка

«Подготовка к олимпиадам по географии»

для 7 класса

      Автор программы:

Белавская Марина Владимировна, учитель географии первой квалификационной категории

2016-2017 учебный год

                         Пояснительная записка

Программа  кружка “Подготовка к олимпиадам по географии ” рассчитана на 35 часов, обладает новизной для учащихся.

Двадцать первый век называют информационным веком. Идет интенсивное формирование единого информационного пространства, и чтобы идти в ногу со временем, современному человеку необходимо получить востребованное образование и быть квалифицированным специалистом. В последнее время всё большее число людей для того, чтобы получить специальность или нужные навыки, выбирают такую форму обучения, как дистанционное образование.

Школьникам XXI века, как и их сверстникам предыдущих эпох, необходимо помочь учиться и изменяться таким образом, чтобы они могли принимать решения на основании понимания своего места в мире и собственного представления о нем.

Задача преподавателя в процессе обучения состоит в том, чтобы: ориентировать ученика (дать ясную, логическую структуру предмета); мотивировать его (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес); представить материал (ввести новые знания в ранее усвоенный контекст); объяснить (привести примеры и дать необходимые пояснения, развить (дать дополнительный материал для более детального ознакомления вопросом); закрепить (дать возможность потренироваться и проверить понимание материала); подтвердить адекватность достигнутого знания и его соответствие требуемому уровню.

 

Цели и категории учащихся.

Основная цель данного курса - сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных задач различного уровня сложности. Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения предмета.

Курс предназначен для подготовки учащихся 7-11-х классов, он ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени, связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Он призван способствовать интеллектуальному развитию учащихся; сформировать у учащихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.

Актуальность курса

Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. Данный курс является средством дифференциации индивидуальности обучения, которое позволяет за cчёт изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.

Бесспорным преимуществом индивидуального или группового  обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.

Инвариантность содержания

  • курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения;
  • как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.
  • при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.

Практическая направленность содержания

Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где необходимы знания по данному предмету. Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Систематичность содержания

 Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Классические предметные олимпиады проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный (районный, городской), региональный (краевой, областной), федеральный окружной, заключительный (всероссийский, международный). Конечным результатом олимпиады является комплекс выполненных заданий обучающимися с заранее известными ответами для жюри.

В программе по подготовке учащихся к олимпиадам работа определиться стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности и соответствует следующим характеристикам:  

1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету.

2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний.

3. Обогащение. Данный тип стратегии  ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами.

4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.

Цели и задачи курса.

Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития  культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.

Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам;

Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно  добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.

Предполагаемые результаты изучения курса.

Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные  понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

-овладеть умением характеризовать отдельные понятия и явления;

-уметь понимать смысл поставленного вопроса;

   -развивать познавательные интересы;

-применять полученные знания и умения;

-уметь решать задачи с производственным содержанием;

-уметь пользоваться справочным материалом для нахождения нужных знаний.

-уметь пользоваться интернет источниками

Методы преподавания курса.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся.

Групповое и индивидуальное обучение обучение делает акцент, прежде всего на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают  поддержу и понимание каждому члену группы.

Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.

Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопроса и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения основных терминов и степень сформированности умений, приобретённых в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и задания творческого характера.

Программа рассчитана на 35 часов: один час в неделю, в форме индивидуально-группового, а также дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма занятий, виды работ

Мультимедийное сопровождение, ТСО, наглядные средства

1.

Странные и загадочные места на Земле

лекция

Энциклопедии, справочники, презентация

2.

Призрачные земли.

Доклады

Фотографии ,карты

3.

Айны-жители о.Хоккайдо

Ролевая игра

Костюмы, фотографии

4.

КВН « Хочу много знать!»

Игра

Ноутбук,проектор

5.

Египет-страна фараонов.

Выступление в роли гида

Презентации,фотографии из интернета

6.

Финляндия-страна тысячи озёр.

Слайд-шоу

Компьютер, проектор, презентация

7.

Пустыни Австралии.

Фотовыставка, работа с Интернет, создание презентации

Компьютер, презентация, фотографии

8.

Лемурия-о.Мадагаскар.

Практическая работа.

Энциклопедии,доп.литература,атласы

9.

Гималаи.

Виртуальная экскурсия

Ноутбук ,пректор

10.

Великие путешественники 19  века.

Ролевая игра

Фотографии из интернета,выступления учеников

11.

Ужас сельвы

Заочная экскурсия

Компьютер, диск для 7 кл.

12.

Вулканы ю.Америки

Практическая работа

Презентации,ноутбук,проектор

13.

Океания-седьмая часть света

Игра

Листы с заданиями для команд

14.

Исландия-страна вулканов и гейзеров

Выступление в роли гида.

Презентация страны

15.

Традиции и обычаи арабских народов

Творческие отчеты

Костюмы, рисунки,фотографии.

16.

Пигмеи-лесные люди.

Зарисовки

Электронная презентация

17.

Тадж-Махал-жемчужина Индии.

Работа с источниками

Книги, ресурсы Интернет

18.

Одиссея команды Кусто

Ролевая игра

Костюмы, интернет ресурсы

19.

Священные места на Земле.

Практическая работа

Атласы 7 кл,физическая карта мира

20.

Нью-Йорк-город  небоскрёбов.

Слайд-шоу

Компьютер, презентация

21.

Турция  глазами туристов.

Выступление в роли гида.

Презентация страны,ноутбук,пректор

22.

Красная книга мира.

лекция

Иллюстрации

23.

Исчезнувшие  цивилизации.

Сообщения

Ноутбук,проектор,доп.литература.

24.

Мифические животные.

Беседа

Презентация

25.

Жилища народов мира

Иллюстрации, слайды, поделки

Фотографии, слайды

26.

Долгожители мира.

Лекция

Иллюстрации

27.

Самое-самое на Земле

Сообщения

Энциклопедии, справочники, презентация

28.

Китай- поднебесная империя

Выступление в роли гида

Презентация

29.

Кубачи-мастера из металла.

Работа с интернетом

Интернет ресурсы,фотографии

30.

Музеи мира

Пресс-конференция

Иллюстративный и текстовый материал

31.

Остров свободы-Куба

Создание визитной карточки страны

Материал для оформления

32.

Необычные люди нашей планеты

Сообщения

Доп.литература,интернет ресурсы.

33.

По следам Робинзона Крузо.

Практическаяработа

Атласы 7 кл,физическая карта мира

34.

35.

Викторина « По странам и материкам»

Обобщение

Итоговая зачетная работа, обмен мнениями

Иллюстрации

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

I.  Технические средства обучения:

  1. 1)Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Принтер;
  4. Сканер.

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Список литературы для учителя

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Изд-во ЛГУ, 1969.
Белова Е. Одаренные люди в детстве. Дошкольное воспитание. 1996. №10.
Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
Волков И.П. Много ли в школе талантов. Новосибирск, 1989.
Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. М., 1991.
Гильбух Ю.З. Внимание: одарнные дети М., 1991. 27.Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. Вопросы психологии. 1990. №4.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка. Челябинск, 1998.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.
Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. – 1992. - №3
Крамаренко В.Ю. Интеллект человека. Воронеж.: Изд-во Воронежского гос. Ун-та, 1990.
Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия, 1997.
Кузнецова Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века. Дисс. На соискание ученой степени кандидата психологич. Наук. Нижний Новгород, 1996.
Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность. Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный географ"

программа расчитана на учащихся 6-8 классов, состоит из двух разделов: в первом рассматриваются вопросы картографии, минералогии, ориентирования; вторая часть программы посвящена краеведению....

Программа кружка "Юный географ"

Программа содержит материал начального курса географии и краеведения, расчитана на учащихся 6-8 классов. Срок реализации 1 год....

Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»

Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...

программа кружка "Занимательная география"

Программа дополнительного образования "Занимательная география", 1,5 часа внеделю, 6 класс...

программа кружка по географии "Познание мира по картам"

программа кружка по географии с расчасовкой на учебный год и календарно-тематическим планированием....

Программа кружка по географии "Занимательная география"

Программа кружка по географии для учеников 8-9 классов...

Рабочая программа кружка по географии: "За страницами учебника географии"

Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос в...