Взаимодействие земных оболочек.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Урок географии в 6 классе по ФГОС.В технологической карте отражены все этапы современного урока.Рабочий лист содержит материал для самостоятельной работы шестиклассников, для поэтапной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudenko_l.d._vzaimodeystvie_zemnyh_obolochek.docx237.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. ФГОС.

Автор

учитель географии: Руденко Лилия Демидовна

Предмет

география

Класс

УМК

«Дрофа» География.6 класс; П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2015

Тема урока

 «Взаимодействие земных оболочек»

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Образовательные ресурсы

 презентация, рабочие листы, интерактивная доска, заготовки для рефлексии,  мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска

Актуальность использования средств ИКТ

использование средств ИКТ помогает наглядно, доходчиво, современно объяснить и оценить результаты усвоения темы учащимися.

Цель урока

создать условия для формирования умений анализировать   источники географической информации; способствовать формированию представлений о  взаимосвязях земных оболочек.

Задачи урока

обучающие задачи:

проверить и оценить знания учащихся по теме;

научить определять взаимосвязи;

показать значение знаний о взаимосвязях земных оболочек

развивающие:

формировать умения работать с источниками географической информации;

формировать  умения  и навыки  работы с атласом, контурной картой,  тестами.

формировать критическое мышление

развивать логическое мышление

развивать интерес к предмету, понимание  значимости  географических  знаний для реальной жизни.

развивать наблюдательность, умение внимательно слушать;

развивать аналитико-синтетические способности учащихся для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;

развивать пространственное мышление.

воспитательные:

формирование чувства гордости и любви к родной природе;

формирование географического  сознания учащихся;

воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Методы обучения

практический, поисковый, эвристическая беседа, иллюстративный, критического мышления

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, групповая, фронтальная 

Средства обучения

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

Метапредметные  результаты

Личностные результаты

использовать приобретённые знания и умения для определения взаимосвязей;

формирование научного мировоззрения на основе географических знаний;

знать:  понятия: «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», биосфера», «ноосфера»; продукты обмена оболочек;

определять и объяснять взаимосвязи и взаимовлияние земных оболочек, влияние геосфер на биосферу;

уметь составлять схемы, отображающие процессы; определять причинно – следственные связи, составлять логические цепочки;

сравнивать: воздействие оболочек на биосферу

регулятивные:

уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

познавательные:

представлять текстовую информацию в виде схемы;

располагать в логической последовательности слова;

уметь вести групповой  поиск, анализировать

коммуникативные:

уметь осмысливать информацию;

владеть устной  речью;

уметь организовывать  учебное  сотрудничество в  паре со  сверстниками, с  учителем;

формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

умение анализировать и  интерпретировать информацию в соответствии с поставленной   задачей;

владеть  практическими навыками работы с текстом;

формирование географической культуры;

понимание  значимости  географических знаний в реальной  жизни  людей;

осознание  необходимость изучения географии;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве  в процессе учебной деятельности;

умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

I.Организационный момент

Приветствие. Создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу. (слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Улыбнитесь. Надеюсь, вы на уроке будете так же активны.

Мы с вами продолжаем путешествие по земным оболочкам, но, чтобы его продолжить, необходимо проверить,  что вы усвоили по изучаемой теме.

Настраиваются на восприятие материала урока.

Педагог создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

Положительная мотивация к учебной деятельности

II.Актуализация знаний

Организует контроль знаний по теме.

- Подпишите свои рабочие листы. (Приложение I) 

Ответьте на вопросы

1.Наибольшая концентрация организмов характерна для:

а. атмосферы

б. гидросферы

в. литосферы

г. биосферы

2.Условия существования организмов не зависят от:

а. температуры и влажности;

б. от светового режима;

в. от  преобладающих видов облаков.

3. Главная причина зональности - это:

а. изменение влажности;

б. изменение соотношения тепла и влажности;

в. изменение влажности

4. Самая холодная природная зона:

а. тайга;

б. тундра;

в. антарктическая пустыня

5. высотная поясность проявляется:

а. в горах;

б. на равнинах;

г. в Мировом океане.

Критерии самопроверки

(слайд 2)

5 + – 3 б.

4 + – 2 б.

3 + -  1 б.

2 +  - 0 б.

1+  -  0 б.        

Отвечают на вопросы.

1.г

2.в

3.б

4.в

5. а

Самопроверка, самооценка (в рабочих листах) по критериям (слайд 2)

Индивидуальная работа.

Умение акцентировать внимание, готовность к усвоению знаний;

осознание значимости  географических знаний; умение объяснять географические понятия; умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

навыки самооценки по критериям.

III. Целеполагание.

Мотивация.

Мотивирует на целеполагание.

- Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы — за 2 тыс. лет, углекислый газ — за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры.

- Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего урока

 (слайд 3)

- Опираясь на тему урока, определить цель урока.

- Запишите цель в рабочих листах.

- Живые организмы  относятся к какой геосфере?

- Вода, которую они пропускают через себя за 2 млн. лет, относится к какой сфере?

Кислород и углекислый газ, которые живые организмы пропускают через себя – компоненты какой оболочки?

Живые организмы, отмирая, образуют…..?

Сформулируйте основные задачи урока  «Как …», «Какими …»

«Как влияют….»

Мотивирует к активной познавательной деятельности

- Задача учащихся — составить логическую цепочку из слов и составить развернутый ответ.

( Приложение III)

Высказывают предположения, аргументируют. С помощью учителя определяют тему, формулируют цели и задачи урока.

Цель: изучить  взаимодействие земных оболочек.

Задачи:

- как взаимодействуют земные оболочки;

- какими веществами обмениваются;

- как земные оболочки влияют на биосферу

Заполняют рабочий лист.

Оценивают свое участие в постановке цели.

Составляют логическую цепочку.

тепло, влажность, растения, кислород, углекислый газ, животные

Индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Индивидуальная

Работа в парах

  • Умение концентрировать внимание, ставить учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;  оценивать свою деятельность.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, коммуникативные навыки.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Выполняют физические упражнения

Индивидуальная.

Установка на ЗОЖ.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Организация работы с информационными листами.

На  ваших столах лежат информационные листы (Приложение II) Прочитайте, пожалуйста, проанализируйте полученную информацию.

Найдите ответы на вопросы.

Читают, анализируют, находят ответы на вопросы, размещенные после текста.

Работа в парах.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать, читать; участвовать в совместной деятельности; организовывать сотрудничество, работать в группе; использовать речевые средства для выражения мыслей; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Коммуникативные навыки.

V. Первичная проверка новых знаний

Организация первичной  проверки усвоения новых знаний.

В рабочем листе, с помощью стрелок  составить схему, отражающую взаимосвязи земных оболочек и их обмене веществами.

Организует самопроверку

(слайд 5)

Выполняют задания. Чертят схему.

Самопроверка по образцу.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, применять знания на практике; осознание необходимости изучения данной темы;

оценивать свою работу,

сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми.

VI. Первичное закрепление

Организует первичное закрепление знаний.

Составляют  логическую   цепочку.

Работа в паре.

Умение применять знания на практике.

Итоги урока

Организует самооценку.

Оценивают выполнение задач. Подводят итоги. Самооценка достигнутых результатов.

Индивидуальная работа.

Навыки самооценки

Домашнее задание

(слайд 9)

I.Написать мини- рассуждение:

1.«Человек – царь природы»   или

2.«Человек – не царь природы» - «5»

II. Составить 5 вопросов по  данной теме, которые можно применить  к  ситуации «человек - природа» - «4»

III.Подобрать примеры влияния человека на природу -  «3»

Выбирают задание в соответствии со своим уровнем знаний.

Индивидуальная.

Рефлексия

Сегодня урок географии:

   – легкий – трудный;

   – интересный – скучный;

   – полезный – ненужный.

Я ученик:

 – старательный – ленивый;

 – внимательный – невнимательный;

 – урок усвоил – не усвоил. 

Я  запомнил...  Я  узнал...

Я  повторил...  Я  удивился …

Анализируют свою учебную деятельность

Индивидуальная работа.

Навыки самоанализа.

Приложение I.

Рабочий  лист.

     Ученика (цы)    6 А    класса.                                                               Фамилия.  Имя _________________________________

Этапы урока

              Самооценка.  Баллы

1 этап: « Ответь на вопросы»

1.Наибольшая концентрация организмов характерна  для:

         а. атмосферы       б. гидросферы       в. литосферы      г. биосферы                

2.Условия существования организмов не зависят  от:

         а. температуры и влажности;       б. от светового режима;     в. от  преобладающих видов облаков.

3. Главная причина зональности - это:

         а. изменение влажности;    б. изменение соотношения тепла и влажности;    в. изменение влажности

4. Самая холодная природная зона:

         а. тайга;    б. тундра;    в. антарктическая пустыня

5. Высотная поясность проявляется:

        а. в горах;      б. на равнинах;      г. в Мировом океане.

Ответы: 1___; 2___; 3_____; 4_____; 5_____

5+   -   3 балла

4+   -   2 балла

3+   -   1 балл

2 +  -   0 баллов

1 +  -   0 баллов

Мои баллы______

2 этап: «Определи цель урока»

Цель:_____________________________________________________________________________________________

Поставил цель самостоятельно – 2б.

Определил с помощью –

Не справился – 0 б.

Мои баллы ______

 3. Составить схему: «Взаимодействие  оболочек»

С помощью стрелок, указать взаимодействие  земных оболочек. На стрелках указать вещества, которыми они  обмениваются.

                                                              АТМОСФЕРА    

                                                                                                                                         

                                                                                                                                            БИОСФЕРА

     

             

               ЛИТОСФЕРА                                                            ГИДРОСФЕРА

         

                   

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                     

-Правильно составленная схема –4 б

- С незначительными ошибками (не все продукты обмена указаны – 3 б

- С  ошибками (не все стрелки или продукты обмена подписаны)–2 б.

Стрелками обозначены взаимосвязи – 1б.

Мои баллы_____________

Подведение итогов

9 -8  баллов-«5»

7 - 6 баллов -«4»

5 - 4 баллов-  «3»

Сумма баллов___________

Отметка_______________ 

 Рефлексия.

    Сегодня урок географии:                               Я  ученик                                                             Я  узнал...                  

  – легкий – трудный;                                  – старательный – ленивый;                                      Я  запомнил....

 – интересный – скучный;                          – внимательный – невнимательный;                       Я  повторил...

 – полезный – ненужный.                           – урок усвоил – не усвоил.                                       Я  удивился …

 

Приложение II.                                        

Взаимодействие земных оболочек.

     Атмосфера, литосфера, гидросфера и биосфера –  оболочки земного шара. Земные оболочки взаимно проникают друг в друга и обмениваются веществами. В воздухе и воде, например, содержатся твердые частицы, попадающие в атмосферу и гидросферу при извержении вулканов или захватываемые с земной поверхности ветрами и водами. В литосфере, в свою очередь, присутствуют воздух и вода.
     Воздух является необходимым условием для жизнедеятельности всех организмов. Растения, поглощая углекислый газ, производят органические вещества и выделяют кислород, который необходим для дыхания животных. Животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ.

      Живые организмы подвергают земные оболочки сложным изменениям. Они  поглощают и накапливают не только кислород, но и углерод,  азот, водород, фосфор, серу, йод, железо и другие элементы.

      На местах массовой гибели животных и растений обнаруживается отложения мела, известняка, нефти, угля и других горных пород. Животные и растения  участвуют в процессе выветривания (разрушения) горных пород.

      Атмосфера нагревается от земной поверхности. Ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф.

      Пыль и другие мелкие частицы, поднимающиеся с земной поверхности, влияют на прозрачность воздуха и на прогревание верхнего слоя земной поверхности. Вокруг поднявшихся в воздух мелких частиц сгущаются водяные пары, образуются облака и т. д.

       Все процессы, происходящие в живых организмах, невозможны без наличия воды. Вместе с тем живые существа также влияют на водную оболочку Земли. Если бы в океане не обитали существа, использующие кальций для строительства раковин, солевой состав океана был бы совершенно иным.

     Благодаря кругообороту воды в природе происходит постоянная связь биосферы с атмосферой, гидросферой и литосферой.

     В результате взаимодействия и взаимовлияния оболочек сформировалась особая оболочка Земли - географическая оболочка. В географическую оболочку входят измененный под влиянием других оболочек верхний слой литосферы, нижний слой атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

Найдите ответы на вопросы (устно)

Как взаимодействуют земные оболочки?

Какими веществами обмениваются атмосфера и гидросфера? атмосфера и литосфера?

атмосфера и биосфера?

Какими веществами обмениваются гидросфера и литосфера? гидросфера и биосфера?
Какими веществами обмениваются биосфера и литосфера?


Приложение III.

тепло

тепло

тепло

тепло

тепло

тепло

влажность

влажность

влажность

влажность

растения

растения

растения

растения

животные

животные

животные

животные

кислород

кислород

кислород

кислород

углекислый газ

углекислый газ

углекислый газ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздействие организмов на земные оболочки

Рассказывается о воздействии живых организмов на земные оболочки...

Воздействие организмов на земные оболочки

Примеры воздействия живых организмов...

Обобщение по теме "Земные оболочки"

Обобщение по теме "Земные оболочки", 6 класс...

Конспект урока по географии для 6класса "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки"

Конспект урока по географии для 6 класса на тему: "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки", дополнттельный материал....

Тест по географии для 6 класса "Земные оболочки"

Тест, состоящий из 14 вопросов с одними и теми же вариантами ответов, который дается для очень быстрой проверки знаний после изучения всех земных оболочек. Тест упрощенный; рекомендован для учащихся с...

Разработка урока по курсу «География. Начальный курс» 6 класс, глава «Строение Земли. Земные оболочки», тема: «Рельеф дна мирового океана»

Разработка урокапо курсу «География. Начальный курс» 6 класс,глава «Строение Земли. Земные оболочки»,тема:«Рельеф дна мирового океана»...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....