урок «Байкал –жемчужина Сибири».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Левицкая Александра Николаевна

Урок направлен на формирование представлений у обучающихся о природной уникальности озера Байкал, способствует воспитанию  чувства любви и бережному отношению  к природе. В уроке использовано стихотворение «Откровение Байкала» Л. Гибадуллиной, что повышает интерес  не только к основам экологии и географии, но и литературы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal_-zhemchuzhina_sibiri.docx26.14 КБ
Файл den_baykala.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

 «Байкал –жемчужина Сибири».

Цель урока: 1. Создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной уникальности озера Байкал

 Задачи:

Образовательные: сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, раскрыть уникальность природы Байкала.

Развивающие: Развивать навыки работы с источниками географической информации, умение выделять главное из текста, обобщать, делать выводы, способствовать самостоятельности мышления и развитию критического мышления учащихся, развивать познавательный интерес, развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного объекта.

Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства любви к природе, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к изучению предмета.

Оформление: географическая карта, видео материал стихотворение  «Откровение Байкала» Л. Гибадуллиной, презентация комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ход урока:

Организационный момент:

Слово учителя:

Это место называют жемчужиной Сибири. Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку.

Древен род его в природе

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем

Как его мы назовем

Вопрос: Что это за природный объект? ( Байкал)

Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля, это место называют  жемчужиной Сибири,  уникальным водоемом. С 1996 года он вошёл в список  всемирного наследия  ЮНЕСКО (2 слайд)- стал объектом, который сохраняется в силу культурной, исторической, экологической  значимости  (3 слайд- критерии отбора). Летом 2008 года вошёл в список  «7 чудес России»- наша гордость, достояние. Каждое второе воскресенье сентября в Иркутской области отмечается День Байкала.

Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал- жемчужина Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь тему урока)

Актуализация знаний:

Учитель: Каковы ваши представления, ассоциации о Байкале?

( Ученики высказываются, а учитель фиксирует на доске - чистая, пресная вода, эндемики: нерпа, глубина, ветра…)

Изучение новой темы:

Учитель: Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Характер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.

 Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Стихотворения посвящают этому чудо- природы. Вот одно из них: «Откровение Байкала» Любови Гибадуллиной. Ученики заслушивают стихотворение фиксируют в тетради уникальные черты природы Байкала, а с другой стороны листа свои чувства при прослушивании стихотворения.

ОТКРОВЕНИЕ БАЙКАЛА Л. Гибадуллина

Я ЕСМЬ Байкал. Я — Чаша созиданья
Воды прозрачной, пресной и живой.
В Огне рождён. Я — Чудо Мирозданья.
Я — Вечножитель с дивной синевой.

Верховным взором Небо окрыляю,
Творю для Выси — свежесть, чистоту,
Дыханием Свободы вдохновляю,
Качая первозданно Красоту.

Волнами грозно, пагубно швыряюсь,
Стелюсь, ласкаясь, к диким берегам,
В пространстве лёгким вздохом растворяюсь,
Смиряя шум лесов и птичий гам.

Горжусь тайгой, горами и ветрами,
Багульником невиданной красы,
Заснеженными скалами, цветами —
В сверкающей алмазности росы.

Брусничностью полянок удивляю,
Сиреневым наплывом чабреца,
Волшебным ароматом исцеляю,
Меняя звучность красок без конца.

Кедровой стройностью вас поражаю,
Берёзовой роскошностью листвы…
Открою тайну: Дух Святой стяжаю,
Да так, чтоб им пропитывались вы!

Дразнясь, подбрасываю в воздух брызги,
Отсвечиваю Солнца свет и свет Звезды,
С иных планет шары гоняю, диски —
Над зазеркальным таинством воды.

Я в лунных бликах нежусь сокровенно,
Держа в своих ладонях корабли,
Играю облачностью вдохновенно
В плывущей светлой ауре Земли.

И нерпой я горжусь, и редкой рыбой:
Сиг, омуль, хариус — богат мой дом!
Скалой Шаманской — легендарной глыбой,
Горжусь искристым, но коварным льдом!

Я издревле пою, кормлю вас, люди,
Для глаз дарю заманчивую гладь…
А вы меня… в плоть, в сердце… из орудий
Невежества! — в крови вся рукоять.

По горлу режете консервной банкой,
Хруст от стекла — на дне, в песке, в камнях,
Костров ожоги, стружка свежей ранкой
И рваные рубцы от пил на пнях.

От вырубок Природа обеднела,
А вы — свои лишь знаете права!
Отходы льются мне отравой в тело,
Окурками усыпана трава.

Кругом бутылки, грязные пакеты
И свалки мусора среди холмов.
Где ваше осознанье? Совесть — где ты?!
Повсюду лень неразвитых умов.

Тишь, благодать опошлены, распяты:
Мат, музыка дурная из машин!
Срам! — от стыда все чувства в ком измяты:
Загажен я от моря до вершин!

Всё реже вижу я орла полёты,
Смолкает лебедя прощальный крик…
Дрожь от стрельбы в животных с вертолёта —
Пронзительный, неблагородный миг!

Гордыня, властность — без участья сердца,
Без жалости, заботы, доброты.
Я вас прозвал «порода иноверцев»,
Предавших память предков, их мечты!

Непостижимо ваше безразличье,
Невыносима безрассудства мгла!
Какое-то циничное величье —
Без дум о будущем и без тепла.

Как больно мне!!! Но зло терпеть не буду!
В душе, признаюсь, — толщи горьких слёз!..
Преступность вашу, чёрствость не забуду!
Обиды мне не сбросить под утёс!

Вам не прощу с корней упавших сосен
И лиственниц погибших не прощу!
Пожаров, уходящих с лета в осень…
По всем загубленным, скорбя, ропщу.

Довольно! Насмотрелся, нарыдался!
Могу раздаться, смыть брега свои!
Вам столько раз мозги промыть пытался,
Но вы и без мозгов, и без Любви!..

Опомнитесь! Ведь я ещё в вас верю,
Надеюсь и люблю вас, как детей!
Прощать и равновесным быть умею…
Но вот дождусь ли благостных вестей?!

Поймите же: ведь я — купель Вселенной,
Святая ванна духов и богов,
Купаясь, причащаетесь мгновенно
К величественным знаниям веков.

В который раз взываю к Милосердью!
В который раз ещё молюсь за вас!
Сарминской ярой страшной круговертью
Пре-ду-пре-ждаю честно всех сейчас!

Я ЕСМЬ Байкал. Я — всех энергий Кладезь.
Могучий Центр загадочных систем.
Я — Провиденье, Мудрость, Сила, Радость,
Господний поднебесный Вифлеем.

Все чувства глубоки в Огне накала!
Уважьте ж Откровение Байкала!

Обобщение:

 После знакомства со стихотворением. Ученики возвращаются к ассоциациям  о Байкале, зафиксированными  на доске учителем в начале урока. И дополняют, теми особенностями природы, которых не оказалось на доске.

Рефлексия:

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями  при прослушивании стихотворения, какие чувства вы испытали? (стыд, недоумение)

О чем нам повествует стихотворение? (равнодушие, безразличие)

Как исправить эти ошибки? (Люди должны бережнее относиться к природе).

А что можете сделать вы? (волонтёрское движение по сбору мусора, создание социальной рекламы в защиту озера Байкал)

Используемая литература:

1.Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е издание, переработанное и дополненное. Иркутск; Восточно-Сибирское изд. 2000, 224 с.

2.Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240 

3. Стихотворение «Откровение Байкала» Любови Гибадуллиной


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Байкал- жемчужина Сибири

Слайд 2

Организация Объединенных Наций ЮНЕСКО комитет всемирного наследия

Слайд 3

Критерии Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности . Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

презентация "Жемчужина Сибири"

Презентация создана как дополнительный материал к уроку географии в 6 классе по теме "Озёра"....

Жемчужина Сибири-Байкал

Иллюстрированный альбом с описанием оз. Байкал. Работа учащихся МОУ Боровской ООШ.8 класс....

Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Данный урок помогает развивать  у  учащихся познавательный  интерес к  предмету, создавать условия для формированияумений работать в коллективе, воспитывать то...

конспект урока Байкал-жемчужина Сибири 8 класс

Данный урок давался в 8 класс в качестве видеозаписи урока на аттестацию по новому...

Урок " Байкал - жемчужина Сибири"

Урок по теме "Байкал - жемчужина Сибири" 8 класс разработан для использования групповой формы работы учащихся и может использоваться как отчет групп ученых исследователей Байкала....