Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Праздникова Светлана Валентиновна

Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе: " Живые организмы в суровых условиях                               Антарктики".

Цель: Сформировать у учащихся знания особенностей взаимосвязи растений и животных с природными условиями Антарктики.

Задачи:

1. Расширить и конкретизировать знания по экологии

2. Сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка.

3. Развить познавательный интерес учащихся, развивать творческое мышление.

Форма организации урока: театрализованный урок - экспедиция, урок - дискуссия.

 Добрый день, дорогие ребята!

 Здравствуйте те, кто любовался горами.

 Приветствую тех, кто восхищался красотой моря

Добрый день те, кто красовался лесом.

Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.

1. Для начала мне хочется предложить Вам игру , которая называется " Веришь - не веришь".

( на партах берут конверты с жетонами и поднимают по очереди: если согласны, то зеленый , а если нет, то красный).

1. Верите ли вы, что Антарктида находится в южном полушарии.

2. Правда ли говорят, что это самый холодный материк земли.

3. Действительно материк открыл Колумб.

4. Верите ли вы, что материк получает тепла больше других материков планеты.

5. Правда ли, что Антарктида самый высокий материк планеты

6. Действительно на материке много судоходных рек.

Да, ребята я поняла одно, что вас не так то просто ввести в заблуждение.

( СЛАЙД 1).

А теперь посмотрите на доску: перед вами логические цепочки.  Попробуйте из каждого ряда найти " белую ворону".

АФРИКА, АНТАРКТИДА, АВСТРАЛИЯ, пингвин

ЭКВАТОР, ТРОПИК, лишайник, ПОЛЯРНЫЙ КРУГ,  

АТМОСФЕРА, БИОСФЕРА, белая щука, ГИДРОСФЕРА, ЛИТОСФЕРА

криль, ТИХИЙ, ИНДИЙСКИЙ, АТЛАНТИЧЕСКИЙ, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

Так о чем пойдет речь на нашем уроке: (ответы детей)...........

( СЛАЙД 2).

Сегодня мы проведем с вами дискуссию на тему: " Могул ли живые организмы выжить в Антарктиде, а если могут, то как им это удается в столь суровых условиях?"

 Стук в дверь, входит заранее подготовленный ученик в шапке и с лыжами.

С ним с удивление здоровается учитель и спрашивает где тот был?

Диалог ученика:

" Бывали ли вы в удивительном месте, на самом краю земли, где жестокое солнце, морозы и страшная пурга. Вот и не бывали , а я только оттуда. ДА, да, я побывал в Антарктиде.

Но со мной случались страшные вещи: Я был на обширной равнин, и у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялся высоко в горы. Почему со мной такое случилось?

В диалог вступает учитель , который предлагает ребятам помочь объяснить данный факт.(ответы детей; Высота льда  Антарктиды примерно 2 км, поэтому ее еще называют "землей за облаками")

- Вокруг меня был снег, и я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках. Почему?

( Антарктида-страна жесткого солнца. Здесь шесть месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от него даже можно временно ослепнуть.

- Я видел птиц, у которых яйца не в гнездах , а между лап. Кто это? ( Пингвины, у них самцы носят яйцо в лапах, которые закрывает толстая складка из пуха).

- Там морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это? Подкожный жир смазывает шкуру, и вода скатывается с нее. не смачивая поверхность.

А еще я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как такое то может быть? ( Это виды тюленей - морской лев, морской слон, морской леопард.

Как интересно все то, о чем ты  сегодня рассказал. Нам хочется все увидеть собственными глазами. Ребята, я предлагаю вам отправится на этот материк . Вы согласны?  (да).

Настоящие путешественники записывают все свои наблюдения в экспедиционные дневники,. они уже есть у вас на партах.

Запись удобнее делать в виде таблицы  вы будите заполнять ее в течении нашего урока, это будет результатом вашего путешествия ( таблицы готовые на столах).

Прежде чем отправится в путешествие , нужно решить, что взять с собой и какую одежду подобрать. Чтобы лучше определиться с этим пусть ребята расскажут нам каков же климат

  Антарктиды:

( СЛАЙД 3).

Выступление докладчика.

Самый суровый и холодный на Земле климат формируется под влиянием Г.П. , ледникового покрова. Снежно - ледяная поверхность континента поглощает только 10 - 20% солнечного излучения, остальные 80% отражаются снежной поверхностью и уходят в космическое пространство. Над  материком формируются холодные и сухие  антарктические воздушные массы. На  ледяным куполом образуется гигантский  антициклон  с нисходящими потоками воздуха из высоких слоев атмосферы. Тяжелый холодный воздух с высокого ледяного купола из центра материка растекается во все стороны. образуя стоковые ветры.

особенно суровы в Антарктиде зимы, средние температуры достигают -60 градусов. На станции "Восток " зарегистрирован абсолютный минимум температура для всей планеты -89,2.градусов. Летние температуры во внутренних областях редко поднимаются выше -36 градусов. По направлению к океану на ледниковом слое и особенно в прибрежной  полосе средние температуры воздуха значительно выше: летние температуры от 0 до -16.

Количество осадков изменяется от центра к побережью. В центре материка. на ледниковом плато. озадков 30-50 мм/ год. На склоне осадки в виде снега 100-200 мм/в год. на побережье осадков выпадает до 700 мм/год, главным образом в виде снега и лишь изредка идут дожди.

Из-за разницы атмосферного давления над сушей и океаном возникают стоковые ветры. направляясь на север эти холодные массы воздуха сталкиваются с более теплыми влажными воздушными массами, перемещающимися с океана. Поэтому в полосе ледникового склона шириной 700-800 км в прибрежных частях бывают особенно сильные штормовые ветры с пургой и метелями. скорость ветра достигает 50-60. иногда и 90м/с. но бывает и до 320 м/с.

Дополняю о ветре.

Итак берем с собой: Теплую одежду, веревку, очки, компас, запас пищи и можем отправляться.

На самом-самом юге, как, впрочем и на севере, Так много интересного, почти нам неизвестного и сказочного чуда.

К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,

С урока путешествовать по атласам и картам несется наш фрегат. Здесь круглый год не тает лед, лежат кругом снега,

Ну а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз и сильная пурга.

Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг.......

И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.

На экране появляется слайд с Антарктидой(СЛАЙД 4)

Вот мы и прибыли и сразу за дело. как  же все таки здесь здорово!  Нам нужно выяснить какие живые организмы встречаются здесь и как они могут выжить.

Ответ докладчика 2:

(СЛАЙД 5)

Лишайники - пионеры среди растений( их здесь около 300 видов). Они не прихотливы, встречаются на побережье, в антарктических оазисах и даже в 300 км от южного полюса. Выглядят они очень разнообразно по виду и цвету - от ярко оранжевого до черного и темно - серого. Лишайники бывают по виду листовидные - на подобие цветочков, кустистые - как кустики. Но все они накипные, т.е. очень плотно прилегают к поверхности скал в виде корок  также селятся  на поверхности мха, так что их можно отскоблить только ножом. Мхи - наиболее высокоорганизованные из низших растений. Здесь представлены в основном подушечные мхи. Встречаются они в оазисах и защищенных от ветра местах.

Спрашиваю я:

Почему лишайники имеют темный цвет? Почему они стелятся? Почему на протяжении всей жизни они остаются маленькими.

Докладчик 2:

Следующие представители растительного мира - это водоросли. Низшие растения, около 800 видов, особенно много диатомовых. В океане произрастает и гигантская  водоросль-макроцистис, которая образует целые подводные леса. ( СЛАЙД 5).

Докладчик 3:

 В антарктических водах много криля. ( СЛАЙД 5).

Норвежским термином криль называют рачков-черноглазок, которые питаются водорослями. Криль очень питательный, он содержит микроэлементы и аминокислоты. Крили – это основная пища китов.

Так же в антарктических водах обитает белая щука-это прозрачная ледяная рыба. Она питается крилем, а сама служит пищей для птиц и тюленей. Встречаются головоногие моллюски кальмары. Они являются пищей китов.

Докладчик 4:

( СЛАЙД 6).

 Ученик докладчик  дает характеристику млекопитающих  и птиц ( морской слон.  синий кит. пингвины

Задаю вопрос:

Ребята, а как вы думаете, почему птицы образуют птичьи базары? ( Для сохранения тепла и для защиты от врагов). А теперь давайте попробуем составить цепь питания из обитателей Антарктиды и посмотрим всем ли им хватает пищи.

Вызываю по одному ученику к доске и ребята выстраивают цепь питания, заранее выучив слова.

1 СОЛНЦЕ ( Я единственный источник на Земле для всего живого)

2 ДИАТОМОВАЯ ВОДОРОСЛЬ ( Я - очень важное звено, я - основа пищевой цепи).

3 КРИЛЬ ( Где моя любимая водоросль? Съем!).

4 КАЛЬМАР ( Люблю криль! Очень питательная белковая пища).

5 КИТ (  Какое разнообразие пищи! Очень вкусно!)

6 РЫБА ( Мне чего-нибудь оставили поесть?)

7 ТЮЛЕНЬ и ПИНГВИН : хором ( Где наша еда?) О, да ее тут много! Всем хватит.

8КАСАТКА ( Я нахожусь на самом верху цепи, я хищник. Где мой пингвин?)

Учащиеся составляют в тетрадях схему ( СЛАЙД 7).

Так давайте же сделаем вывод о том, как же организмы приспосабливаются к суровым условиям Антарктики.

РАСТЕНИЯ: темный цвет-притяжение тепла

 Плотное прикрепление к скалам в виде подушек -  защита от ветра.

Животные: наличие подкожного жира

Жировая смазка шкуры и перьев

Питание за счет моря

Пища с большим содержанием белка.

Проверяем заполнение таблицы ( СЛАЙД 8).

Для закрепления выполним тест и проведем взаимопроверку в парах.

( СЛАЙД 9).

Коментируем слова Джеймса Кука, данные на ( СЛАЙД 10)

Синквейн: ( СЛАЙД 11).