Разработка урока по теме Питание и режим рек
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Праздникова Светлана Валентиновна

Данный материал можно применять на уроке при обьяснении новго материала в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme_pitanie_i_rezhim_rek.rar66.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова»

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА ГЕОГРАФИИ

ТЕМА: «ПИТАНИЕ И РЕК»

Исполнитель:

Праздникова С. В.

учитель географии

Вахрушев

2017

Тип урока: комбинированный

Класс: 6

Предметная область: география

УМК:

1.  А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 5-6 классы. Учебник. Москва: Дрофа, 2017

 2. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы.

3. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы. Москва: Дрофа, 2016

4. Атлас «География. 6 класс.» Москва: Дрофа, 2017

Цель урока:

1. Познакомить с понятиями водный режим реки, питание реки; закрепить знания об элементах речной системы, характере течения реки и зависимости от рельефа.

2. Развивать умение определять географическое положение объекта (реки).

3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Задачи урока:

-актуализировать  и применить знания о строении речной системы, речной долины, особенностях рек равнинных и горных, за счет применения разнообразных форм контроля;

-создать условия для усвоения понятий «режим рек», «питание рек», «паводок», «половодье», «межень»;

- стимулировать необходимость воспользоваться географическими картами для поиска необходимой информации;

-развивать способность сравнивать, сопоставлять, логически мыслить;

-воспитывать познавательный интерес на основе усиления практической значимости материала, применения краеведческого материала;

-создать благоприятную, здоровье сберегающую обстановку.

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:  организовать сотрудничество при работе в группах, выстроить взаимодействие учащихся друг с другом, учить выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе урока.

Предметные : развивать умения выделять главное, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию знаний и умений.

Метапредметные: в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации выяснить особенности рек; найти и объяснить основные понятия урока.

Формируемые УУД:

Личностные УУД

- осознание ценности географических знаний.

- овладение определенной географической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;

Познавательные УУД

- уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать, выделять главное.

- сформировать представление об основных реках мира, скорости равнинных и горных рек, называть и правильно показывать на карте основные части реки, бассейн, водоразделы.

Коммуникативные УУД.

- уметь выражать свои мысли.

 - формировать и аргументировать свое мнение;

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД

- проговаривать последовательность действий при выполнении;

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.

- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока;

- работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль, коррекцию;

                                                                       Ход урока:

«Реки как люди»   Л.Н.Толстой

Мотивация.

Учитель:

Приветствую учащихся:

– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

Ребята,  у  меня есть великолепная возможность сегодня поработать вместе с вами.
Я предлагаю эпиграфом нашего урока взять слова Л.Н.Толстого «Реки как люди», как вы думаете почему он так сказал?  

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель: Да, мы все разные. Природа наделила людей разными характерами, и у каждого человека свой, особый, индивидуальный, ни на чей больше не похожий характер. Приведите примеры какие у человека могут быть черты характера.

Ученики: (Ответы учащихся.)

Актуализация.

Учитель:

Вот и реки тоже различаются по характеру своего течения. Вспоминаем, работаем с картой, показываем. (Амур, Обь, Енисей, Волга, Терек)

Как и человек реки имеют своё строение. Давайте вспомним: какие части имеет река.

(рисунок на доске)

http://litceymos.ru/itbeitb/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B8.%20%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0b/21728_html_m2cd74102.jpg

 

(один ученик подписывает части реки на доске, а ребята, работая в парах, находят соотношение на местах. На партах лежат разрезанные полоски бумаги, на которых есть надписи частей  реки и дано определение этой части, задача детей правильно сопоставить).

Река

Поток воды, текущий в выработанном углублении – русле реки.

Исток

Место начала реки.

Устье

Место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Водораздел

Граница, разделяющая соседние речные бассейны.

Речная система

Главная река со всеми притоками.

Приток

Река, которая впадает в большую реку.

Бассейн

Участок земной поверхности, с которого река собирает все свои воды.

Проверяем!!!

Учитель:

Как вы думаете, мы все вопросы рассмотрели по теме «Реки»?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель:

А есть профессия, которая изучает воду?

Ученики: (Ответы учащихся.) - гидрологи

Учитель:

Я вам предлагаю несколько минут поработать гидрологами и заполнить карточки:

(ребята работают по вариантам  с раздаточным материалом. Дают характеристику реки по вопросам карточек.).

Карточка №1 Вариант-1

Части реки

Волга

Исток

Устье

Притоки

К бассейну какого океана относится

Питание

Режим

Карточка №1 Вариант-2

Части реки

Обь

Исток

Устье

Притоки

К бассейну какого океана относится

Питание

Режим

         Выявление места и причины затруднения.

Учитель:

Выполнили задание? В чем были трудности?  Проверяем каждый вариант.

Затруднение и у 1 и 2 варианта одно и то же. Нам надо узнать, что такое питание и  режим рек?  Именно эти колонки у вас остались незаполненными.

Это и будет темой нашего урока. (записываю тему на доске, либо ее может записать любой ученик класса).

 А что бы вы хотели узнать в рамках этой темы?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель:

Пишу задачи на урок, которые говорят дети.

Чтобы поддерживать свой организм, мы питаемся. Чем?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель:

Так и реки, чтобы поддержать свое течение (а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается), должны питаться.

Реализация.

Питание реки – поступление воды в реку от различных источников.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек стр. 110 уч.

Работа в группах по 4 человека.:

Карточка № 2

                                                            Питание  

дождевое

снеговое

ледниковое

подземное

смешанное

На примере реки Поронай заполняем пятую колонку.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, но надо идти дальше.

 Подъем , утренняя зарядка, завтрак, поход в школу, занятия в школе, обед, отдых, подготовка д/з, помощь по дому, сон. Что я вам сейчас перечислила?

Ученики: Составляющие режима дня.

Учитель: Отлично! Для чего необходимо придерживаться режима дня?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель: Реки как люди тоже имеют режим. Работа с учебником стр. 112 зачитываем определение, выписываем  в таблицу три вида режима рек.

Работа в группах по 4 человека.:

Карточка № 3

                                                               Режим

половодье

межень

паводок

Учитель: Итак ребята, выяснили мы с вами что такое питание и режим рек?

Ученики: Да

Учитель: А теперь давайте вернемся к работе с карточками №1. Я думаю, что сейчас самое время заполнить последние две колонки, а именно, питание и режим рек Волги и Оби.

 (ребята работают по вариантам  с раздаточным материалом, заполняя последние две колонки. Проверяем.

Учитель: Ну вот, теперь ваши таблички заполнены полностью. Давайте поаплодируем себе.

Части реки

Волга

Обь

Исток

Волдайская взв

Бия+Катунь

Устье

Каспийское море

Обская губа

Притоки

Ока, Кама

Иртыш

К бассейну какого океана относится

Внутреннего стока

Сев-Лед.океан

Питание

смешанное

Смешанное (снеговое)

Режим

Весеннее половодье, осенние паводки

Весеннее половодье,

Учитель:  Ребята, а  каковы причины стихийных явлений в природе: половодья, наводнения?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель: Итак, ребята, возвращаясь к эпиграфу нашего урока “Реки как люди…”. Можно ответить на вопрос: Почему про реки так сказал Л.Н. Толстой?

Ученики: Имеют строение, характер, питание и режим.

Рефлексия.

Высказывают свое отношение к уроку:

1) Урок полезен, все понятно.

2) Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3) Еще придется потрудиться.

4) Да, трудно все-таки учиться!

5) Свой вариант.

Домашнее задание на выбор:

1. Напишите сочинение –рассуждение о значении и использовании рек

2. Составить кроссворд по теме «Реки»  (6 слов)

Учитель:

Завершить наш урок хочу словами поэта Э. Огницвет

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Спасибо за работу!

Приложение 1:

Река

Поток воды, текущий в выработанном углублении – русле реки.

Исток

Место начала реки.

Устье

Место впадения реки в море, озеро, другую реку.

Водораздел

Граница, разделяющая соседние речные бассейны.

Речная система

Главная река со всеми притоками.

Приток

Река, которая впадает в большую реку.

Бассейн

Участок земной поверхности, с которого река собирает все свои воды.

Приложение 2:

Карточка №1 Вариант-1

Части реки

Волга

Исток

Устье

Притоки

К бассейну какого океана относится

Питание

Режим

Карточка №1 Вариант-2

Части реки

Обь

Исток

Устье

Притоки

К бассейну какого океана относится

Питание

Режим

Приложение 3:

Карточка № 2

Питание  

Приложения 4:

Карточка № 3

Режим