Урок географии в 6 классе по теме: " Питание и режим рек"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Разработка комбинированного урока в 6 классе к учебнику В. П. Дронов, Л. Е. Савельевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_i_rezhim_rek.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Питание и режим рек. Равнинные и горные реки»

Цели:

  • Закрепить полученные знания о реках, их частях, составе
  • сформировать представление о питании и режиме рек, закрепить картографические знания и умения, находить водораздел рек, сформировать представление о работе текучих вод.
  • сформировать знания о горных и равнинных реках и водопадах
  • воспитать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

  1.  Организационный момент и мотивация  2 мин.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Эпиграфом к нашему уроку будет  древняя китайская мудрость

«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!»

2 Проверка домашнего задания и повторение изученного. 10 мин.

Прежде чем мы перейдем к новой теме, вспомним то, что изучали на прошлом уроке.

  1. Заполните таблицу на доске, используя атлас ( 1 человек)

Река

Притоки

Правые

Левые

Волга

Лена

Енисей

Обь

  1. По карте определить где у реки исток, где устье. Какие есть притоки: правые, левые, какого порядка. Заполнить таблицу  на доске  ( 1 человек)

Река

На каком материке

Где исток

Где устье

Волга

Обь

Лена

Миссисипи

Амазонка

Нил

Пока ребята заполняют таблицу проводим устный опрос предыдущей темы

  1. Что такое исток, устье, приток? Где реки могут начинаться( болота, озеро, в горах , из ледников, из родников или в результате слияния двух рек). Что такое речная система? Из каких частей она состоит? Приведите примеры левых и правых притоков Волги, Оби, Енисея, Лены.

Проверяем как ребята заполнили таблицы на доске.

  1. По схеме на доске определить под какой цифрой находятся: исток, устье, правый приток, левый приток, верхнее течение, нижнее течение, среднее течение.

  1. Работа всего класса по двум контурным картам: РФ и мира (стр. 8 и 12)

Нанести на контурную карту реки (самостоятельно)  Волга с притоками Кама и Ока, Нил, Амазонка,  Конго, Обь( Иртыш), Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Вы отлично поработали и вот оценки вам за хлопоты.

3 Изучение новой темы. 18 мин.

Сегодня  мы продолжим изучать реки. Скажите чем питаются реки?(Водой). Хорошо, а откуда реки берут эту воду.( Из дождя, снега из подземных вод.). Запишем тему урока в тетрадь.

Определим сначала типы питания рек: Дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. А от чего зависит питание реки? (от климата, от рельефа, от географического положения). Как вы думаете чем в основном питается Амазонка и  Конго?(дождевое).Так как они протекают там, где почти весь год идут дожди. Это очень полноводные реки.

Хорошо а чем питаются реки, которые берут начало в горах.? (талыми водами ледников) Амударья, Инд, Сырдарья. Летом, когда в горах тают ледники у этих рек самый высокий уровень воды. Чем жарче лето, тем выше их уровень. В РФ Терек.

Но есть ещё один тип питания. Запишите в тетрадях смешанное питание. Т.е сразу несколько типов питания. Большинство рек, протекающих по равнинам нашей страны имеют, именно смешанное питание. Как вы думаете, чем питается наша Волга? (Зимой единственный источник питания – выходы грунтовых вод. Если бы не подземные воды, то зимой подо льдом реки бы вообще иссякли. А весной в Волгу стекают талые снеговые воды, переполняя русло. А летом питание дождевое и снова огромную роль играет подземное, так как много воды испаряется. И только осенью, когда идут сильные дожди роль дождевого питания увеличивается.)

Так вот когда весной река разливается, переполняя русло , затапливая берега. Как этот процесс называется? (Половодьем). В нашей местности половодье наступает с приходом весны. Летом реки сильно мелеют и это наступает межень. А осенью сильные затяжные дожди могут сопровождаться паводками –в отличие от половодья, это кратковременными подъемы воды. Все новые понятия мы записываем в тетрадь.

Беседа о роли рек для человека и охране вод.

Какова роль рек для жизни человека?

От чего и зачем необходимо охранять реки?

4. Практическая часть урока. 9 мин.

По плану в учебнике (стр. 225) описать реку. 1 вариант – Волга. 2 вариант – Енисей.

5.Закрепление.  3 мин.

Что мы сегодня нового узнали?

Ответить на вопросы.

Самая длинная река мира – Амазонка. Самая многоводная река мира – Амазонка. Река с самым большим бассейном в мире – Амазонка. Трудно найти какой-то параметр, по которому Амазонка уступает любой другой реке на планете. Самая длинная, самая полноводная, крупнейшая по размерам бассейна, образует самую большую в мире дельту…

Привести примеры рек с летним половодьем? Где они расположены?

Привести примеры рек с весенним половодьем? Где они расположены?

Описать режим реки, близ которой мы живем.

  1. Итог урока 2 мин.

Вот и подошел к концу урок. Вы сегодня очень хорошо поработали, и настало время поставить вам отметки за урок.

  1. Домашнее задание 1 мин.

Параграф 48 читать. Знать ответы на вопросы в конце параграфа устно. Письменно сравнить режимы рек Обь и Амур в нижних течениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

урок географии 6 класс по теме" Ветер" .

урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику  Герасимовой , Неклюковой....

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Урок географии 6 класс по теме "Озера"

Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...