Разработка урока по теме "Рациональное питание - залог здоровья"
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) на тему

Гиззатуллина Зинфира Габдулхаковна

«Великие люди были всегда воздержаны в еде» (Оноре де Бальзак)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_rats._pitanie.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

   Учитель математики высшей  квалификационной категории  МОУ «Старо – Уруссинская школа» Ютазинского района РТ  Гиззатуллина З.Г.

Тема: Рациональное питание –  залог здоровья

Цель:

  1. Ознакомить учащихся с понятием «рациональное питание».
  2. Научить детей определять энергетическую ценность продуктов, правильное соотношение белков, жиров и углеводов в своей пище.
  3. Воспитывать у учащихся гигиену и культуру питания.

Оборудование:

  1. Высказывания великих людей.
  2. Таблицы:

-  энергетическая ценность продуктов;

- ориентировочная шкала оценки роста и веса;

-  калораж питания школьника;

- ориентировочное соответствие энергоемкости пищи и энергозатрат.

На доске написаны высказывания великих людей:

«Никто не должен переступать меры ни в пище, ни в питании»   (Пифагор Самосский)

«Великие люди были всегда воздержаны в еде» (Оноре де Бальзак)

                                               

 Ход урока.

Учитель. Слово «здоровье» по Ожегову обозначает «правильная нормальная деятельность организма». К этому слову можно привести больше 20 определений и больше 30 однокоренных слов. Попробуем?

Ответы учащихся.

Учитель. Чем раньше, шагая по годам жизни, человек познает свою собственную роль в формировании здоровья, тем крепче его тело, тем выше интеллект, а значит – выше возможности реализации своих способностей. Что нужно человеку для жизни?

Ответы учащихся: санитарно – гигиенические требования: всегда и везде соблюдать чистоту, утром и вечером чистить зубы, еженедельно ходить в баню, следить за своими волосами, ногтями, кожей. Всегда одеваться по сезону. Заниматься физкультурой, умываться холодной водой. Не употреблять спиртные напитки, не курить. Заниматься спортом и правильно питаться и т.д.

Учитель. Очень важная часть из перечисленного – пища. Известно, что основными веществами пищи являются белки, жиры и углеводы, в состав которых входят углерод, водород и кислород, а в белки – еще и азот. При воздействии ферментов слюны, желудочного и кишечного соков принятая пища распадается на:

  1. аминокислоты;
  2. жирные кислоты;
  3. глюкозу.

 Все это доставляется по воротной вене в печень, а затем разносятся по всему организму в ткани, органы, клетки. Сколько же надо жиров, белков и углеводов для нормального развития вам в день?

            Белки                                       Жиры                                      Углеводы

          80 – 85 г                                  80 – 85 г                                      310 – 330г

 

Если есть меньше, вы худеете, если больше – толстеете.

Проверим ваш вес и рост. Вы помните свои данные? Теперь сравним их с таблицей

Пол

Возраст

                                Рост / вес

маленький

средний

большой

Очень большой

Девочки

7

115 / 16

!!9 / 21

127 / 29

131 / 33

8

116 / 17

122 / 22

133 / 31

139 / 36

9

122 / 20

127 / 24

138 / 33

143 / 37

10

123 / 21

130 / 26

144 / 38

151 / 44

11

129 / 22

136 / 29

149 / 43

156 / 50

12

134 / 25

142 / 33

157 / 49

165 / 57

13

140 / 28

148 / 36

163 / 51

171 / 59

14

143 / 34

150 / 41

165 / 57

172 / 65

Мальчики

7

115 / 18

!!9 / 21

128 / 24

133 / 27

8

115 / 18

122 / 23

134 / 32

141 / 36

9

121 / 20

127 / 25

140 / 35

146 / 40

10

127 / 24

132 / 28

143 / 37

149 / 42

11

129 / 25

136 / 30

149 / 41

156 / 46

12

137 / 25

142 / 32

153 / 46

159 / 53

13

138 / 28

146 / 36

162 / 51

170 / 59

14

142 / 30

151 / 39

168 / 57

176 / 66

 

(Дети сравнивают свой вес и рост)

Учитель. Теперь вы определили надо ли вам похудеть или, наоборот, поправиться.

Самая большая ошибка в питании – злоупотребление легкоусвояемыми углеводами (сладостями), конкретно – сахаром.

 Содержание сахара в:

- 1 чайной ложке – 9 г

- 1 конфете – 10 г

- 1 ложке варенья – 11 г

- 1 пирожном – 34 г

- 1 мороженом – 12 – 16 г

- стакане сока – 26 г

- стакане компота – 20 – 40 г

- стакане лимонада – 16 г.

Мы в день должны употреблять только 50 – 7- г сахара. А мы сколько? Сосчитаем.

Учитель. Вспомним, что вчера кушали?

(Дети на листочках записывают, что они ели вчера, и считают, сколько сахара они употребили). Сосчитали лишние граммы сахара, значит, сколько граммов нам осталось на сегодня? Но кроме всех нами любимых сладостей мы ведь  еще и питаемся. Потребляемые нами продукты и приготовленные из них блюда в разных количествах содержат и белки, и жиры, и углеводы с соответствующей их количеству энергетической ценностью (калории). Ознакомимся со следующими таблицами:

                                            Калораж питания школьников

Возраст

Энергетическая ценность

Жиры (г.)

Белки (г.)

Углеводы (г.)

Минеральные вещества

КДж

В Ккал

Всего

Животного происхождения

Всего

Животн. происхождения

Са

7 – 10

9630

2300

79

47

79

16

315

1100

Мальчики

11 – 13

11308

2700

93

56

93

19

370

1200

Девочки

10258

2450

85

51

85

17

340

1100

Юноши

14 – 17

12142

2900

100

60

100

20

400

1200

Девушки

10886

2600

90

54

90

18

360

1100

 

           

  Таблица энергетической ценности                                                

№ п/п

     Наименование

                Содержание (г.)

ККал

белки

жиры

Углеводы

1.

Бутерброд с маслом

2,5

12

18

200

2.

Бутерброд с сыром

7

8

18

175

3.

Бутерброд с колбасой

11

12

47

350

4.

Салат овощной (150 г)

2

5 – 10

5

100

5.

Грибы (100 г)

1,5

10

4

100

6.

Борщ, Щи (500 г)

4

13

20

200

7.

Суп – лапша

15

7

50

350

8.

Суп гороховый

15

7

50

350

9.

Каша (200г)

8

8

55

300

10.

Макароны с маслом (200г)

8

8

50

300

11.

Яйца – 1 шт.

12

12

2

160

12.

Омлет

20

30

3

350

13.

Творог жирный – 100г

11

19

3

230

14.

Сырники с творогом и сметаной

24

22

35

440

15.

Блинчики с творогом и сметаной

25

33

55

640

16.

Молоко, кефир - 200г

6

7

9

125

17.

Сметана -100г

2

28

3

285

18.

Сыр -100г

21

30

3

380

19.

Рыба отварная – 100г

16

-

-

75

20.

Мясо отварное – 100г

25

15

-

250

21.

Курица – 100г

18

7

-

140

22.

Картофель – 200г

-

-

40

200

23.

Капуста – 100г

-

-

5

30

24.

Морковь – 100г

-

-

8

35

25.

Огурцы  - 100г

-

-

3

15

26.

Свекла – 100г

-

-

10

50

27.

Помидоры – 100г

-

-

4

20

28.

Кисель, компот – 200г

-

-

35

150

29.

Свежие ягоды 100г

-

-

9

45

30.

Чай с сахаром – 200г

-

-

15

60

31.

Масло сливочное – 100г

1

75

1

700

32.

Масло растительное – 100г

-

100

-

900

33.

Кофе с молоком- 200г

3

3

28

150

34.

Пельмени -200г

21

10

40

350

35.

Блины – 200г

7

8

55

325

36.

Котлеты – 100г

20

25

-

300

37.

Плов – 300г

25

30

55

600

38.

Суп молочный- 500г

14

16

45

400

Сейчас все вместе посчитаем мой завтрак:

  1. Творог со сметаной
  2. Бутерброд с маслом
  3. Бутерброд с сыром
  4. Стакан чая с сахаром

Наименование

Белки

Жиры

Углеводы

Ккал

Творог со сметаной

11

19

3

230

Бутерброд с сыром

7

8

18

175

Бутерброд с маслом

2,5

12

18

200

Чай с сахаром

-

-

15

60

Затем дети считают свой завтрак.

Учитель. Почему у людей бывает избыточный вес? Исследования показали, что в школах 10 – 12% учащихся имеют избыточный вес. Как с ним бороться?

Ответы учащихся.

Учитель. А теперь решим несколько задач.

  1. Лена за день съела: 300 г говядины, 100 г курятины, 100 г сыра, 3 яйца, 200 г рыбы.

 а) Если  будет так питаться каждый день, она похудеет или поправится?

 б) На сколько больше белков, чем нужно съела Лена, на сколько дней должно хватить белков, съеденных за день при нормальном питании?

2. Саша съел за завтраком 100 г творога, 100 г каши. За обедом – 200 г говядины. Что ему нужно съесть на ужин, чтобы не превысить норму потребления белков?

3. Сережа любит сладкий чай. Он кладет в стакан 3 ложки сахара. Утром - выпивает 1 стакан чая, 2 конфеты, 1 пирожное. Днем - 2 стакана чая, 10 ложек варенья и стакан компота. Вечером -  сок, 2 конфеты, 1 пирожное. А еще перед сном 100 г меда.

 а) Сколько углеводов за день получает он?

 б) Как будет изменяться его вид и вес?

 в) На сколько дней при нормальном питании хватит продуктов, съеденных за день?

4. Где больше углеводов и на сколько: в 3 стаканах компота или в 200 г каши?

5. Сколько граммов картофеля, по содержанию углеводов, равно 2 стаканам компота?

6. В чем больше жиров: в 10 яйцах, 50 г сыра или 100 г говядины?

7. Мальчик за завтраком съел 50 г сыра, 100 г сметаны. За обедом – 50 г сливочного масла и одно яйцо. Что ему нужно съесть за ужином, чтобы не превысить норму потребления жиров?

Учитель. А сейчас проведем анкету «Как Вы питаетесь?», позволяющий выявить эффективность урока.

- У меня нет проблем с питанием.

- Иногда хочется чего-то вкусненького, в чем приходится себе отказать.

- Я очень многого не могу себе позволить, однако нельзя сказать, что голодаю.

- Питаюсь нерегулярно, время от времени испытываю чувство голода, которое нечем утолить.

- Мне почти постоянно хочется есть - полностью наесться удается очень нечасто.

- Изменилось ли Ваше отношение к своему здоровью, питанию после урока?  

Итог урока. Правильно питаться трудно или легко? Нужно ли считать энергетическую ценность продуктов или не обязательно? Делайте выводы, хотите быть здоровыми, красивыми, успешными, привлекательными, интересными или нет.

Выбор за вами!

 

 

МОУ «Старо-Уруссинская СОШ» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

План открытого урока по теме:

                                                                     Подготовила и провела

                                                                   учитель математики первой

                                                                   квалификационной категории

                                                                   Гиззатуллина З.Г.

2009 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровое питание - залог здоровья

Театрализованное представление...

Методическая разработка "Правильное питание - залог здоровья"

В этом файле Вы сможете ознакомиться с основными принципами здорового питания ; со способами приготовления пищи ; со структурой потребления,свойствами,составом и вкусом пищи;переход на здоровое питани...

Здоровое питание – залог здоровья.

Форма проведения: урок-играЦель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Задачи: 1.Образовательные:1.1.Обобщить знания учащихся о здоровом образе жиз...

: Здоровое питание – залог здоровья.

Тема:       Здоровое питание – залог здоровья.Форма проведения: урок-играЦель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. ...

«Наше питание. Правильное питание – залог здоровья» конспект -презентация

Конспект - транслит презентации, которая поможет провести занятие по формированию здорового образа жизни. Данный транслит позволит просто переместить слайды в заготовку презентации, которую вы можете ...

«Наше питание. Правильное питание – залог здоровья» конспект -презентация

Конспект - транслит презентации, которая поможет провести занятие по формированию здорового образа жизни. Данный транслит позволит просто переместить слайды в заготовку презентации, которую вы можете ...