Формирование и развитие экологического мышления на уроках географии.
статья по географии по теме
Представлена статья о формировании умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие экологического мышления
на уроках географии.
Басова Галина Константиновна, учитель географии МОУ «Кукмаринская основная общеобразовательная школа»
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания и образования личности.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации, анализировать эту информацию, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
В ФГОС прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать:
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления,
- развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование и развитие экологического мышления,
- умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
На уроках географии предусматривается формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно–следственные связи в системе «природа—человек—производство», ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии; сделать обучение более занимательным; использовать проблемный метод обучения; показать возможность применения экологических знаний на практике; шире использовать накопленный краеведческий материал.
Её итогом должно быть формирование у школьников этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Курс географии можно разбить на 3 этапа:
I - курс начальной географии, 5,6 классы - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца.
II – география природы, 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
III - природопользование и геоэкология – 9-10 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
Основные виды деятельности школьников:
- усвоение четко заданного образца);
- игровая деятельность;
- учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях;
- систематический познавательный поиск по типу научного исследования;
- дискуссионная (диалоговая, коммуникативная) деятельность.
К формам организации экологического воспитания относят:
-урок как традиционная форма (и его разновидности: вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод,
эксперимент, решение экологических задач).
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
Преподавание предмета немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют:
- осуществить индивидуальное, личностно-ориентированное обучение, поскольку учащиеся работают по одному или в малых группах, и учитель может общаться с каждым персонально;
- реализовывать самостоятельное обучение: ребенок ищет ответ на поставленный вопрос, работает с литературой сам, собирая необходимые сведения;
- освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов;
- показать красоту природы, создать «точку удивления» и сформировать эстетическое отношение к природе.
Кроме реализации рабочих программ по предмету, активно используются внеурочные формы занятости детей.
Одной из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей является исследовательская деятельность. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, участвовать в научно–практических конференциях.
Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
Основными компонентами экологического мышления должны стать: экологические знания, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377436-1389176049.jpg)
Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)
Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...
«Использование игровых технологий для формирования и развития УУД на уроках географии»
Данная работа посвящена одной из наиболее значимых и актуальных на современном этапе развития образования проблем: использованию игровых технологий в курсе географии для формирования и развития УУД уч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004936-1517425967.jpg)
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"
Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...
Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...